Наш коллега Рустам СИРАЗЕТДИНОВ продолжает путешествие в составе уникальной экспедиции РГО «РоссиЯ-2021» вокруг границ всей страны.
Итак, позади Карские ворота, впереди – свинцовое Карское море. Кстати, название Карское было дано участниками Великой Северной экспедиции, которая заняла 10 лет, с 1733 по 1744 годы, в память о зимовке отважных исследователей в устье реки Кары.
ИСТОРИЯ. Великая Северная экспедиция – это серия походов русских исследователей вдоль побережья Ледовитого океана, главным результатом которой стало нанесение на карту малоизученных территорий Сибири и Русской Арктики. У истоков этого многолетнего похода стоял Петр Первый. Указ о начале экспедиции подписала императрица Анна Иоанновна. В составе экспедиции были сформированы 7 морских и 2 сухопутных отряда. Общая стоимость организации их работы составила более 360 тысяч рублей. Среди основных результатов экспедиции: картографирование побережья Северного Ледовитого океана, изучение берегов Аляски, подтверждение существования короткого морского пути между Азией и Америкой и открытие Южных Курильских островов.
Теперь каждый новый вечер мы переводим стрелки своих хронометров на один час вперед. Меняются часовые пояса, об этом нас предупреждает голос начальника радиорубки «Михаила Сомова» в динамике радиоприемника, установленного в каюте. С момента отплытия из Архангельска мы уже перевели стрелки на пять часов вперед!
«Сомов» уже опережает на сутки свой график движения. От Саламбальского терминала мы отчалили с опозданием на двое суток. В пути наверстали упущенное за счет скорости движения и сокращения времени стоянок. В этом есть своя подоплека. Капитан торопится. Седьмая, крайняя экспедиция «Михаила Сомова» в этом году очень поздняя. Еще никогда судно не уходило на Чукотку так поздно.
Возвращаться придется в конце октября – начале ноября. А это значит, что «Сомову» не миновать ледяных полей. Даже тридцатисантиметровый лед будет значительно задерживать ход – судно-то пойдет в обратный путь порожним, без груза!
Однако, время покажет, а пока мы весело и скоро двигаемся все дальше на северо-восток.
Туманно. Море вокруг изменило свой цвет, стало дымчатым, аквамариновым. Может быть, новые краски на этом бесконечном мольберте замешало взошедшее солнце? Наша каюта теперь каюта-читальня. В день по одной книге! Благо библиотека на «Сомове» позволяет это. Саня увлекся фантастикой: «Двадцать тысяч лье под водой», «Звездные войны». Я сейчас читаю «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. С удивлением встречаю в них знакомые имена и фамилии. В начале 90-х годов, будучи корреспондентом газеты «Магаданская правда», посетил квартиру в столице Колымского края, в которой доживал свой век знаменитый тенор прошлого столетия Вадим Козин. Тогда удивило огромное количество котов и кошек и бешено дорогой белый рояль Козина (его подарили ему американцы). В «Колымских рассказах» певец представлен не в лучшем свете. Однако, Бог и автор ему судьи…
На палубе возникло некоторое волнение. Берем камеры и поднимаемся из каюты. Справа по борту, на значительном расстоянии в море – гигантское сооружение, рядом – два танкера и спасательный корабль МЧС, выкрашенный в красный цвет. Все фотографируют и снимают, кто во что горазд. Это стационарная платформа буровой установки.
ИНФОРМАЦИЯ. СПБУ «Арктическая» построена на стапелях «Центра судоремонта «Звездочка» производственного объединения «Севмаш». Первая и единственная буровая подобного класса в России предназначена для работы на Арктическом шельфе. Сейчас «Звездочка» совместно с «Севмашем» готовится к конкурсу на строительство ледостойкой стационарной платформы для месторождения «Каменномысское море».
Кстати, по данным «Газпрома», разведанные запасы углеводородов Ямальского шельфа составляют 26,5 триллиона кубометров газа, 1,6 миллиарда газового конденсата и 300 миллионов тонн нефти! Около 20 процентов запасов расположены под толщей Карского моря. Так что, Арктика – это не только белые медведи, но и черное золото…
Прошло всего полтора часа, а в иллюминаторе вновь свинцовая занавеска. Солнце на Севере показывается так ненадолго, что не успевает даже разглядеть Землю сквозь белую плотную марлю холодного тумана. Вновь зажигается лампа дневного света в нашей каюте-читальне…
Утром нам поменяли постельное белье. «Сомов» уже неделю в пути. Встаем на якорь в районе острова Олений. Стоим ровно 12 часов. Идет выгрузка двухсотлитровых бочек с горюче-смазочными материалами. Палуба судна все больше и больше освобождается от грузовых «баррикад». Говорят, что «месяцы на Крайнем Севере считаются годами». Однако к нам это пока не относится! Время на «Сомове» столь быстротечно, что не успеваешь переводить стрелки часов. Сегодня время убежало вперед еще на один час. Близится осеннее равноденствие: скоро день и ночь сравняются по количеству часов. Неотступно опускается на Арктику полярная ночь…
Высаживаем на Оленьем десант и принимаем на борт полярных «дембелей».
СПРАВКА. В Арктической зоне России расположено 18 морских портов. Шесть из них находятся в акватории Северного морского пути. Это: Сибетта, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек и Диксон.
Восемь утра. Совсем рядом Диксон. Он кажется призрачным из-за окутавшей его «моквы» – полупрозрачного тумана, сотканного из миллиарда мельчайших капель воды. Куртка сразу становится мокрой. Вдали мигает своим циклопическим глазом маяк, пробивая белую пелену.
Включаем мобильные телефоны в надежде поймать интернет. Однако, связь здесь такая же призрачная. «Ешка». Вроде и есть, но в реальности нет. Кто-то из экспедиции рядом со мной, вглядываясь в дома, стоящие на холмах, восклицает: «Самый интеллигентный город 1995 года!». Для меня это открытие…
Чувства наши гораздо богаче мыслей, я в этом уверен, потому что больше чувствую этот полярный город и порт, чем вижу его. Он весь в дымке. Берега Диксона покрыты пеной прибоя, словно в ожидании острой бритвы…
Рейс за рейсом неутомимый трудяга-вертолет переносит грузы с «Сомова» на берег. Вот и наш сосед по каюте Володя передает на полярную станцию Диксона посылку из Санкт-Петербурга. В коробке – специальная батистовая ткань и очиститель для протирания нежных измерительных пластин и электродов на приборах станции. А еще шоколад, много шоколада. На Диксоне он очень дорогой.
Огромные плетеные авоськи под стать мифическому Голиафу ждут на палубе своей очереди для отправки на берег. Мешки в них наполнены картофелем, свеклой и морковью. Свежие овощи на Диксоне тоже очень востребованы… К слову, объем перевозок различных грузов по Северному морскому пути составляет более 20 миллионов тонн!
Уверенное продвижение вперед куда важнее, чем скорость. Это арктический постулат. Однако, и в скорости мы достаточно преуспеваем. Девять утра следующего дня – мыс Стерлигова. «Михаил Сомов» упорно идет на Север: скоро мы достигнем 81-го градуса северной широты. Это будет остров Визе. А пока идет разгрузка на гидробазе Стерлигова. Запорошил снежок, упала температура воздуха. Одеваемся потеплее в наши арктические костюмы. Пользуясь случаем, делаем вертолетный рейс с «Сомова» на Стерлигова и обратно. С высоты птичьего полета судно кажется маленьким, но это обманчивое чувство. Море, вчера свинцовое, сегодня у бортов «Сомова» кажется уже обсидиановым. Ближе к вечеру оно вновь меняет цвет, окрашиваясь в цвет бутылочного стекла.
ЖИВОЙ СИМВОЛ АРКТИКИ. Белый медведь, или полярный медведь, северный медведь, ошкуй, нанук, умка – второй по величине сухопутный хищник планеты после гребнистого крокодила. На территории России насчитывается 5-7 тысяч белых медведей. Длина его туловища достигает порой трех метров, вес – не менее центнера (самцы иногда весят тонну!). Медведи переносят температуру окружающей среды от – 45 градусов и ниже. Не замерзнуть животному помогают меховая шуба и толстый слой подкожного жира. Превосходное обоняние позволяет учуять основной вид добычи – кольчатую нерпу, морского зайца, моржа – на расстоянии до 32 километров! Места обитания гигантов – дрейфующие и припайные льды, иногда – побережья и острова. Государство охраняет белого медведя как вид, занесенный в Список угрожаемых видов Международного союза охраны природы и в Красную книгу России. Существует программа «Медвежий патруль», которая направлена на предотвращение конфликтов между медведем и человеком. Разработана стратегия «Сохранения белого медведя в Российской Федерации». Она утверждена Минприроды России еще в 2010 году. Ежегодно 27 февраля отмечается Международный день белого медведя.
Впервые, с начала нашего плавания в Арктике, дал о себе знать ее настоящий хозяин! На островах Известий ЦИК, во время разгрузочных работ в непосредственной близости появились три белых медведя. Обычно перед посадкой вертолет облетает место, чтобы отпугнуть хищников. Кроме того, обязательно бригаду грузчиков сопровождают два профессиональных охотника с нарезными карабинами. В этот раз медведи появились неожиданно, внеся некоторое оживление в работу бригады. Несколько выстрелов в воздух – и мишек след простыл. Во время долгой работы на станциях полярники частенько сталкиваются с медведями. Бывает, что и нос к носу. Бывает, что такие встречи оборачиваются трагедией…
Случаи нападения белых медведей на людей известны из записок и отчетов полярных путешественников. Так, участники полярной экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца во время зимовки на Новой Земле в ноябре 1596 – мае 1597 года неоднократно были вынуждены отбиваться из мушкетов от нападавших на них белых медведей. Передвигаться в местах, где есть риск появления белых медведей, необходимо с осторожностью. В населенных пунктах должно быть как можно меньше свалок для мусора и легкодоступных пищевых отходов, которые привлекают медведей. В канадском городе Черчилль, рядом с которым обитает много белых медведей, существует специальная тюрьма для временного содержания опасных хищников.
Хозяин Арктики намного опаснее уссурийского тигра и африканского льва. Его звериная сила не поддается описанию. Представьте, белый медведь ударом передних лап разбивает лед метровой толщины. Мощь одной его лапы при ударе достигает полутора тонн! Владения одной особи простираются на 250 квадратных километров. А во время миграции медведь может преодолеть по льдам и в воде огромные расстояния. Известен случай нашествия белых медведей на Новую Землю. Несколько лет назад на берег выбросило тушу мертвого кита. На пиршество собралось около полусотни белых медведей! Травить байки о белых медведях – любимое развлечение бывалых полярников на «Михаиле Сомове». И у каждого из них обязательно есть в телефоне любительское видео или фото с белыми медведями, снятые во время работы на станциях.
Усилилась боковая волна. «Сомов», словно эквилибрист на канате, уверенно балансирует на своем фарватере. Сильный порыв ветра срывает с моей головы шапку-ушанку и уносит ее словно бумажный пакет далеко в море. Что ж, Нептун требует жертв…
Вчера, похожий по контурам на карте на кита-горбача, остров Визе, а сегодня уже – Голомяный. Здесь находится полярная метеостанция имени Ушакова. Восьмидесятая широта вправо от островного гиганта Арктики, именуемого Северной Землей. На Ушакова сошло очень много полярников из экспедиции. Опустели сразу две соседние четырехместные каюты.
Ночью, сквозь сон, то и дело слышались необычные звуки. Казалось, кто-то большой прикасался к бортам «Михаила Сомова» жесткими и шершавыми ладонями, то гладил металл, то постукивал как по столешнице пальцами. Едва рассвело, я выглянул в иллюминатор. Все стало понятным…
Не зря говорят: чем дальше на Север, тем меньше шансов увидеть привычное солнце. В это время года оно надолго оставляет купол планеты. Вместо неба над морем нависла серая вата. А море сплошь усыпано белоснежными осколками льда, большими и маленькими. Как будто прошел недавно мощнейший ледоход. Осенний ледоход, ускоряющийся под упругими ударами сквозного ветра…
Поморы называют кромку льда «рычарой». Теперь я понял смысл названия. Большие льдины, впритык проходящие вдоль бортов, действительно словно рычат. Рычат угрожающе: остерегайся нас, стальной странник!
На Голомяном делаем вынужденную остановку: небольшого ремонта требуют двигатели «Михаила Сомова». Небольшой ремонт длится достаточно долго.
У нас с Александром новый досуг. У одного из полярников мы скачали видеофильмы. Целых сто гигабайтов. Теперь каюта-читальня стала еще и кинозалом. Свободное от наблюдений и съемок время проходит быстрее.
Во время обеда узнаю новость. На Голомяном полярники с «Сомова» вновь столкнулись с хозяином Арктики. Мало того, мишка серьезно нашкодил. Наш фотограф Андрей Паршин решил снять медведя поближе и запустил квадрокоптер. К несчастью, у дрона закончился заряд батареи. Мишка решил немного позабавиться с новой игрушкой. Прощай, чудо техники…
Вечереет. «Сомов» вновь запустил двигатели. Идем на острова Средний и Русский. Впереди – мыс Челюскина.
ИСТОРИЯ. Впервые мыс был достигнут в 1742 году участниками Великой Северной экспедиции штурманом Челюскиным и казаками Фофановым и Гороховым. К столетию экспедиции он был переименован Русским географическим обществом из Восточно-Сибирского в мыс Челюскина. В 1878 году мыс посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. В 1901 году на Челюскине побывала русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Виклькицкого. В 1918 году у побережья мыса встала на якорь шхуна «Мод» с Фритьофом Нансеном на борту.
Вот как описывает свои впечатления Фритьоф Нансен:
«… Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании на столе появились пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: за ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным! Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты Короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени…»
Холодные моря, суровый, скованный льдом океан, огромные и совсем маленькие острова со своей ни на минуту не утихающей жизнью, таинственные, далекие и близкие айсберги и торосы. Это – Арктика! И она, как мы убеждаемся, перспективна не только для прогнозов погоды… Тихо плывут над морем белесые облака и тихо падают на борт корабля хлопья мокрого снега…
Еще одна бессонная ночь на «Сомове». Определенно, часовые пояса настолько перепутались в голове, что организм перестал ориентироваться во времени суток. А может быть спать не дают эти непривычные звуки движущегося льда за перегородками? До четырех утра читал очередной роман…
Новый день и новая картина в окружности иллюминатора. Море чисто, и судно устойчиво идет вперед, властно взрезая и разваливая острым носом зыбкую поверхность воды. «Сомов» оставляет за собой снежисто-лохматый кильватерный след. Волна становится все круче и говорливее. Кстати, заметил, в разных морях волны разговаривают по-разному. Здесь, на севере они сухо шелестят, а проносясь мимо – рокочут. Да и цвет у них разный. Особенно это видно на границах смешения. Например, Баренцево имело зеленоватые, светло-стальные оттенки. А Карское – иссиня-черное, мрачное, с густыми тонами…
Идем на юго-восток к островам Среднему и Русскому. В полдень в динамиках звучит команда: грузовой бригаде выйти на палубу для общесудовых работ. Выходим и мы. И… попадаем в царство льда. Наверху над капитанским мостиком ощущаешь это особенно остро. Куда ни кинь взор – кругом ледяные глыбы размером с футбольное поле, осколки этих полей, просто льдины и льдинки. «Сомов» без страха идет сквозь преграды, не юлит и не сворачивает. Пока у него достаточно сил и мощи, чтобы продавливать их, отталкивать от себя, словно это и не арктический лед, а легкий пенопласт.
Некоторые ледяные площадки белы до стерильности. Другие льдины похожи на огромные изумруды, покрытые белым снежным покровом. Есть целые хоккейные коробки, измазанные бурыми пятнами, на них совсем недавно отдыхали кольчатые нерпы. А на одной льдинке нам даже удалось запечатлеть отпечатки лап белого медведя! Наблюдательность и зоркий глаз в этих краях многое значат!
Вчера в полночь вновь передвинули стрелку времени на час вперед. Сегодня подходим к мысу Челюскина. Стоять будем долго: «Сомов» должен отгрузить на станцию десятки тонн дизельного топлива. В восемь утра в динамике звучит команда, объявляющая начало грузовых работ. Выходим на палубу. Матросы тянут по борту длинные толстые шланги. С помощью катера один конец заводится на берег. Мощный насос начинает подачу топлива из бездонного нутра судна на берег…
На Челюскине сходят наши соседи. Молодая супружеская пара из Архангельска и молодой паренек из Тувы, демобилизовавшийся из армии. Везут на берег много коробок. На двух крупно написано «яйцо». 400 штук: хватит по одному в день на целый год, да еще останется несколько десятков!
География постоянного места проживания членов экспедиции «Сомова» обширна: естественно, многие из столицы Поморья. Санкт-Петербург, Москва, Магнитогорск, Кызыл и даже Владивосток – Арктика собирает смелых, невзирая на расстояния.
ИНФОРМАЦИЯ. 77 градусов 43 минуты 00 секунд северной широты, 104 градуса 18 минут 00 секунд восточной долготы. Мыс Челюскина расположен на севере полуострова Таймыр и является крайней географической точкой материковой части России и всего евразийского континента. Омывается проливом Вилькицкого. На мысе расположена полярная станция «Челюскин». Есть свой аэродром, на нем базируются вертолеты пограничной службы. Климат арктический, очень суровый. Средняя температура летом 0 – плюс 1 градус Цельсия. В 1932 году экспедиция Арктического института под руководством Рудольфа Самойловича, прибывшая на Челюскин на ледоколе «Семен Дежнев», построила здесь полярную станцию. Вторую зимовку на мысе возглавил Иван Папанин, экспедиционеры расширили станцию до обсерватории. В настоящее время она называется радиометеорологическим центром.
Мыс Челюскина встретил нас обильным снегопадом (для нас с Саней это первый снег в этом году). Холодно, чувствуется дыхание полюса. Гладкое широкое море и четко очерченный берег. Новый мир и суровое спокойствие. Мы стоим на верхней палубе и неотрывно следим за этим миром…
Сегодня среда, а по средам и воскресеньям на «Сомове» баня. После морозной и снежной палубы спуститься в трюм, в парную с раскаленной каменкой – одно удовольствие. Сразу вспомнил свою родную баньку в Таптыково, под Уфой. Правда, здесь за тебя все делает «Сомов»: не надо носить дрова и заполнять баки водой. Камни нагревает раскаленный пар. 100 градусов – и не меньше! Нагревшись до изможения, иду в каюту и разваливаюсь на расстеленном полотенце в кровати. Совсем как дома! Сегодня, похоже, меня не будет мучать бессонница…
Сегодня 22-й день нашего путешествия на «Михаиле Сомове». Связались с ребятами из южной группы экспедиции РГО «РоссиЯ-2021». Они почти антиподы: сейчас находятся в селе Волчиха, Волчихинского района в Алтайском крае. А мы успешно прошли через пролив Вилькицкого у мыса Челюскина, который соединяет Карское море с морем Лаптевых. На мысе мы задержались на сутки: шли разгрузочные работы. Море Лаптевых встретило обильным снегом.
СПРАВКА. Море Лаптевых считается окраинным морем Северного Ледовитого океана. Расположено между северным побережьем Сибири на юге, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими на востоке. Море Лаптевых отличается суровым климатом: в течение 9 месяцев в году температура ниже 0 градусов Цельсия. Вода малосоленая. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, находится подо льдом. Площадь поверхности составляет 672 тысячи квадратных километров. В море Лаптевых впадают реки: Лена, Хатанга, Анабар, Оленек, Яна. Присущи частые штормы и сильные течения, средняя глубина – 540 метров, наибольшая – 3385 метров. Климат арктический, континентальный, поэтому море Лаптевых считается одним самых суровых морей Арктики.
У моря Лаптевых было много названий. В 1913 Русское географическое общество утвердило нынешнее. Свою лепту в это внес адмирал Колчак. Вот что он писал в своем научном труде, посвященном льдам Карского и Сибирского морей:
«… Некоторые географы приняли термин «Норденшельдское море» после плавания Норденшельда (шведский исследователь Арктики) на «Веге» в 1878 году. С этим трудно согласиться, так как первое плавание по этому маршруту было совершено в 1735 и 1736 годах лейтенантом Прокчищевым на дубль-шлюпке «Якутск», а второе – лейтенантом Харитоном Лаптевым в 1739 и 1740 годах на том же судне…».
Если заглянуть глубже в историю освоения моря Лаптевых, она началась еще в ХVII веке. В 1629 году сибирские казаки прошли на лодках всю Лену и достигли ее дельты. В 1633-м русские первопроходцы Иван Ребров и Илья Перфильев на кочах проплыли вдоль побережья от устья Лены до реки Яна, где поставили острог. В 1636 году Ребров достиг устья реки Индигирка, пройдя таким образом из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское море. В рамках Великой Северной экспедиции Дмитрий Лаптев во главе Ленско-Колымского отряда описал морское побережье от дельты Лены до пролива в Восточно-Сибирское море. Сейчас этот пролив носит его имя. Однако детальное картографирование побережья сделал Петр Анжу. В 1821-1823 годах он преодолел свыше 14 000 километров на санях и лодках в поисках Земли Санникова. В ходе отдельных экспедиций в 1892-1894 и 1900-1902 годах барон Эдуард Толль также исследовал море Лаптевых. Он пропал без вести на Новосибирских островах…
Удивительное создание, ЧЕЛОВЕК! Вялые и бессильные люди специально выдумывают пределы людских возможностей и достижений, чтобы скрыть свое бессилие. Иные не знают и не хотят знать этих границ. Позади – все, что может быть дорого и близко: семья, дом, друзья, интересы, все, что связывает с себе подобными. Впереди – мечта, конечная цель импульса, который гонит этих иных вперед, в неизвестность!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Рустам Сиразетдинов. Фото Рустама Сиразетдинова и Андрея Паршина
Читайте также:
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan
в в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan