Все новости
Общие статьи
4 Декабря 2021, 11:10

Рустам Сиразетдинов: «Прощай, Арктика!»

Постоянный автор нашего издания рассказывает о завершении трехмесячного путешествия по Северному морскому пути в рамках экспедиции РГО «РоссиЯ-2021».

За последние дни «Сомов» застоялся. Мало того, просто прикипел днищем и бортами ко льду. Утром я вышел на палубу: полярная ночь, подчеркивающая ущербность луны, наполнила окружающий океан таинственностью. Крепкий мороз словно розгами высек пальцы рук. Они тут же замерзли, даже в теплых перчатках. Зарядки телефона хватило всего на несколько снимков со вспышкой…

В 10 утра знакомое урчание под ногами возвестило о том, что в машинном отделении завели двигатели. Капитан по корабельному радио вызвал на мостик вахтенного матроса. «Сомов» опять начал месить винтами ледяную крошку. С перерывами двигатели корабля крушили лед вокруг всю ночь, вплоть до завтрака. Вперед-назад, вперед-назад. Затем смолкли. «Сомов» вновь замер, упершись в ледяную преграду. Грустно!

А тут еще и очередная новость подлила масла в огонь. Ледокол для проводки «Михаила Сомова» придет не 20, а 25 ноября! Очень сложная ледовая обстановка. Поэтому прибытие в Архангельск затянется до 5 декабря… Сейчас мы стоим недалеко от острова Русский, у побережья Таймыра, в стороне от корабельных трасс. Ждать помощи от случайных попутчиков не приходится.

Среди экипажа и оставшихся на борту членов экспедиции ходят разнотолки. Ситуация усугубляется тающими запасами воды: капитан вынужден ограничить ее потребление. Душ и стирка теперь только раз в неделю. Из-за морозов снизилась температура и на борту «Сомова», система обогрева кают не справляется. Плюс ко всему – общая усталость людей от затянувшегося рейса. И эта вечная ночь…

Сегодня вышли с Саней на палубу и не узнали ее. Обледенение! Под ногами каток, а вокруг сказочное ледяное царство Деда Мороза: весь такелаж, лестницы, краны, конструкции корабля, механизмы и даже вертолет на взлетной площадке покрылись толстым слоем льда. Мы так же стоим на месте и даже не пытаемся заводить двигатели.

В одном везет: в последние дни небо ясное и мы наблюдаем северное сияние. В этих краях 8-9 месяцев в году ледяные поля и обмерзшие острова, северные берега континента сливаются в одну снежную пустыню. И только в течение считанных летних месяцев в проливах между островами проходит некоторая подвижка льда. Вокруг нас– необъятная глубокая тьма, нельзя даже выйти за пределы корабля! Природа ставит перед человеком, пытающимся проникнуть в тайны полярных областей, опасные и сложные препятствия. И нам еще повезло, что мы сумели почти самостоятельно проскочить между ледяными клешнями пролива Вилькицкого! Буквально через день после того, как мы вырвались из его горла, в акватории Северного морского пути в районе пролива оказались заблокированными льдами 24 судна. Они следовали без ледокольного сопровождения…

Здесь, у острова Русский, у нас больше шансов избежать белого плена. Бывают в жизни мгновения, ради которых стоит рисковать и терпеть. Уже третий день под нашим иллюминатором, с правого борта «Сомова», в трещине прописался морж. Мы в шутку назвали его «Сталиным». Периодически, через полчаса-час он кажет свою усатую клыкастую морду в полынье и шумно дышит, то и дело отфыркиваясь. С любопытством «Сталин» рассматривает наши удивленные лица, прислушиваясь к щелчкам затвора фотокамеры, и вновь ныряет в ледяную воду…

Температура за бортом –25. А скорость ветра – 18 метров в секунду! Огромный кусок льдины оторвало от кормы «Сомова» и унесло ветром. Справа по борту обнажилась вода, мы вновь заводим двигатели. Всю ночь пытаемся тронуться с места, однако нос корабля намертво впаян в кромку ледяного поля. Лишь северное сияние над головой утешает приветствием своего холодного свечения: у вас еще все впереди!

«Черный ветер, белый снег… Ветер, ветер… на ногах не стоит человек!». Невольно в голову приходят строки Александра Блока. Привыкнуть можно ко многому: к человеку, к мебели, к климату. К морю нельзя привыкнуть! Потому что оно никогда не бывает одинаковым, оно всегда неповторимо. И еще его можно или любить, или не любить.

17 00. К нам прибыл огромный танкер «Давыдов». Для населения «Михаила Сомова» это настоящее событие. Большая часть экипажа и все члены экспедиции высыпали на верхнюю палубу. Наконец-то дождались! «Давыдов» начинает операцию по вызволению нашего корабля из ледовых тисков. Гигант, который бороздит северные моря под филиппинским флагом и возит тысячи тонн «голубого» топлива из России в страны Азии, проходит по правому борту «Сомова». Затем обкалывает ледяные поля в районе носа. Под нами уже вода. Набирая скорость, «Сомов» уходит в темноту неизвестности, сигналя фонарями благодарность своему спасителю…

24 ноября. «Михаил Сомов» вновь уперся носом в очередной ледяной завал. Сильные ветра и мощные течения, борясь друг с другом, сталкивают лбами огромные ледяные пласты. В местах их соприкосновения рождаются настоящие крепостные стены.

25 ноября. Сегодня мы вновь ждем помощь извне. По рации сообщили, что рядом проходит танкер-газовоз «Рудольф Самойлович». Он направляется на погрузку к острову Белый и возьмет нас в свою компанию. Дальше уже и льды проходимые, да и судов больше курсирует. Ближе к 11 часам утра замечаем в ночной тьме справа по борту яркие огни. Танкер плавно подходит к «Сомову» и начинает утюжить льды вокруг. Уже в 11.45 мы бойко мчимся за «Рудольфом Самойловичем».

СПРАВКА. «Рудольф Самойлович» назван в честь известного советского врача-полярника, доктора наук, профессора Рудольфа Лазаревича Самойловича. Построен в 2018 году. Длина танкера – 299 метров, ширина – 50 метров, осадка – 11 метров. «Рудольф Самойлович» принадлежит канадской фирме «Teekay», ходит под флагом Багамских островов. В настоящее время перевозит газовый конденсат для компании «Ямал СПГ».

До Диксона нам идти около 80 миль. Дальше – остров Белый, а там и до Карских ворот недалеко…

Вот уже третьи сутки «Сомов» идет без остановок вслед кильватерной струе огромного танкера. Настроение у всех отличное. Капитан снял ограничения на потребление воды, и мы с радостью воспользовались возможностью принять душ.

Движемся по главной трассе Северного морского пути на всех парах. Танкер остался на погрузку у Белого, но теперь его помощь особо и не требуется, лед стал намного тоньше, да и потеплело. На капитанском мостике «Сомова» каждые четыре часа сменяют друг друга помощники капитана: судно не останавливается ни на минуту. Монитор навигатора показывает все больше участков с чистой водой, а толщина льда все меньше…

Ночью «Сомов» вдруг стопорит машины, потом дает задний ход. Неужели опять застряли во льдах? Только откуда им взяться? Саня открывает стекло иллюминатора: впереди на небольшой льдине мигает аварийный маячок. Что это? Неужели человек за бортом? Мы быстро одеваемся и стремглав бежим на нос по правому борту, как это и положено по корабельным законам. Матросы пытаются зацепить «кошкой» большой пластиковый пакет, на который надет спасательный жилет с сигнальным фонариком. Оказывается, заядлые курильщики с «Сомова» связались по рации с экипажем впереди идущего танкера и «стрельнули» курево. С танкера сбросили посылку…

28 ноября. Сегодня необычное утро. Оно для нас как настоящий праздник! Вокруг корабля до самого горизонта – чистое море, ни одной льдинки. Позади Карские ворота. «Где ладья не рыщет, а у моря будет!» – говорили в старину поморы. Вот и мы вышли на просторы Баренцева моря. Оно до самого горизонта изрезано белыми валами, ветер гонит их навстречу кораблю, ряд за рядом, срезая с верхушек кипящие гребешки. Море кажется рифленым как стиральная доска с остатками мыльной пены.

Стало светлее… Ненамного, но все же отступила полярная ночь: на часах – 11 утра, а в иллюминаторе даже можно разглядеть горизонт. И не только в иллюминаторах, но и в наших сердцах!

СПРАВКА. Баренцево море. Площадь – 1424000 квадратных километров. Наибольшая глубина – 600 метров. Расположение – 75 градусов северной широты, 38 градусов восточной долготы. Является окраинным морем Северного Ледовитого океана. Омывает берега России и Норвегии. До 1853 года называлось Мурманским, Русским морем. Поморы звали его Студенец. Расположено на континентальном шельфе. Юго-западная часть не замерзает из-за влияния Северо-Атлантического течения. Юго-восточная часть называется Печорским морем. Имеет важное значение для транспорта и рыболовства.

Карское и Баренцево моря соединяют два пролива – Карские ворота и Югорский шар. Пролив Югорский шар – это мрачная, тоскливая полоса воды, проходящая, будто сквозь игольное ушко, между оконечностями острова Вайгач и Югорским полуостровом. Карские ворота чуть выше: между северной оконечностью Вайгача и южной кромкой Новой Земли. В пределах Баренцева моря мало островов. Крупнейший из них – остров Колгуев. Завтра «Михаилу Сомову», согласно назначению, предстоит оставить на Колгуеве груз.

СПРАВКА. Площадь острова составляет почти 3,5 тысячи квадратных километров. Население – более 400 человек. Территориально Колгуев относится к Ненецкому автономному округу. Единственный населенный пункт острова – поселок Бургино. Здесь живут оленеводы и рыбаки. В 1980-1983 году на Колгуеве было открыто Песчаноозерское нефтяное месторождение. Лицензию на ведение работ получили два континентальных предприятия: «АрктикНефть» и «Арктикморнефтегазоразведка». Добыча нефти на острове осуществляется вахтовым методом. На юге остров отделяет от материка 75 километров Поморского пролива с глубинами до 50 метров. На юго-востоке острова находится Печорское море. По одной из версий, название острову дали поморы в память о рыбаке Иване Калгаеве, который пропал без вести в местных водах. По другой, оно происходит от старофинского слова «коллагуе», которое означает «треугольник». О приближении Колгуева нам возвестила чайка, пронесшаяся вдоль левого борта «Сомова». Давно мы не видели птиц…

Едва забрезжил скоротечный рассвет, вертолет с «Сомова», взяв на борт груз и людей, улетел на остров. Баренцево море покрыто шугой. Она блестит словно рыбья чешуя, окрашиваясь в лучах едва выглянувшего из-за горизонта солнца.

Хорошо, что мы шли всю ночь с крейсерской скоростью и успели пораньше разгрузиться. Пошел снег. В 12 часов по рации пограничники сообщили капитану «Сомова» о штормовом предупреждении. К счастью, хотя мы чувствуем усиление ветра и бортовую качку, а на волнах появились барашки, ненастье обходит нас стороной.

Частые вторжения теплых атлантических циклонов и холодного арктического воздуха определяют большую изменчивость погодных условий на Баренце. Особенно в ноябре здесь штормит «по-взрослому».

В прошлом году 28 декабря в акватории Баренцева моря у Новой Земли затонуло рыболовецкое судно МК-0331 «Онега». Его настиг шторм. Скорость ветра доходила до 25 метров в секунду, а его порывы и до 30-ти! Волны вздымались на высоту до четырех метров. Обледенелое судно мгновенно затонуло. Весь экипаж смыло за борт, 17 человек погибли. Спастись удалось только двум морякам…

Мы уже ощущаем близость материка. Справа, чуть позади кормы, приветливо мигает своим фонарем маяк, берег опоясал белый воротник берегового припая. Мы уже в Белом море. Вертолет вновь поднимается в небо, тащит в огромной авоське дюжину бочек с дизельным топливом: его ждут на метеостанции Абрамовская. Совсем низко над волнами носятся чайки, как будто скользят над ними. Опять к непогоде?

Ночью встали на якорь. Море словно дремлет и с ласковым рокотом катит волны, залитые серебром луны. Сталкиваясь между собой, их гребни пенятся, ветер срывает верхушки зайчиков, разнося брызги. Завтра заканчивается наша долгая арктическая эпопея. Капитан уже заказал в Архангельском порту лоцмана для проводки в Саламбальский терминал через устье Северной Двины. Экипаж готовится к прибытию.

Потихоньку и мы собираем вещи. До финиша экспедиции «РоссиЯ-2021» остались считанные дни. Но нам после воссоединения с основным составом команды предстоит еще сложный пешеходный этап через Кавказский хребет, по заснеженным и лавиноопасным склонам Биосферного Кавказского заповедника, от Архыза до Красной Поляны. Даже не верится, что позади 10 месяцев экспедиции вдоль границ нашей необъятной России и 80 дней Северного морского пути!

Волны тихо и ласково шепчутся о чем-то друг с другом. Прощай, седое Белое море, прощай, Арктика!

1 декабря 2021 года. г. Архангельск.

Фото: Александр Кащеев, Андрей Паршин

Читайте также:

Арктический маршрут - 8

АРКТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ-7

Арктический маршрут: к Земле Санникова

Арктический маршрут - 2

Арктический маршрут

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Инстаграме: https://www.instagram.com/bashpanorama

В Telegram: t.me/bashpanorama

Читайте нас в