Все новости
АНАЛИТИКА
22 Февраля 2023, 10:35

Оҙон көй и коды патриотизма

Тема защиты Отечества занимает особое место в народном творчестве башкир.

В истории написано немало славных страниц об участии башкир в защите единого российского Отечества. Традиции патриотизма, защиты Родины и воинской службы заложены в менталитете башкирского народа с древних времен. Это своего рода коды, передающиеся из поколения в поколение.

Об этом свидетельствуют башкирские народные эпосы, сказания сэсэнов, предания, народные песни оҙон көй, һалмаҡ көй, кыска-көй.

Прежде чем перейти к анализу этого богатейшего культурно-исторического  наследия, вкратце напомним о летописи участия башкир в защите России от врагов на разных этапах истории.

Территория Башкирии располагается в сердце Евразии и поэтому издревле находилась на пересечении переселений народов средневековья и в центре военных конфликтов.

С 1220 по 1234 годы башкиры воевали с монголами, сдерживая натиск их нашествия на Русь. Монгольско-башкирская война длилась 14 лет. В древних сказаниях монголов башкиры перечислены среди народов, оказавших наиболее сильное сопротивление  ордам в 13 веке.

Весной 1229 года тридцатитысячное войско встретило упорное сопротивление башкир и их союзников булгар.  В дальнейшем татаро-монгольским захватчикам удалось сломить башкир и булгар. По сообщению Рашид ад-Дина, в 1236 году страны Булгар и Башгирд были завоеваны, но их жители «снова восстали».

В правовой иерархии монгольского государства башкиры занимали привилегированное положение.  

Военная служба башкир стала одним из условий присоединения Башкортостана к Русскому государству в 16 веке.

С момента добровольного вхождения в состав Руси, башкирские роды стали защищать восточные границы, взяв на себя миссию пограничных войск. 

Башкиры принимали участие в Ливонской войне конца 17 века, в отражении набегов сибирских татар и калмыков, в Калмыцком походе в 1643–1644 гг., в Крымских походах в 1687 и 1689 годах, в Азовских походах в 1695 и 1696 годах.  

В период Смуты начала 17 века башкирские воины, верные своим обязательствам, дважды в 1608–1610 гг. и 1611–1612 гг.  выступали в походы в составе ополчений Минина и Пожарского против польского нашествия.  

Царь Алексей Михайлович Романов писал уфимскому воеводе: «Башкиры при прежних государях и при отце нашем, Блаженные памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея России и против поляков, а в Московское разорение были под Москвою и до Московского разорения были в нашей службе под Новым Городом с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

Затем при Петре Первом башкирские воины участвовали в Северной войне начала 18 века.  

В 1736 году в войне с Турцией участвовали более  3 тысяч башкирских конников.

С  1730 года была начато возведение Оренбургской пограничной линии, и башкирские части были привлечены для обороны этого нового рубежа.

В 1756–1763 годах башкирские полки сражались в Семилетней войне в Пруссии и побывали в Берлине. Затем их потомки дошли до Берлина еще дважды – во время изгнания Наполеона в 1813 году и в 1945 году.

Башкирские формирования стали важной частью русской кавалерии в войне с Наполеоном. В 1812 году из Башкирии было направлено в помощь российской армии 28 конных башкирских полков.

В Лейпциге установлен обелиск башкирским воинам, участвовавшим в знаменитой Битве народов в 1813 году.

Памятник башкирскому воину установлен также в Нидерландах в честь башкирских частей, освободивших Голландию от наполеоновской оккупации.

В заграничных походах русской армии 1813–1814 годов приняли участие десятки башкирских полков, часть из них дошла до Парижа. 

После окончания наполеоновских войн башкиро-мещерякское войско принимало участие в русско-турецкой войне 1828 –1829 годов, в Крымской войне 1853–1856 годов, в походах русской армии в Среднюю Азию и Хиву.

В конце 18 века было создано Башкирское казачье войско и кантонная система управления. Фактически в Башкирии было создано военно-служилое сословие, аналогичное казачьим формированиям на Дону и Кубани.

В 1847 году был установлен 30-летний срок службы. Каждые 100 служащих возглавлялись походным есаулом, походным сотником и хорунжим, каждые 250 – походным старшиной, сотником или есаулом.  

За несение военно-сторожевой службы отвечали походные старшины, есаулы и сотники. Башкиры и мишари переводились в военно-служилое сословие, территория расселения башкир, а также оренбургских и уральских казаков разделялась на кантоны. Должностные лица кантонной системы управления комплектовались из представителей башкирской и мишарской феодальной верхушки.

Кантонные начальники подчинялись непосредственно генерал-губернатору, а с 1834 года – командующему башкиро-мещерякским войском.

Кантонно-военная система управления просуществовала до 1865 года. Более 20 тысяч башкирских дворов были разделены на 103 юрты (команды) под управлением юртовых старшин и их помощников.

Во время Первой мировой войны в 1914–1916 годах в Уфимской губернии было мобилизовано около 300 тыс. человек, в том числе и традиционные конные башкирские части.  

В годы Гражданской войны в 1919 году в Петрограде была сформирована Башкирская группа войск в составе 3-го Башкирского кавалерийского полка, 3-го Башкирского стрелкового полка и отдельного Башкирского артиллерийского дивизиона (3 батареи) для обороны города от войск генерала Юденича.

Башкирской группе войск был выделен отдельный участок фронта в центре наступления войск Юденича, штаб группы находился в Пулковской обсерватории (ныне аэропорт). Части Юденича были отброшены от Петрограда. Петроградский Совет в знак благодарности башкирским войскам вручил знамя, которое ныне находится в Национальном музее РБ.

Во время Великой Отечественной войны, кроме прославленной 112-й  Башкирской кавалерийской дивизии, в республике были сформированы гвардейская Перекопская, 170-я, 186-я, 214-я Кременчугско-Александрийская, 219-я Идрицкая стрелковые диви­зии, 134-я стрелковая бригада. По­полнялись людьми и конским со­ставом, формировались 74-я, 76-я кавалерийские дивизии. Кроме того, 120-й,123-й, 134-й Лужский, 144-й Ропшинский, 467-й Львовский, 469-й Кременчуг­ский минометные полки, 1097-й и 1098-й пушечные артиллерийские полки, 587-й гаубичный артилле­рийский полк, 1292-й Башкирский истребительно-противотанковый артиллерийский полк имени Сала­вата Юлаева, 25-й и 60-й отдель­ные дивизионы бронепоездов и другие части.

Звания Героя Советского Союза были удостоены 78 воинов 112-й  Башкирской кавалерийской  дивизии. Это самое большое количество Героев среди всех дивизий сухопутных войск Красной Армии.

Сегодня  большое количество военнослужащих из Башкирии принимает участие в специальной военной операции. Кроме мобилизованных воинов, в республике  сформировано три добровольческих батальона: два батальона по линии Министерства обороны и  батальон Росгвардии.  

Об этом во время  встречи в Уфе 13 января 2023 года президенту России Владимиру Путину доложил Глава Башкортостана Радий Хабиров.

Несколько воинов из Башкирии в ходе СВО удостоены звания Героя России посмертно.

Накануне Дня Защитника Отечества президент Владимир Путин подписал указ о награждении бойцов добровольческих батальонов Башкортостана.

В одном из батальонов 13 бойцов награждены орденом Мужества, 16 – медалью «За отвагу», 4 человека – медалью Суворова и 4 – медалью Жукова.

Тема патриотизма и защиты Родины прослеживается во многих башкирских народных эпосах, сказаниях, преданиях, народных песнях оҙон көй, һалмаҡ көй, кыска-көй.

Протяжная и мелодичная  народная песня «оҙон көй» – это своего рода философский монолог о выстраданной судьбе человека.

В древней  песне «Урал» прославляются батыры, вставшие на защиту родной земли.   

«Найдутся ль горы выше, чем Урал?
Найдется ль кто, чтоб им не дорожить?
Найдется ли егет, чтоб пожалел

За землю предков жизнь свою сложить?

Колчан и лук, да быстроногий конь
Башкиру были спутником всегда.
Ни крови он, ни жизни не жалел,
Чтоб над Уралом не прошла беда»

«Любизар» – башкирская народная песня в жанре кыска-көй. 

По преданию, после одного из крупных сражений Кутузов вызвал к себе командира башкирского полка Кахыма Мурзашева (башк. – «Кахым-тюря»), похвалил башкирских воинов за отвагу: «Любезные вы мои башкирцы, молодцы!». Башкирские конники положили эти слова на музыку и сочинили песню маршевого характера.

Француздар танынылар

Әрәсәйҙә үҙҙәрен.

Урыҫ, башҡорт ҡыҫмаҡлағас,

Табалмайҙар эҙҙәрен.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

Французы узнали почем фунт лиха

И не видно их следов

Когда их погнали русские и башкиры

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

Мәскәүгә лә керҙек беҙ,

Парижде лә күрҙек беҙ.

Француздарҙы еңгәндә,

Ер емертеп йөрөнөк беҙ.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

И в Москве мы побывали,

И Париж мы видали,

Французов одолели

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

Башкирская народная песня «Эскадрон» отражает чувства воина-кавалериста, воспевающего красоту Урала перед расставанием с родным краем.

Йырҙар яҙҙым Урал ҡаяһына

Иҫтәлектәр булып ҡалһын тип.

Яуға китеп, иҫән ҡайталмаһам,

Урал тауы иҫкә алһын тип.

Высек  песню  я на  скале

Чтобы осталась  память

Если не вернусь живым,

Чтобы  помнил обо мне Урал.

В оҙон көй «Әрме» (армия) рассказывается о тяготах и лишениях военной службы, которая в то время тянулась 25 лет, и не всем было суждено вернуться в родные края.

Әрмеләрҙә йөрөп сәс еткерҙем,
Сәскенәйем етте лә үрмәгә.
Хаҡтәғәлдә миңә ҡушҡан микән,
Тыуған илде ҡайтып күрмәгә.

За срок армейский, срок тяжелый,
Я так оброс, что косу заплетай,
Быть может, все же суждено вернуться,
Увидеть родину свою, любимый край.

Охрану российских границ башкиры несли за свой счет. Снабжение оружием, одеждой, лошадьми и съестными припасами воинов производи­лось самим народом, а не казной. Поэтому военная служба башкир была выгодной для царского правительства.

В песне «Уйыл» повествуется о тяготах тяжелой  линейной службы по охране восточных границ России, длившейся десятки лет. Отпусков в то время для солдат не было предусмотрено.

В то же время народ сочинял и шутливые песни о воинской службе. В песне  «Ҡаһарман кантон» высмеивается отказ воина после упразднения кантонного управления сменить форму на штатскую одежду. Причина отказа – невеста Шагида, не желающая выходить замуж за невоенного человека .  

Ҡаһарман кантон ҡытатский,

Ник булдың штатский?

Шаһиҙә һиңә барыр ине,

Булмаһаң штатский.

 Песня «Азамат» сочинена в период кантонной системы управления. По преданию, её поет батыр перед боем.

Когда егет в сраженье победит,
С ним верный конь приходит домой.
А если им придется в землю лечь,
Их слава пролетит над землей.

«Порт-Артур» – башкирская народная песня, кыска-көй. 

Она сложена воинами, участвовавшими в защите крепости Порт-Артур. В песне рассказывается о трагических событиях русско-японской войны 1904-1905 годов.

Ай-һай, Порт-Артур,

Була торғайның матур.

Дошмандарҙан уны яҡлап,

Күп ирҙәр башын һала.

Ирҙәр үлә, башын һала,

Бөтмәҫ дандары ҡала.

 Ай-хай, Порт-Артур,

Был красивым городом

Защищая его от врагов,

Многие воины сложили головы.

Мужчины умирают, слава остается.

Героической теме защиты родного края посвящена древняя народная мелодия «Сыңрау торна» (журавлиная песнь). По легенде, стая журавлей громким курлыканьем предупредила о нападении врага. Воины успели подготовиться к сражению и выиграли битву. Уже в современности на мелодию «Сыңрау торна» поставлен балет «Журавлиная песнь» и сочинена популярнейшая ныне песня «Уралым».

Темой необходимости противостояния врагу и защиты родного Урала пронизаны многочисленные башкирские народные эпосы.

В героическом эпосе «Урал-батыр» рассказывается о гибели Урала, пожертвовавшего собой ради будущего людей на земле.

Урал становится защитником и повелителем мира Света и Добра.

В эпосе проводится идея о неизбежности и даже необходимости смерти героя. Завещание Урал-батыра раскрывает смысл его подвига – люди бессмертны своими добрыми делами.

В героическом эпосе «Акбузат» батыр продолжает благородное дело своего отца Суры-батыра, деда Иделя и прадеда Урал-батыра. Здесь говорится о преемственности поколений в защите родного края.

В других башкирских эпосах («Алдар и Зухра», «Кусяк-бий») акцентирована необходимость объединения разрозненных в то время башкирских родов, сплочения и единства народа против внешней угрозы.

Владимир Путин в одном из недавних интервью отметил, что Башкирия всегда играла особую роль в истории и в судьбе России:

«С момента добровольного вхождения в состав Российской империи башкиры так же добровольно взяли на себя особую миссию – миссию защиты внешних рубежей единого Отечества, пограничной стражи.

Во время Отечественной войны 1812 года Башкирия почти целиком все мужское население, с 15 лет, посадила на коня, вооружила и отправила на борьбу с врагом. Не менее мужественно и героически вели себя жители республики и во время Великой Отечественной войны.

Поэтому для меня нет ничего удивительного, что и сегодня при решении задач в ходе специальной военной операции по защите наших людей на Донбассе, на Херсонщине, в Запорожье республика ведёт себя так же ответственно: с одной стороны, тепло и душевно по отношению к тем людям, которые принимают участие в ходе военных действий, и к их семьям, и в то же время по-государственному.

В этом смысле можно сказать, что Башкирия всегда играла особую, значимую роль в жизни, в истории и в судьбе России».

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас: