Все новости
КУЛЬТУРА
25 Августа , 10:28

Башкирский рок – аскеты и проповедники

В Хайбуллинском районе состоялся рок-фестиваль «Великая степь»

Слово «рок» является омонимом и имеет два значения – «судьба, предназначение» и жанр современной музыки. Впрочем, анализируя влияние многочисленных направлений рока на социокультурные явления, приходишь к выводу, что рок как музыка влечет за собой, в определенном контексте, и «рок событий». Связано это, прежде всего, с молодежной субкультурой. Если же речь идет о становлении национального рока, то здесь его влияние на возрождение идентичности народа трудно переоценить. 

20 августа 2022 года в Хайбуллинском районе состоялся рок-фестиваль «Великая степь», ставший уже брендом района.

Именно в этом, самом отдаленном районе республики более 30 лет назад зародились истоки башкирского национального рок-движения. В то время автор этих строк работал в Хайбуллинском райкоме комсомола.

Как-то дверь кабинета, что называется, пинком открыл парень ершистой наружности и с порога заявил зычным голосом:

– Здорово, секретарь! Хочу быть комсоргом в нашем колхозе.

Обрадовавшись такому энтузиазму, я все же ответил, что одного желания мало, надо провести альтернативные выборы.

– Я все решил, все ребята согласны меня избрать, – уверенно продолжал визитер.

– Хорошо, проведем выборы, – сказал я и попросил его принести комсомольский билет.

Парень ответил, что он не комсомолец (!), но готов хоть завтра вступить в ряды союза молодежи. Я слегка опешил от такой энергии и напора.

Этим парнем был Дим Кулахаметов – будущий  лидер рок-группы «Дервиш».

Его стремление стать комсоргом объяснялось желанием использовать возможности комсомола для организации рок-группы.

Группа "Дервиш"
Группа "Дервиш"

Другая легенда башкирского рока, мой друг и однокашник Газинур Биктимиров, был лидером группы «Рух». За продуманные, философские тексты его прозвали «башкирским Цоем».

Он был подвижником, ради любимого дела бросил престижную работу и всего себя посвятил башкирскому року.

И Дим, и Газинур ушли из жизни молодыми, сгорели, как и многие другие известные рокеры.

«Дервиш» и «Рух» стояли у истоков рок-движения в республике. Башкирский рок оказал мощное влияние на возрождение национального самосознания башкирской молодежи, языка и культуры.

Почему же башкирский рок зародился именно в Хайбуллинском районе?

В свое время он был самым «забытым и забитым» районом республики, депрессивной окраиной. По законам физики, сжатая пружина должна была разжаться.

Рок – это или протест, или призыв. В случае с башкирским роком – скорее, второе. Ребята в своих песнях призывают к возрождению и сохранению идентичности народа, любви к родному краю.

Пришло время, и энергия Великой степи воплотилась в пассионарность этих парней, в слова, ритмы и драйв башкирского рока.

 Феномен многочисленных рок-групп Хайбуллинского района состоял в том, что они были не конкуренты, а товарищи, помогавшие друг другу в становлении и развитии. Так случилось с самого начала с группами «Дервиш» и «Рух».

Альберт Габбасов, основатель «Дервиша», увлек коллег идеей создать новую группу, чтобы вместе ездить с концертами по району. Он же предложил, чтобы песни исполнялись только на башкирском языке, помог с аппаратурой и современной студией в селе Макан. Так была создана группа «Рух».

По мнению социолога Азамата Буранчина, к возникновению такого социального феномена, как башкирский рок, привели несколько взаимовлияющих факторов – развитие молодежной субкультуры, становление национального самосознания и передающаяся из поколения в поколение традиционная культура башкирского народа.

«К началу 1990-х годов башкирское общество, пройдя через процесс советской модернизации, постепенно стало терять фундаменталистские черты, присущие для традиционного общества. К этому моменту выросло совершенно новое поколение башкирской молодежи, которое, в отличие от своих родителей, искало другие формы самовыражения, иной культурный язык. Ее уже не привлекала «старая», основанная на крестьянско-кочевой культуре, башкирская (советская) эстрада. Это было поколение, которое не хотело себя идентифицировать с песнями, скажем, Фарита Бикбулатова или Фидана Гафарова. Что было, в сущности, закономерным итогом модернизационных процессов в обществе в условиях советской действительности. Другое дело, что данное явление было феноменом именно башкирского социума, со своими специфическими чертами, присущими только ему. Так, башкирский рок, в отличие от русского, был тесно связан с народной культурой, сильно подпитывался от нее», – считает Буранчин.

Однако, на наш взгляд, здесь следует говорить и о некоей социальной и даже экономической подоплеке.

Хайбуллинский район – самый отдаленный как от столицы Баш­кортостана, так и от крупных горо­дов, находится вдали от оживлен­ных автотрасс и железнодорож­ных станций. Тем не менее, в советское время здесь собирали самые крупные в респу­блике урожаи качественного зер­на твердых и сильных сортов, да­вали Родине большое количество молока и мяса, добывали и перерабатывали значительные объе­мы медно-колчеданной руды.

 Од­нако по уровню социального раз­вития район оставался на послед­них местах в Башкортостане, ре­спубликанские власти в советское время не уделяли внимания строи­тельству жилья, школ, больниц, га­зификации, строительству дорог, водохранилищ и других, необходи­мых для качества жизни объектов.

Долгое время район был в роли этакой  Золушки – трудолюбивого, но нелюбимого дитя в родной се­мье.

Молодежь на изломе 80-90 годов прошлого века все это видела и ощущала на себе, сравнивая уровень жизни с другими районами республики. Эти  размышления вылились затем в тексты и музыку, призывающую к лучшей жизни.

С детства я был лично знаком со многими этими ребятами, часть из них перебралась затем в Уфу, они скитались по разным общежитиям, подрабатывали разнорабочими, в общем, жили классической жизнью рокеров. Их упорство и терпение было вознаграждено.

В 1992 году группа «Дервиш» переехала в Уфу и вскоре завоевала свой первый приз  –  Гран-при конкурса «Урал Моно».

В начале 90-х годов на фестивале «Новое поколение» в Уфе впервые успешно выступил и «Рух», который был единственной группой, исполнившей песни на родном башкирском языке.

Далее пошли записи на радио и ТВ, и с тех пор хайбуллинские рокеры прочно вписаны в историю башкирской культуры.

С 2011 года в Хайбуллинском районе проходит рок-фестиваль «Великая степь» с участием рок-музыкантов республики, российских регионов и Казахстана.  

Впервые «Великая степь» раскрыла свои просторы рокерам в честь 20-летия творчества рок-группы «Рух».   

Группа "Рух"
Группа "Рух"

Далее фестиваль проходил в 2013, 2014, 2018 годах. Пандемия помешала проведению концертов в 2020 и 2021 годах.  

На фестивале 2022 года «Дервиш» завершил свое выступление хитом «Нисек барһың шулай бул» («Куда бы ни шел – оставайся собой»).

 Шатланғанда шарҡылдап көл

Хәсрәтең булһа ҡайғыр.

Үҙең янһаң һин минелә

Ялҡының менән яндыр.

 Нисек барһың шулай бул

Ҡыланма ҡыландырма

Төҙ юлда ла борғолана

Бары тик йылан ғына.

 Есть радость – радуйся вовсю!

Печаль постигнет – погрусти

Своей душою и других

Ты чувства пламенем зажги!

 Куда б ни шел ты – будь собой

И по дороге не петляй

На прямом пути  

Извивается лишь змея.

(Перевод автора)

Успех этой песни-проповеди заключается и в проникновенной мелодии, и в словах, особенно актуальных в нашем мире с его вызовами и проблемами. О том, что «не надо прогибаться под изменчивый мир», сегодня, в свете отношений с Западом, говорят не только рокеры, но и политики.

«Легендарные группы «Дервиш» и «Рух», уже ставшие частью нашей истории, являются тем фундаментом, на котором стоит башкирский рок. И независимо от того, какие группы в дальнейшем возникнут, они неизбежно будут сверять свой путь с творчеством этих двух команд, отталкиваться от их наследия. Группы «Дервиш» и «Рух» не только задали основное направление новому культурному феномену, но и экстенсивно освоили огромное тематическое «поле». Такая миссия, исполнить роль «классиков», обычно выпадает тем, кто стоит у истоков нового направления в искусстве, тем, кто определяет главные параметры последующего развития. Что вполне закономерно, так как любое серьезное явление в культуре, неважно, идет ли речь о поэзии или рок-музыке, стремится, опираясь на традицию и опыт своих предшественников, пойти дальше, жаждет сказать новое слово от имени своего поколения», – подчеркивает социолог Азамат Буранчин.

«Дервиш» в переводе с персидского означает «бедняк», «аскет». Так  в древности называли странствующих монахов, выступавших с проповедями.

Особенностью дервишей было отсутствие какой-либо собственности. Если же дервиш чем-то и владел, он был обязан этим делиться.

Как корабль назовешь – так он и поплывет. «Дервиш» и другие башкирские рок-команды за эти годы не заработали больших денег и не нажили каменных палат, зато своими песнями-проповедями они добились гораздо большего – вошли в историю и заслужили народное признание.

Фото автора и из соцсетей

Читайте также:

Учпочмак и не только... Интервью с возродительницей башкирской кухни Индусой Арслановой 

Иван Едешко о дружбе с экс-мэром Стерлитамака, патриотизме и фильме «Движение вверх»

Смотрите наши клипы во "Вконтакте"

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Telegram: t.me/bashpanorama

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас в