Все новости
НАЦПРОЕКТЫ
30 Сентября 2020, 15:47

Азат Янгиров: «Пандемия погрузила общество в реальность дистанта»

В преддверии Дня учителя ректор Института развития образования Республики Башкортостан, доктор экономических наук Азат Вазирович ЯНГИРОВ отвечает на вопросы «Панорамы Башкортостана».

Необходимость тотального внедрения дистанционной формы обучения встала перед российской системой образования внезапно. Причем, в срочном порядке: подстегнули карантинные меры по коронавирусу. Уже в апреле минувшего учебного года учащиеся и студенты начинали день с видеоконференций, выполняли «домашку», контрольные работы, защищали курсовые и дипломы в онлайн-режиме. От самих обучающихся, их родителей потребовались немалые усилия, чтобы вписаться в новую реальность. Как показала практика, худо-бедно учебный год завершили в надежде, что это больше не повторится и учебный процесс вернется на круги своя. Однако эпидслужбы изначально настраивали мировое сообщество на длительный период борьбы с ковидом. Новый учебный год в Башкортостане, как и по всей России, начался необычно: строгие противоэпидемиологические меры по разруливанию потоков учащихся внутри школы, плавающее расписание, особые графики перемен, приема пищи, занятия внутри классных помещений. В вузах и сузах к учебе приступили только первокурсники, остальные – на дистанте. В сложившихся условиях нагрузка на педагогов возросла многократно. Они оказались призванными на передовую, образно говоря, «в ночь с сегодня на завтра». Как удалось школьному учительству Башкортостана перестроиться на дистант? В чем его плюсы и минусы? С каким багажом предстоит работать в ближайшее время? На эти и другие вопросы редакциии журнала «Панорама Башкортостана» ответил ректор Института развития образования Республики Башкортостан, доктор экономических наук Азат Вазирович ЯНГИРОВ.
Перестройка не застала нас врасплох
Надо сказать, в завершающую четверть минувшего учебного года наш институт вошел плавно. Для нас дистанционные формы работы далеко не новы, поскольку уже действовали платформы для тестирования, были разработаны и реализовывались программы вебинаров, шло обучение педагогов по методрекомендациям как общего характера, так и по дисциплинам. Сыграло роль и хорошее техническое оснащение института. В плане перехода на дистант Башкирия даже опережала тренд.
Интересная статистика. Согласно опросам Высшей школы экономики, до пандемии в России готовность системы образования к работе в новых условиях составляла 25%, в Башкирии – около 40%. В среднем по России были знакомы с работой на дистанте 75% педагогов, у нас – более 80%. Поскольку значительная часть республики оказалась покрыта интернетом, в целом дистанционными технологиями удалось охватить 96% учащихся.
Причем, в отдаленные населенные пункты, не охваченные сетью интернет, педагоги развозили распечатки заданий.
С апреля по июнь мы провели серию мастер-классов, на которых опытные педагоги онлайн пошагово объясняли технологии работы на дистанте. Планируем продолжить эту практику в текущем учебном году с трансляцией на Ютуб-канале. Еще одна инновационная разработка: мы сформировали специальный образовательный ресурс «Открытый урок». Это порядка 300 лучших практик по различным дисциплинам, представленные в открытом доступе, которые помогут становлению дистанционного обучения в республике.
Вклад в будущее
Ежегодно в ИРО РБ проходят повышение квалификации по всем предметам свыше 20 тысяч педагогов. Институт участвует в новом федеральном проекте «Учитель будущего». Команда Башкортостана вышла в финал конкурса.
Впервые мы вошли в пилотный социальный проект Сбербанка «Вклад в будущее», который реализуется в 12 регионах РФ. По программе работают более 3000 педагогов республики. Поскольку дистант в образовании становится приметой времени, главная задача проекта – привить педагогу мягкие навыки работы с детьми, с родителями, упрочить его знания в психологии, социологии, научить творчески организовывать процесс обучения.
В институте при поддержке Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан завершается мощный проект отработки платформы, направленной на оптимизацию работы учителя в режиме онлайн. Это своего рода электронный кейс с онлайн-сопровождением. Надеемся, этот совместный продукт позволит педагогу высвободить время на качественную подготовку к урокам.
Плюсы и минусы работы «в тапочках»
По существу весной 2020 года мир оказался перед необходимостью налаживания контактов в различных сферах в удаленном формате. Как шутят в народе, «надел шлепки – и ты уже на работе». Система образования, в частности, столкнулась с рядом сложных задач, которые еще предстоит прорабатывать. Однако выявилось и множество положительных моментов дистанта.
Бесспорно, при всех обрушившихся нагрузках наши педагоги получили огромное приобретение: они увидели массивы ресурсов, сайтов, порталов, реестры ссылок. Их кругозор значительно расширился, что обязательно будет способствовать обновлению, развитию потенциала учителя, обогатит содержание уроков и, как следствие, качество знаний учащихся.
У педагогов отдаленных школ появилась возможность привлекать в «партнеры» продвинутых коллег, давая детям прослушать тему в их исполнении. Одаренным ученикам пошли в помощь новые образовательные ресурсы. Ребята с ограниченными возможностями здоровья также получили огромный бонус в плане удобства учебного процесса в домашних условиях.
Могу сказать, что включенность родителей в освоение детьми дистанта сработала в том числе и на укрепление семейных ценностей: папы и мамы научились держать руку на пульсе обучения своих детей, отслеживать их успехи. И, возможно, узнали их получше. Однако систему взаимодействия педколлективов с родительским сообществом предстоит дорабатывать. Ситуация с Куштау показала: надо учиться строить диалог, уметь договариваться. Не продавливать какие-то позиции, а нащупывать точки взаимодействия.
К слову о «Зарнице»
«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого», – писал более ста лет назад русский историк В. О. Ключевский. Предложение Президента России Владимира Путина об усилении патриотического воспитания подхвачено на всех уровнях. Порадуемся за наших ребят: «Зарницы»-«Юнармейцы» возвращаются! В обновленных формах, конечно, и нашему институту предстит готовить к этой работе педагогов. Эта тематика в ИРО РБ развивается. Привлекаем авторитетных светил науки – носителей ценностей дорыночных времен. Не отходим и от традиционных ежегодных научно-просветительских конференций по Великой Отечественной войне. Планируем начать издание своего патриотического журнала, где основными авторами будут дети.
Я бы хотел учиться в современной школе!
Нынешним учащимся определенно можно позавидовать. Взять, к примеру, международную программу по оценке качества обучения и образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment). Смысл проекта в том, чтобы увязать академические знания, полученные учеником, с умением их применять, научить принимать решения в нестандартных ситуациях. В перспективе на модель оценки функциональности знаний учащихся по программе PISA будет ориентированы ЕГЭ. Пять школ Башкортостана будут участвовать в российском мониторинге по системе PISA. Руководство республики ставит перед нами амбициозную задачу: войти в пятерку лучших по стране.
Еще один предмет зависти к нынешним школярам – создание в образовательном пространстве нашей республики полилингвальных школ. Мы в свое время могли только мечтать об изучении нескольких языков.
А что дальше?
Конечно, требования к педагогу сейчас кратно возросли. Мы в ИРО РБ понимаем свою миссию – быть оператором современных технологий, агрегатором технических достижений и оперативно включать их в процесс подготовки кадров образовательной системы республики. Но как экономист я не вижу другого пути, кроме разработки четкой стратегии развития образования Башкортостана на перспективу. Есть ряд солидных профильных концепций, но ориентиром должен служить единый стратегический документ, учитывающий территориальные, национальные, финансовые, кадровые вопросы. Дистанционная форма образования, предпринятая в период кризиса, – не единственный инструмент. Скорее, альтернативный. Но время выдвигает все новые вызовы. И надо быть к ним готовыми – институтам власти, обществу, семье, отдельно взятому педагогу. Недаром же говорится: образование – оно для всех и навсегда. Коллектив ИРО РБ подступается к разработке концептуальной модели развития образования Бапшкортостана.
Пользуясь случаем, поздравляю коллег с предстоящим Днем учителя!
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazineв "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan