Все новости
Общие статьи
25 Сентября 2021, 11:55

Арктический маршрут

Наш земляк Рустам Сиразетдинов продолжает путешествие в составе уникальной экспедиции РГО «РоссиЯ-2021» вокруг границ всей страны.

Арктический маршрут
Арктический маршрут

(Архангельск – Певек – Архангельск)

Дорогу осилит идущий, хотя нет конца у дорог…

Наверное, нам с Саней Кащеевым невероятно повезло! Попасть на «Михаила Сомова» и пройти на этом легендарном судне весь Северный морской путь от северо-запада до северо-востока страны – удается не каждому. Этой чести удостаиваются лишь немногие полярники, сменяющие друг друга на арктических вахтах на морских гидрометеорологических станциях северных территорий, Якутии и Чукотки.

Две ночи до нашего отбытия с Соломбальского терминала в Архангельске мы провели на ледоколе. В судовой роли «Сомова» Саня значился под номером 29, а я числился тридцатым в составе полярной экспедиции. Двое суток на наших глазах вместительное нутро «Сомова» и его натруженная спина-палуба принимали сотни тонн груза. Самого разного, но очень нужного и полезного: продукты питания для полярников, сухой корм для ездовых и сторожевых собак, ГСМ, стройматериалы, дорогостоящее оборудование для гидрометеостанций, расходные материалы для лабораторий, трубы и металл, мотосани и многое другое: 35 полярных станций ждут не дождутся всего этого добра! Варандей, Вайгач, Амдерма, Олений остров, Колба, остров Русский, Мыс Челюскина, Тикси, Индигирка, бухта Амбарчик, Певек, остров Врангеля… Сколько романтики и великой истории освоения Арктики в этих знаменитых названиях!

Казалось, погрузка так никогда и не закончится. На третью ночь произошло долгожданное событие. Мы заснули под огни Соломбальского терминала, а когда проснулись, в иллюминаторе нашей каюты уже пенились, вздымаясь к небу, волны Белого моря.

«В открытом море взгляд привыкает главным образом к горизонтальным линиям. Горизонталь горизонта, горизонтальное глобальное движение волн, горизонтали облаков и слоев тумана, даже полет морских птиц сугубо горизонтален», – с этой характеристикой известного морского капитана и писателя Виктора Каневского трудно не согласиться. И эти многочисленные горизонтали еще долго будут стоять у меня перед глазами. Однако перейдем от лирики к фактам.

ИЗ ИСТОРИИ. «Михаил Сомов» – научно-экспедиционное судно (НЭС), дизель-электроход, способный плавать в сплошных льдах толщиной до 70 сантиметров. Назван в честь известного исследователя Арктики, Героя Советского Союза Михаила Михайловича Сомова. Был построен на Херсонском судостроительном заводе и спущен на воду 28 февраля 1975 года. А 8 июля на «Сомове» был поднят государственный флаг СССР, этот день и считается днем рождения судна. 30 июля НЭС передали в Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайловского. В свой первый рейс «Михаил Сомов» вышел 2 сентября.

С тех пор полярный труженик «Сомов» совершил десятки экспедиций. А некоторые из них стали героическими. В 1977 году ледокол выполнял операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская». Первого февраля судно вошло в полосу 8-10-балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи станции оставалось всего 30 миль, это порядка 55 километров, резко ухудшились погодные условия. Сильная метель вынудила капитана лечь в дрейф. За трое суток вместе с ледяными полями судно снесло на 56 миль на запад. Закованный в ледяные оковы, «Михаил Сомов» потерял способность активно двигаться. 6 февраля 1977 года начался длительный дрейф во льдах Балленского ледяного массива.

Обстановка стала улучшаться только в конце марта, и 26 числа «Сомову» удалось развернуться в узкой трещине. Судно стало пробиваться на восток. Уже три дня спустя «Сомов», преодолев перемычку тяжелых торосов, вышел на северную периферию Балленского ледяного массива. Совокупно дрейф длился 53 дня и составил около 200 миль.

История повторилась в 1985 году. «Сомов» был зажат тяжелыми льдами во время обеспечения станции «Русская» у берегов Хобса. Вертолетами с его борта было эвакуировано 77 членов экипажа и участников экспедиции. Для спасения судна был отправлен ледокол «Владивосток». Этот дрейф продолжался 133 дня. В 1985 году «Сомов» был награжден Орденом Трудового Красного знамени. Его капитану, Виктору Филипповичу Радченко, правительство страны присвоило звание Героя Советского Союза, орденами были награждены многие члены экипажа.

В начале мая 1991 года дизель-электроход был экстренно направлен на полярную станцию «Молодежная» для спасения более чем 150 полярников. Сквозь тяжелые льды судно едва пробилось к месту назначения и эвакуировало полярников на борт. Но обратно выйти зажатый льдами «Сомов» уже не смог. 19 и 20 августа в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа были вывезены вертолетами обратно на станцию «Молодежная». 22 августа 190 полярников эвакуировались со станции на самолете ИЛ-76 МД.

Сегодня «Михаил Сомов» выполняет задачи Росгидромета, а если быть совсем точным – Северного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, доставляет грузы и экспедиции на полярные станции. Из-за большой осадки судно не может заходить в мелководные порты Арктики. Все грузы и смены полярников с борта на берег доставляет вертолет. Сам «Сомов» остается на внешнем рейде. А когда позволяет погода, он даже не стопорит машины и продолжает свое движение, пока юркий воздушный перевозчик своими стальными лапами на ходу цепляет контейнеры и огромные «авоськи» с грузом, а потом виртуозно садится на небольшую площадку на корме судна. Что ни говори, а пилоты Архангельского Второго отдельного авиаотряда – настоящие асы!

На главной и нижней палубах расположены каюты. Двухместные – для экипажа, четырехместные – для участников экспедиции. Всего семьдесят две. Наша размещена на нижней палубе, рядом с теннисным залом. Саня особенно рад этому, пинг-понг – его давнее увлечение. В каюте нас трое. В Арктике, как в осколке полярного льда отражается все многообразие России, если, конечно, ты захочешь это увидеть! И Арктику лучше всего понимаешь через людей, которые здесь живут и работают, постоянно или наездами, через их лица и монологи.

Владимиру Владимировичу – двадцать пять. Похоже, он самый молодой участник нынешней экспедиции. Коренной петербуржец. С раннего детства Володю увлекали разные атмосферные явления. В деревне у бабушки он зачарованно наблюдал за летними грозами, звуки грома и отблески молнии вызывали учащенное сердцебиение. Было страшно, но маленький Володя при этом всегда думал о том, какова их природа, откуда они берутся? От этих мыслей страх уходил бесследно. Уже тогда он знал, что станет метеорологом…

Любимый телевизионный канал – «Дискавери». Любимая передача – «Охотники за ураганом». Окончив школу, Владимир поступил в Российский государственный метеорологический университет. На свою первую стипендию приобрел научный прибор – датчик грозопеленгации.

Владимир Занюков – сотрудник Главной геофизической обсерватории имени Александра Ивановича Воейкова. Он везет на полярную станцию «Тикси» важный груз. В контейнерах из Санкт-Петербурга – эталометр для измерения концентрации газовых аэрозолей в атмосфере, ультразвуковой датчик ветра, система слежки за Солнцем. Вся эта аппаратура будет установлена на «Тикси» и дополнит уже имеющийся измерительный атмосферно-электрический комплекс. Кроме того, специальный груз идет и на Диксон. Володя везет очиститель и специальную батистовую ткань для чистки оборудования атмосферно-электрического комплекса для измерения электропроводности воздуха и градиента потенциала электрического поля у поверхности Земли. В Арктике он впервые. Но, тем не менее, Владимир уже стал одним из тех, кто причастен к большому и важному делу дальнейшего ее освоения и развития.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ ВЛАДИМИРА ЗАНЮКОВА.

– Родина – это территория или нечто большее?

– Родина – это там, где тебя всегда примут, где тебя понимают, где могут позаботиться о тебе…

– Россия великая или просто большая?

– Она не просто большая, она огромная и, конечно же, великая!

– Новое место – это новый климат, пейзаж или люди?

– Все вместе. И в первую очередь, это новый Я…

Сегодня старший помощник капитана провел для участников экспедиции инструктаж по технике безопасности. Море – не место для беспечности и легкомыслия. А «труд моряков относится к категории тяжелого» – гласит Инструкция по психогигиене для капитанов и старших помощников судов морского флота. Что ж, теперь мы с Сашей Кащеевым знаем, что семь более коротких сигналов и один длинный гудок означают команду «Всем покинуть судно!». Для эвакуации экипажа и пассажиров на верхней палубе с правого и левого борта расположены две шлюпки на шестьдесят мест каждая и два специальных надувных плота по двадцать мест. В каютах, в шкафчиках для одежды хранятся спасательные жилеты. По сигналу из рубки экспедиционеры со спасжилетами и обязательно одетые по погоде собираются в кают-компании на верхней палубе. Оттуда экипаж выводит всех к шлюпкам. Главное во время эвакуации – не паниковать. Места в шлюпках хватит всем!

Когда ты в арктических водах, вся планета где-то внизу, под ногами. А если посмотреть на карте сверху вниз от Северного морского пути до южных границ, сразу видишь, насколько велика и глубока Россия! Настоящий шестой океан…

Сегодня с утра в иллюминаторе темнеет полоска берега. Ее подчеркивает белая лента прибоя. Это Новая Земля. Обогнув ее, «Михаил Сомов» из Баренцева моря попадет в Печорское. Пока мы стоим на якоре, наша неутомимая вертушка-стрекоза таскает грузы на остров. Три рейса туда и обратно. Мы стоим на палубе, обдуваемой всеми ветрами, и ловим объективами камер спины китов, то и дело выныривающих из морских пучин за очередными кубометрами свежего воздуха. Секунда, другая – и вот уже гигантские легкие млекопитающего заполнились. Спина исчезла. А мы обшариваем острым взглядом новый горизонт: где вынырнет кит на этот раз?

Печорское море полно сюрпризов. Не успели нарадоваться китовым гонкам, а тут новое явление: по правому борту в море радуга. Пусть не через все небо, как мы привыкли, но радуга! Видимо, здесь свои размеры и пропорции. Океан настолько огромен, что радуга в нем кажется совсем игрушечной…

Первая высадка зимовщиков с корабля на станцию Константиновская. Еще одна группа покинет «Сомов» на морской гидрометеостанции «Вайгач». Юлия Морозова, техник-метеоролог из Алтайского края, вместе со своим молодым человеком Ильей Неглатюковым, по специальности механиком, завербовались на Вайгач сроком на два года. На полярной станции Юля будет вести наблюдения за температурой морской воды и воздуха, измерять скорость ветра, атмосферное давление, влажность. Заработок неплох, но молодые ребята еще и романтики! В ожидании новых впечатлений, открытий, опираясь друг на друга, они надеются преодолеть все трудности полярной жизни. А еще в планах пары – создать крепкую семью. Мало того, думают о пополнении…

К ночи усилилась качка. Волны захлестывают иллюминатор. Во время шторма твое тело то удивительно легчает, словно падает в яму, то тяжелеет, прижимаясь к койке и уплывая направо и вверх. А вместе с ним наклоняется и потолок каюты, качаются ее углы… Просыпаюсь в пять утра от полного штиля. Стоим на якоре. В окошке иллюминатора где-то вдали расцвечен огнями берег. Небольшой полярный городок Варандей. Здесь находится перевалочная база знаменитой платформы «Приразломная», есть нефтяной терминал. Удивительны трудовые подвиги человека – стройка, тем более промышленных сложных объектов, в этих места – невероятно сложная задача.

Вдруг от долгого и глубокого сна очнулся мой телефон. Пиликают оповещения СМСок. Саня-Сахалин, наш медик, спрашивает через тысячи километров, которые разделяют Арктику и Горный Алтай: «Привет, как дела полярные?». Впервые после Архангельска появилась мобильная связь и интернет! Спасибо, тебе Варандей!

Свинцовое Карское море. Свинцовое Карское небо. Идем к Карским воротам.

СПРАВКА. Капитан Виктор Иванович Гиль командует «Михаилом Сомовым» с 2014 года. Старший помощник капитана – Сергей Николаевич Горбатов. Экипаж судна – 39 человек. На борту есть баня, тренажерный зал, библиотека, зал для настольного тенниса. В этом году «Сомов» совершил рекордное количество рейсов из Архангельска по Северному морскому пути – семь! Недавно было принято решение включить судно в список морского наследия России. На языке моряков это значит, что его не распилят «на иголки». «Михаил Сомов» встанет на вечную стоянку в качестве музея освоения Арктики и Антарктики в одном из портовых городов России.

Мы на капитанском мостике. Дежурную вахту за штурвалом несет выпускник Архангельской мореходки, четвертый помощник Арсений Лапшин. Или просто Сеня, как его тепло называют члены экипажа и бывалые полярники экспедиции. Море требует прямых вопросов и прямых ответов. Способность к быстрым решениям – одно из основных качеств хорошего капитана и штурмана. У Арсения эти качества, видимо, есть, раз он стал четвертым помощником, несмотря на свою молодость. В управлении судном штурману помогает спутниковая навигация, GPS, многочисленные приборы. На мониторах показаны все встречные суда, отмели, банки, течения… Однако, все это только в помощь штурману. Прежде всего вахтенный у штурвала надеется на свое острое зрение, собранность, внимательность и еще на какое-то внутреннее чутье. Если последнего нет, не быть тебе штурманом.

Мощный, «породистый» нос «Михаила Сомова» словно раскаленный нож разрезает свинец Карского моря. По широким скулам, вспениваясь и перехлестывая борта, волны расходятся почти под прямым углом над поверхностью, не забывая при этом омыть иллюминаторы нижней палубы. «Сомов» уверенно и непоколебимо идет на восток, к своей цели.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

Автор:Рустам Сиразетдинов
Читайте нас: