Все новости
Общие статьи
26 Октября 2021, 11:17

Арктический маршрут: к Земле Санникова

Наш коллега Рустам СИРАЗЕТДИНОВ продолжает путешествие в составе уникальной экспедиции РГО «РоссиЯ-2021» вокруг границ всей страны.

Утром разбудила качка. Волна приличная, не менее двух метров. А за кормой привычная пенная дорожка. Сегодня остановка у станции Кигилях. Мы во «владениях» Якутского УГМС… Берег в километре от нас: высокий, заснеженный, холмистый, весь в червоточинах скалистых выходов. Здесь мы оставляем еще одного пассажира экспедиции. «Михаил Сомов» уже двадцать два дня в пути. «Большой Хааль» все еще идет за нами по пятам…

Следующая остановка – на Столбовом. Это самый маленький по размерам из Ляховских островов. Почему его назвали Столбовым? Может быть, из-за слишком высокого берега. Издали он ассоциируется с лобным местом. Кажется, вот-вот появится глашатай, чтобы зачитать указ, или палач… Ночуем на рейде. Закат в Арктике – завораживающее зрелище. Безветренно. Сам заход солнца выглядит так, словно огромный апельсин медленно тонет в молоке. Следующим утром мы уже проходим пролив Санникова, разделяющий Новосибирские и Ляховские острова. Наконец-то мы добрались до легендарных мест, описанных в известном романе академика Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санникова». Я, кстати, всегда с удовольствием пересматриваю и одноименный художественный фильм с Олегом Далем, Николаем Дворжецким, Георгием Вициным и Махмудом Эсанбаевым в главных ролях…

Столбовой
Столбовой

Перед стартом нашей экспедиции в сочинском центре «Сириус» его учащиеся вручили нам томик с романом Обручева. «Читайте его на досуге, и пусть отвага и целеустремленность его героев вдохновляют вас!». Эту книгу мы привезем обратно в «Сириус» с нашими автографами, когда вновь вернемся в Сочи. Правда, побывать в краях, где велись, увы, безрезультатные поиски полярного оазиса, именуемого Землей Санникова, выпало на долю лишь нас двоих. Меня и Сани… У каждого из членов экспедиции свои задачи. Равно важные и ответственные!

ИСТОРИЯ. О неизвестной земле впервые сообщил зверопромышленник Яков Санников в 1811 году. С этой даты и началась история острова-призрака. Кстати, ранее Санников уже открыл несколько островов, в том числе Столбовой и Фаддевский. По словам купца, он обнаружил «обширные земли с высокими горами», якобы, севернее Новосибирских островов. Больше века полярные исследователи и ученые пытались найти таинственный клочок земли. И даже барон Эдуард Толль организовал несколько экспедиций. Во время одной из них он записал в своем дневнике 13 августа 1886 года: «… в направлении на северо-восток увидели контуры четырех столовых гор, которые на востоке соединились с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести на соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней «Земля Санникова».

Однако, проходя на судне мимо Новосибирских островов в 1893 году, Фритьоф Нансен не обнаружил новой неизвестной земли. Исследователи разделились на два лагеря. Сторонники Толля заявили, что Нансен специально скрыл существование Земли Санникова, преследуя личные интересы. Чтобы поставить точку в этом споре, Эдуард Толль отправился в 1902 году в очередную экспедицию в поисках острова-призрака. И … пропал без вести. Его лично искал лейтенант Колчак, но безрезультатно. Более двух десятков лет шли поиски загадочной земли. Но постепенно о ней стали забывать. В 1926 году в свет вышел роман Обручева «Земля Санникова». Интерес к ней разгорелся с новой силой. В 1937-м советский ледокол «Садко» вновь прошел по старому маршруту Толля, но никакой земли не обнаружил. По личной просьбе Владимира Афанасьевича Обручева в квадрат предполагаемого местонахождения земли была отправлена арктическая авиация. Пилоты подтвердили, что Земли Санникова не существует!

Полярная станция
Полярная станция

РАЗГАДКА? По мнению ученых, Земля Санникова вполне могла существовать. Но она, как и многие другие арктические острова, была сложена не из скал, и изо льда. Известен случай, когда остров Семеновский ушел под воду на глазах полярников. Некоторые из крупных, нанесенных на карты островов, на деле оказываются остатками древнего шельфового ледника. Когда-то они сохранились на отмелях, а последующие оледенения нанесли поверх них толстый слой минерального материала, кое-где образующего даже невысокие горы. Морская вода век за веком подтачивала основания таких островов, промывая во льду извилистые тоннели и ходы.

По другой версии ученых, Санников и Толль столкнулись с феноменом миража. Действительно, если днем температура превышает 10 градусов Цельсия, недалеко от острова Котельный, с северной и западной сторон можно заметить очертания хвойного леса! Но это всего лишь оптический обман мираж.

А на том самом месте, где когда-то видели неизвестную землю, сейчас находится лишь отмель (банка), которая носит имя Санникова…

Восход
Восход

Семьдесят пятый градус северной широты. Горизонта не видно. Где-то здесь, чуть севернее острова Котельный, полярные исследователи искали каменные горы и Землю Санникова, место, куда весной улетали полярные гуси, а осенью возвращались с потомством. Плодородные земли несуществующего материка Арктида…

СПРАВКА. Остров Котельный – самый большой в архипелаге Новосибирских островов. Входит в группу островов Анжу. Площадь – 23200 квадратных километров. Высшая точка острова – гора Малакатын. Открыт в 1773 году русским купцом Иваном Ляховым. С запада Котельный омывается морем Лаптевых, с востока – Восточно-Сибирским морем. После Второй мировой войны на острове были расположены военный аэродром «Темп», радиолокатор, рота противовоздушной обороны и полярная станция.

На Котельном «Михаил Сомов» делает две остановки. На полярной станции выходят сразу четыре пассажира – ряды экспедиции с каждым днем все больше тают. Закованный в броню вечной мерзлоты, плотно укрытый одеялом снега, остров словно спит, кажется, что сон его глубок и спокоен. Однако, это только кажется!

В 1993 году военные его покинули… Чтобы вернуться ровно через двадцать лет. В сентябре 2014-го караван кораблей Северного флота высадил на острове Котельный большой десант с техникой и вооружением. Через год в арктической тундре был сдан под ключ первый в Арктике технологичный военный городок замкнутого типа. Не секрет, что Арктика сегодня стала объектом экономических и военно-стратегических интересов целого ряда стран. Вновь получил популярность лозунг пятидесятых годов: кто владеет Арктикой, тот владеет миром. Именно в Арктике сосредоточены большие запасы углеводородов и редкоземельных металлов. Здесь пролегает Северный Морской путь (конкурент Суэцкого канала) – самое перспективное направление для перевозки грузов из Азии в Европу и обратно. Северные рубежи страны необходимо защищать, поэтому и было решено создать здесь сеть военных баз и восстановить прежние аэродромы.

Пролив Санникова
Пролив Санникова

С высоты птичьего полета военный городок на Котельном очень похож на трилистник клевера. Отсюда и название базы «Северный клевер». Кстати, мне очень приятно, что в числе высших командиров базы – мой земляк, уроженец Республики Башкортостан, майор Ринат Лутфрахманов. В 2009 году он окончил Вольский военный институт. В тактической группе Северного флота служит семь лет. На вооружении базы – зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» и береговой ракетный комплекс «Бастион».

С приходом тепла верхний слой почвы на Котельном оттаивает. Берега постепенно размываются. При этом обнажаются кости древних косматых великанов – мамонтов. На «Северном клевере» есть небольшой музей, в котором хранятся хорошо сохранившийся скелет мамонта, кости, бивни, зубы. Военные моряки свято чтут память о первопроходцах Арктики. На базе установлена памятная доска исследователю Новосибирских островов барону Эдуарду Толлю. Десять лет назад на острове произошло перезахоронение останков судового врача шхуны «Заря» Германа Вальтера, который участвовал в экспедиции Толля.

Череп мамонта
Череп мамонта

В серо-белом морозном тумане, среди снегов и льдов под низким небом, переливаясь цветами триколора, «Северный клевер» похож на космический инопланетный модуль. Рубежи России неприступны!

От острова Котельный вновь идем на Кигилях. Там нас ожидает для бункировки гидрографическое судно Росатома «Петр Котцов». Каюты на нижней палубе опустели. Кроме нас с Саней осталось несколько человек, да и то они сойдут на берег в Индигирке, Каменке, Певеке. Сегодня мы прошли ровно половину нашего маршрута по Северному Морскому пути, если считать его не в километрах, а по дням, проведенным на борту. Впереди еще 24 дня и 11 остановок до Архангельска. Из них шесть – на станциях Якутии и Чукотки.

Ночная стыковка
Ночная стыковка

Ночная темнота взрывается ярким светом прожекторов. На палубе аврал, «Сомов» швартуется с «Петру Котцову». Гидрографическое судно Росатома словно младший брат. Красные борта, выкрашенные белилами надстройки. Правда, пониже ростом: его верхняя палуба идет вровень с нашей нижней. Грузовая команда после швартовки передает на «Котцова» концы толстых гофрированных шлангов. Старший брат делится с младшим дизельным топливом. Работы продолжаются всю ночь…

"Петр Коцов"
"Петр Коцов"

Ранним утром вместе с Саней идем на камбуз. Недостаточное питание сильно влияет на психологию моряка, считают ученые. На «Михаиле Сомове» питание экипажа и экспедиции возведено чуть ли не в культ. Шутка ли, за три недели мы с Саней набрали по четыре килограмма! Трудовые будни работников камбуза начинаются в шесть утра (в 7.30 –завтрак), а заканчиваются после ужина в восемь вечера. Питание четырехразовое, в лучших традициях советских санаториев. Старший повар судна Елена Агафонова на «Сомове» с 2013 года. Сначала работала буфетчицей, сейчас командует всем камбузом. В его кладовых и холодильниках есть все необходимое для организации полноценного и разнообразного питания. Кстати, о разнообразии, семь дней в неделю из камбуза в кают-компанию на специальном лифте доставляются десятки разных горячих блюд: борщи, солянки, грибные и куриные бульоны, рассольники, котлеты, гуляши, беф-строганов, пельмени, поджарки, тефтели, биточки, каши, выпечка, овощи и фрукты, йогурты, морсы и компоты…

На полдник – выпечка
На полдник – выпечка

После полдника выходим на верхнюю палубу. «Сомов» вошел в зону ледовых полей. Лед тонкий и ломкий, словно застывший слой жира в миске супа, простоявшей ночь на морозе. Холодный ветер. «Сомов», не теряя скорости, быстро продвигается в просторы Восточно-Сибирского моря, к устью Индигирки. На востоке в мутном крае неба растворился горизонт. Океан уходит в беспредельность…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Рустам Сиразетдинов. Фото автора.

Читайте также:

Арктический маршрут - 2

Арктический маршрут

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

Читайте нас: