Все новости
ЛОНГРИД
11 Ноября 2021, 13:12

АРКТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ-7

(Остров Врангеля – Диксон)

Наш коллега Рустам СИРАЗЕТДИНОВ продолжает путешествие в составе уникальной экспедиции РГО «РоссиЯ-2021» вокруг границ всей страны.

Покидая внешний рейд острова медведиц и медвежат, я подумал: больше не о чем писать. Обратный путь в Архангельск не обещал ничего нового и интересного. Четыре остановки на внешних рейдах портов и полярных станций Северного Морского пути, высадка полярников, торопящихся попасть домой после длительного пребывания в Арктике, и опять порядком надоевшие бесконечные льды…

Это была ошибка! Новых тем на «обратке» оказалось так много, что я решился написать еще один лонгрид, прежде чем «Михаил Сомов» пришвартуется на пристани в Архангельске…

От острова Врангеля «Сомов» взял курс на Певек. Кстати, еще раз про остров: за тридцать лет, которые прошли с момента моего первого посещения главного родильного дома белых медведей на планете, он сильно изменился. Конечно, сам остров остался в прежних очертаниях на карте, но его инфраструктура меня просто потрясла. Когда-то здесь был маленькое поселение, в который жили несколько семей чукчей-рыбаков и оленеводов. Теперь я увидел современный поселок с тепловым и энергетическим узлами, большими зданиями. Похоже, хорошо известный миру губернатор Чукотки и здесь не пожалел денег для развития. На острове с борта «Сомова» высадились метеорологи из Кемерово – три женщины и трое мужчин. На острове Врангеля они проведут два года. Полярники, которых сменила кемеровская группа, в свою очередь сошли на берег в городе Певеке. Из местного аэропорта они разлетятся по домам, где их давно ждут родные и близкие.

Еще сутки – и «Михаил Сомов» встал на якорь в районе острова Айов. Выйдя на палубу, я перегнулся через фальшборт. Ничего себе: весь снег на льду – в отпечатках собачьих лап. А там, где находится иллюминатор камбуза, и вовсе вытоптан, вокруг – остатки собачьей трапезы. Виновника я застал у противоположного борта «Сомова». Здоровенная восточно-европейская овчарка подбирала котлеты, брошенные ей матросами. Оказалось, что пес-полярник – старый знакомый экипажа. Всякий раз, завидев с острова подходящий к нему корабль, он бежит навстречу по льду за обязательным угощением…

Покидаем остров Айов. И попадаем в ледовые торосы. Толстый лед тормозит движение корабля: то и дело приходится давать задний ход и пробиваться от полыньи к полынье. Дорога домой для «Сомова», похоже, не будет легкой и быстрой. Арктические льды не хотят нас выпускать из своего холодного царства.

«Михаил Сомов» дрожит всем своим металлическим многотонным телом, натужно ревут дизельные двигатели судна. Вперед-назад, вперед-назад. Нос корабля, словно огромная тупая пила, которой не хватает ручной тяги, пытается пробить стекло толстого льда. К внешней блокаде «Сомова» прибавилась и внутренняя беда: одного за другим членов экипажа и экспедиции отправляют на карантин.

Больше всего я опасаюсь за здоровье одного из полярников, которого «Сомов» забрал со станции Санникова. Ему около пятидесяти. Три последних года безвылазно жил на полярной станции. Две недели с температурой, полный отказ от лечения. Таблетки, которые приносил ежедневно старпом, выполняющий роль судового врача, выбрасывались за борт через иллюминатор! Слава Богу, все еще больным, но живым, вертолет перевез его в Тикси… Я, думаю, этого бедолагу можно простить! Три года провел вдали от реалий сегодняшней жизни в условиях всемирной пандемии. Но как понять тех, которые рядом…

Сегодня ночью у нас появился попутчик.

СПРАВКА: «Новодвинск» – судно Северного морского пароходства, 2008 года постройки. Дедвейст сухогруза составляет 6,5 тысячи тонн. Ледовый класс судна – А1, длина – 119 метров, ширина – 13,5 метра, высота борта – 9 метров. Порт приписки – Архангельск.

Проводка в арктических льдах – очень сложная, почти ювелирная работа. На чистой воде идем полным ходом, на всех дизельно-электрических «парах». Но чистой воды здесь мало, практически нет. Восточно-Сибирское море и море Лаптевых! Очень часто «Сомову» приходится не только снижать скорость, но и попросту буксовать в ледяной каше, упираясь в баррикады торосов. Но вид корабельной машины в машинном отсеке вселяет уверенность в успехе предстоящей борьбы. Длинные, совершенные тела дизель-моторов ничем не выдают бешенного ритма поршней и вращающихся коленвалов. Только глухой гул вокруг, сотрясение всего корабля, пульты с циферблатами тахометров, масляных манометров и указателей температуры…

Стараемся идти солидно,  без спешки. Торопливость предсказуема: не дай Бог, «Сомов» резко затормозит, и следующий за нами «Новодвинск» по инерции воткнется своим острым носом в корму.

29 октября. Опять наш попутчик застрял во льдах: даем задний ход, заходим слева по борту и обкалываем лед вокруг «Новодвинска». С трудом пробиваемся через пролив Дмитрия Лаптева, и здесь на одном из островов Архипелага Новосибирских островов берем на борт четырех полярников, следующих в аэропорт Тикси. Время для нас словно замедлило свой ход. Солнце уже практически не встает: в иллюминаторах постоянные сумерки. Резко упала температура воздуха за бортом. Невидимые лабиринты льда готовят новый сюрприз. Случилось то, чего мы так боялись: во время ночной проводки «Михаил Сомов» врезался в ледяной торос, и «Новодвинск» догнал нашу корму. К счастью, капитанам удалось ослабить удар маневрами. Немного погнулись защитные решетки вертолетной площадки на «Сомове» да пострадала краска на корме. В море Лаптевых перед заходом в Тикси мы наконец-то вывели «Новодвинск» на чистую воду и попрощались с ним.

Однако его сменил другой сухогруз, приписанный к порту Архангельска – «Механик Пустошный». Это универсальное грузовое судно, сданное в эксплуатацию в 1992 году, длиной 85 метров, шириной – 14, имеет валовый тоннаж почти 2, 5 тысячи тонн. 28 января 2021 года ему крупно не повезло в Шотландии. При выходе из Берницленда, в Ферт-оф-Форте «Пустошный» налетел на внешний волнорез и столкнулся с маяком, повредив их. Учитывая уже имеющийся опыт с «Новодвинском» во время недавней ночной проводки, мы, конечно, озаботились этим обстоятельством. Тем не менее, работу свою «Сомов» обязан сделать, на то и ледокол.

На внешнем рейде Тикси несколько дней старый трудяга помогал «Пустошному» подойти как можно ближе к берегу для разгрузки. А когда это удалось, в ожидании завершения разгрузочных работ капитан «Сомов» сделал настоящий подарок экипажу и оставшимся членам экспедиции.

Совершенно неожиданно для нас в динамике радио прозвучало: «Внимание, желающие выйти на лед могут это сделать по трапу левого борта…». Несколько часов мы потратили на сэлфи, видеосъемку квадрокоптерами и просто гоняли мяч по ледяному полю. Такого не забыть!

Но еще больший подарок для нас – Арктика. В одну из ночей над Тикси вспыхнуло, хоть и слабенькое, но хорошо видимое невооруженным глазом северное сияние. Спасибо нашему бывшему соседу по каюте, питерскому метеорологу Владимиру Занюкову. Накануне мы позвонили ему и попросили подсказать точное время магнитных бурь на Солнце. Как и предсказал Володя, с 21.00 в течение часа мы были свидетелями этого удивительного природного явления…

Северное сияние над Тикси. Фото Александра Кащеева
Северное сияние над Тикси. Фото Александра Кащеева

Наконец, «Механик Пустышный» оставил в порту Тикси свои контейнеры, металлопрокат, деловой лес. Вышли на берег последние пассажиры. Мы берем курс на Диксон и далее – на Архангельск. На этот раз в ледовый плен попал сам «Сомов», так что и «Пустышному» пришлось потрудиться. То еще зрелище: с полного разгона сухогруз налетает на лед вокруг нас и, заскакивая на него до половины корпуса, продавливает своим весом…

Северное сияние над Тикси. Фото Александра Кащеева
Северное сияние над Тикси. Фото Александра Кащеева

Сегодня 5 ноября. Море меняет свои наряды. То лед, то снежные торосы, то шквалистые волны. То скользим, то топчемся на месте. В экипаже поговаривают, что нам навстречу вышел атомный ледокол. Хорошо бы! За ним, в кильватерной струе, мы точно долетели бы до Баренцева моря, а там и чистая вода… От острова Врангеля прошли уже пять часовых поясов, осталось еще четыре. Впереди – Карские ворота, Диксон…

Кстати, о Диксоне. В морях нет обелисков и памятников. Однако есть точки на картах, есть проливы, мысы, острова, носящие имена не только великих путешественников и первооткрывателей, но и малоизвестных героев, отдавших жизни, защищая Отечество на морских просторах, на внешних и внутренних рейдах, на «малых и больших» землях необъятных берегов России. Семь островов в Карском море названы именами погибших в годы Великой Отечественной войны моряков сторожевого катера СКР-19. Один из них, который находится в непосредственной близости от Диксона, носит имя наводчика 76-миллиметрового орудия Фахруллы Хайруллина.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Фахрулла Хайруллин родился в селе Чишма Дюртюлинского района Башкирской АССР в многодетной крестьянской семье. В 1934 году самый старший среди детей Фахрулла уехал на заработки в Мурманск. Устроился матросом. Вскоре стал кормщиком на небольшом беспалубном рыболовецком судне. Кормщик тогда одновременно являлся капитаном судна и старшим в промысловой артели. В начале войны Фахрулла Хайруллин был мобилизован и начал службу на бывшем ледокольном пароходе «Дежнев», переоборудованном в сторожевой катер. Сначала подносчик снарядов, затем наводчик орудийного расчета, простой башкирский парень одним из первых был ранен осколком снаряда в героическом бою при обороне Диксона в августе 1942 года.

Тем далеким летом немецкое командование начало в Арктике операцию под названием «Вундерланд» (Страна чудес). Главной силой этой операции стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Командир линкора капитан первого ранга Вильгельм Меендсон-Болькен получил задание перекрыть движение судов и конвоев между островами Архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого. Также немецкому рейдеру ставилась задача разрушить советские полярные порты и радиометеостанции.

Ледокольный пароход «Капитан Сибиряков» успел передать информацию о нападении, и наши караваны спрятались во льдах, куда немецкий линкор не смог пробиться. Тогда капитан рейдера решил стереть с лица земли столицу Арктики – Диксон.

В то время в порту Диксона находился сторожевой катер СКР-19. Он должен был взять на борт батарею 150-миллиметровых пушек и доставить ее на Новую Землю. К счастью, батарею не успели демонтировать. Все суда с внутреннего рейда Диксона вывели в Енисейский залив, семьи полярников и секретную документацию с лоциями и картами ледовых проводок вывезли далеко в тундру. Но совершенно неожиданно ночью 27 августа из Архангельска в Диксон прибыл пароход «Дора», на борту которого находилось 250 тонн аммонала для взрывных работ на Норильском комбинате. В таких условиях СКР-19 начал неравный бой с линкором «Адмирал Шеер».

ВЫПИСКА ИЗ ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА.

1 час 25 минут. Сыграна боевая тревога.

1 час 35 минут. Из-за мыса бухты Хаймен показался линкор.

1 час 38 минут. Открыли огонь по линкору.

1 час 41 минута. Прямое попадание в район 3 и 4 трюмов.

1 час 45 минут. Продолжаем вести огонь. Ранены помощник командира и управляющий огнем второй батареи. Убиты табличный второй батареи, наводчик и читатель дистанций дальномера…

Снаряды пробили подводную часть сторожевого катера, в корпус стала поступать вода. Из строя выходили орудия, гибли люди. Бой был неравным. Теряя кровь и сознание, наводчик четвертого орудия Фахрулла Хайруллин закричал: «Братцы! Бейте их, гадов!

В это время огонь по немецкому крейсеру открыла береговая батарея под командованием капитана Николая Корнякова. «Кару» с грузом взрывчатки удалось под завесой дыма вывести вдоль берега по Енисею. «Адмирал Шеер» получил серьезные повреждения. Капитан рейдера отказался от высадки десанта на Диксоне и взял курс на северную оконечность Новой Земли. Не выполнив задач и не потопив ни одного советского корабля, крейсер ушел на свою базу в Нарвик…

В Карское и Баренцево моря в годы войны постоянно направлялись немецкие рейдеры и подводные лодки. Они потопили гидрографическое судно «Норд» в Карском море, две баржи с буксиром, полными людей, в Баренцевом. Были обстреляны несколько гидрометеорологических станций. Но самый известный военный эпизод в Арктике – это оборона Диксона. Стойкость и мужество его защитников позволили перевезти за время навигации 1942-1943 годов по Северному морскому пути более 235 тысяч человек, 1185 автомобилей, 136 тракторов, более 72 тысяч тонн продовольствия и фуража, 99 тысяч тонн горючего, 34 тысячи тонн угля!

Скалистый остров размером в один километр на 200 метров, расположенный неподалеку от Диксона, решением Диксонского райисполкома был назван в 1962 году именем одного из героев войны в Арктике Фахруллы Хайруллина. В 1972 году в островной части поселка Диксон над братской могилой был поставлен памятник. А в день 40-летия обороны арктического поселка 27 августа 1982 года на скалистом берегу диксоновской гавани был открыт обелиск. 8 мая 2010 года земляки торжественно открыли бюст герою-североморцу Фахрулле Хайруллину на его родине в селе Чишма в Башкирии.

Рустам Сиразетдинов. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Читайте также:

Арктический маршрут: к Земле Санникова

Арктический маршрут - 2

Арктический маршрут

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

Читайте нас: