Все новости
ИСТОРИЯ
11 Марта 2020, 15:55

Социалистическая индустриализация Уфы. Как это было?

ХIV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1925 года, взял курс на индустриализацию СССР. Она проводилась с 1928 по 1941 год и имела целью ликвидацию технико-экономической отсталости страны, организацию мощной оборонной промышленности, развитие базовых отраслей народного хозяйства, техническое перевооружение предприятий и достижение экономической независимости от других стран. Особенность индустриализации – высокие темпы и комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства страны, всех видов транспорта, использование иностранных займов, сплошная коллективизация сельского хозяйства. Большую роль в индустриализации нашей республики сыграла и Уфа.

Старая Уфа
Старая Черниковка
Первенец индустриализации
Развитие крупной промышленности в Уфе было невозможно без создания мощной энергетической базы. Поэтому 16 сентября 1928 года вблизи железнодорожной станции Черниковка (на Непейцевской горе) в торжественной обстановке заложили первую в республике паротурбинную Центральную электростанцию (ЦЭС) мощностью 4 тысячи киловатт для обеспечения энергией строящихся рядом предприятий будущего Черниковского промышленного узла, жилых домов и культурно-бытовых объектов. Финансирование строительства велось из Фонда местной электрификации (350 тысяч рублей, что составляло 70% по трехлетнему плану) и местного бюджета (367500 рублей, или 66,8% плана).
Сооружение ЦЭС положило начало индустриализации столицы республики. 1 сентября 1931 года в город подали переменный ток, что значительно улучшило энергоснабжение предприятий промышленного комбината и жилых домов южной части города. В то же время электростанция инженера Николая Коншина, работавшая на постоянном токе с 1898 года, полностью прекратила свою работу.В 1931 году, согласно переписи населения Уфы, в поселке ЦЭС проживало 525 человек. В 1932 году в связи с пуском в эксплуатацию ЦЭС потребление электроэнергии на одного жителя Уфы возросло с 10,24 кВт/час до 278,3.
21 февраля 1930 года Совнарком СССР принял постановление «О планировании энергетического хозяйства», в котором подчеркивалось: «Осуществление пятилетнего плана социалистического строительства требует быстрого развития энергетической базы народного хозяйства Союза ССР и обеспечения за энергетикой ведущей роли». Правительство страны возложило разработку энергетического плана по Башкирской АССР, стало быть и в Уфе, на Уральское энергобюро.
Три предвоенные пятилетки
Башкирская АССР, в том числе и Уфа, с задачами индустриализации успешно справилась в ходе пятилетних планов. Для организации современной промышленности использовались бюджетные средства из централизованных и республиканских источников, займы индустриализации, взятые у населения.
В годы первой пятилетки (1928–1932) в Уфе созданы обувная фабрика имени К. Е. Ворошилова (1929), швейная фабрика имени 8 Марта (1929). В начале 1929-го для строительства ЦЭС и промышленного комбината создана контора «Электропромстрой». Всероссийский ЦИК и Совнарком РСФСР в связи с десятилетием образования Башкирской АССР (1929) приняли постановление о помощи республике в хозяйственном и культурном строительстве. Придавалось большое значение сооружению Уфимского промышленного узла в районе Черниковки. В 1930 году введена в эксплуатацию мастерская детской комиссии при БашЦИК по выпуску пишущих машин. Началось строительство лесохимического комбината (1928), моторного завода (1931). Секретариат обкома ВКП(б) принял постановление о строительстве кондитерской фабрики.В воскресный день 4 августа 1929 года впервые в стране отмечался День индустриализации. Свыше 50 тысяч рабочих промышленности Башкирии вместо отдыха, как отмечалось в газетах, трудились с небывалым подъемом и передали в Фонд индустриализации 150 тысяч рублей.
Председатель Совнаркома республики Зинатулла Булашев, выступая с отчетным докладом правительства БАССР восьмому Всебашкирскому съезду Советов (1931), сказал: «Где поставлено подлинное ударничество, там мы имеем весьма поразительные результаты, как например, на Уфимском паровозоремонтном заводе, выпустившем из капитального ремонта паровоз за 33 часа 50 минут. Это всесоюзный рекорд!». 14 февраля на утреннем заседании группа рабочих механической мастерской детской комиссии при БашЦИКе преподнесла в подарок съезду пишущую машинку собственной конструкции. Съезд принял решение поддержать просьбу группы рабочих о расширении мастерской и выделении необходимых средств для производства продукции.
НПЗ 3
6 сентября 1931 года 17-й государственный трест начал строить моторный завод. Для подвоза стройматериалов, механизмов и оборудования построили железнодорожную ветку от Транссиба протяженностью 5,3 километра, а на берегу реки Уфы – пристань. Завод имел свое кирпичное производство. Все станки и механизмы для оснащения УМЗ изготовлены в СССР. Только в инструментальном цехе использовались 160 наименований инструментов и приспособлений (всего 5 тысяч). В первой пятилетке в Уфе началось строительство макаронной и кондитерской фабрик.
Переход к индустриализации стал новым этапом промышленного развития города. За первую пятилетку Уфа совершила заметный скачок: усиленными темпами осуществила реконструкцию старых предприятий и заложила мощный фундамент для строительства новых, организовала новые производства, играющие важнейшую роль в освобождении Советского Союза от зависимости в отношении капиталистических стран.В годы второй пятилетки (1933–1938) сданы в эксплуатацию моторный (1936) и крекинговый (нефтеперерабатывающий) (1938) заводы, спичечная фабрика имени 1 Мая (1932), лесопильный (1933), лесофанерный (1934) и дубильно-экстрактный заводы (1934). Построены Дом правительства (Пушкина, 106), Дом связи (1938), здания дорожного (1934) и лесотехнического техникумов, типографии «Октябрьский натиск» (1936), учебно-лабораторный корпус Башкирского мединститута (1937), клуб моторостроителей «Ударник» в Инорсе (1933). Началось строительство городской канализации (1935), открыт автовокзал на перекрестке улиц Свердлова и Карла Маркса (1937). С вводом девятикилометровой трамвайной линии началось движение пассажирского электротранспорта по улице Ленина (1937).
5 июля 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве железной дороги Уфа – Ишимбаево (для перевозки нефти с промыслов на Транссибирскую магистраль). На ее возведении трудилась вся республика. Каждый сельский район, прилегающий к стройке, выполнил большой объем земляных работ.
1 октября 1934 года открыта железная дорога Уфа (от Демы) – Стерлитамак – Ишимбаево, по которой осуществлялись грузовые и пассажирские перевозки. В 1937 году параллельно построен подземный магистральный нефтепровод Ишимбаево – Уфа, чтобы транспортировать нефть на переработку на крекингзавод.
15 июля 1933 года открылась первая в БАССР регулярная авиационная линия, соответственно в Уфе базировалась сельскохозяйственная и санитарная авиация. С помощью крылатых машин боролись и с нашествием саранчи на сельскохозяйственных полях, а врачи могли оказать экстренную медицинскую помощь жителям отдаленных районов республики. В 1934 году механическая мас-терская (располагалась на углу улиц Достоевского и Социалистической, ныне – Мустая Карима) преобразована в завод пишущих машин. Ему присвоено имя КИМ (Коммунистического интернационала молодежи). Все детали здесь изготавливались вручную. В 1931 году собрано 8 машинок, в 1932-м – 30, в 1933-м – 70, в 1934-м – 144. Причем, более 50 из них отправили в Москву. Стало быть, качество продукции полностью устраивало даже привередливую столицу. За десять лет (1930–1940) завод увеличил производство пишущих машин во много раз и улучшил качество продукции.
Уфанефтеоргсинтез
Председатель Совнаркома СССР Вячеслав Молотов 3 февраля 1934 года в своем докладе о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР, с которым он выступил в Москве на ХVII съезде ВКП(б), отмечал, что Башкирия является «одной из новых опорных баз индустриализации» в восточных районах СССР. Он подчеркнул: «Заканчивается строительство моторного завода в Уфе на 50 тысяч моторов». Велико же было значение этого предприятия в масштабах страны, раз о нем упоминалось на партийном съезде! Проектная мощность первой очереди УМЗ составляла 100 тысяч моторов марок «Интернациональ», «Континенталь» и 10 тысяч дизельных моторов. В годы второй пятилетки на строительство УМЗ выделялось 95,3 млн рублей. В 1936 году завод собрал 31 мотор марки «У-2», в 1937-м – 1081, 15 ноября 1938-го выпустил 5-тысячный двигатель с начала работы предприятия.
Ввод в эксплуатацию пятиэтажного Дома связи (Главпочтамт) позволил поднять на новый уровень почтовую, телефонную и телеграфную связь, оборудовать радиоузел и студию для вещания Башкирского радио. В 1930-е годы смонтированы первые два пассажирских лифта (в домах Башсоюза и связи). С возведением крупных предприятий в Черниковке улучшались и расширялись автомобильные дороги между Уфой и новостройками, осуществлялись автобусные перевозки, прокладывались трамвайные линии до ЦЭС, между Уфой, Моторстроем и поселком Крекингстроя курсировали пассажирские речные суда.
В 1934 году в Старой Уфе (ныне – микрорайон Радио) начала работать мощная радиостанция РВ-37 для трансляции радиопередач на всю республику, на улице Ленина рядом с Домом связи смонтирована первая автоматическая телефонная станция машинной шведской системы «Эрикссон» на 2 тысячи номеров. В 1935-м началось строительство крекингзавода и канализации. Молодые строители крекингзавода из-за отсутствия теплого жилья перезимовали с 1935 на 1936 год в брезентовых палатках, установленных прямо на стройплощадке.
В 1937 году на заводах и фабриках Уфы трудились уже 17 тысяч человек, а по новому генеральному плану города, предложенному в 1939 году, предполагалось, что численность работающих через 5–7 лет достигнет свыше 220 тысяч.
В 1937 году Совнарком СССР принял постановление о строительстве павильона Башкирской АССР в Москве, на территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Его строительство велось в 1937–1939 годах по проекту архитектора и преподавателя Московского архитектурного института Михаила Оленева. Отдельные выставочные павильоны, кроме 15 союзных республик, имели только Башкирия и Татария. Остальные регионы РСФСР экспонировали свои достижения в зональных павильонах «Сибирь», «Дальний Восток», «Урал», «Поволжье» и т. д.
На выставке можно было ознакомиться с достижениями БАССР и в области промышленности, в частности, там широко рекламировались крекинговый и моторный заводы как величайшее достижение в области социалистической индустриализации. В 1939 году в справке «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» отмечалось, что в Башкирии за годы пятилеток «построено 82 крупных промышленных предприятия, в том числе такие гиганты, как Уфимский крекинговый завод, лесофанерный комбинат, спичечная фабрика, ишимбайские и туймазинские нефтепромыслы, Баймакский комбинат цветной металлургии, Мелеузовский завод сухого молока». Кстати, Уфимская машинно-тракторная станция по итогам 1940 года награждена дипломом первой степени Всероссийской сельскохозяйственной выставки, денежной премией в 10 тысяч рублей и автомобилем. Она добротно ремонтировала тракторы, автомобили, комбайны и моторы.
В конце 1938 года в СССР ввели трудовые книжки для рабочих и служащих.
В годы третьей пятилетки (1939–1941) завершено строительство первой очереди ТЭЦ–1 мощностью 4 тысячи кВт (1939, для крекингзавода) и ТЭЦ–2 мощностью 12 тысячи кВт (1940, для моторного завода). После расширения ЦЭС в 1939-м до 10 тысяч кВт общая мощность электростанций Черниковского промышленного узла в 1940 году достигла 26 тысяч кВт. Введены в эксплуатацию новый мощный водопровод и канализация (1939), поликлиника на тысячу посещений в день и хирургический корпус на 100 коек в Советской больнице на улице Достоевского, 114 (1941), гостиница «Башкирия» (1941), поликлиника и больница в Инорсе (1941). Началось строительство Дома социалистической культуры на Кирова, 1, на месте бывшей Александровской церкви (ныне – Дом профсоюзов). Уфимский комбинат ширпотреба реорганизован в кожевенно-галантерейную фабрику (1940). Укрупнение промысловых артелей в предприятия – характерная черта того времени.
В 1939-м завершилось строительство первой очереди нефтеперерабатывающего завода, в 1940-м – второй и третьей, в 1941-м приступили к возведению четвертой очереди. 9 марта 1939 года Наркомат химической промышленности СССР принял указ о строительстве Уфимского химического завода. По словам заместителя председателя Башсовнаркома А. Симонова, его проектная мощность составила 22 тысячи тонн этилового спирта, что в свою очередь послужило бы базой для производства синтетического каучука. Предусматривалось, что это предприятие будет получать сырье с местного крекингзавода, кстати, на территории которого 19 мая организована контора по строительству нового предприятия.
30 мая 1939 года на крекинговом (нефтеперерабатывающем) заводе установили на фундамент 180-тонную уникальную ректификационную колонну американской фирмы «Луммус». Ее в разобранном виде привезли в Ленинградский порт морским транспортом, затем по речному пути транспортировали на правый берег Белой на баржах. Рабочие волоком переместили с пристани тяжелое оборудование на заводскую площадку и смонтировали его на земле по частям. Чтобы поднять более чем 20-метровую махину, понадобился мощнейший кран. Представители «Луммуса» предложили приобрести его в США, что обошлось бы с доставкой и монтажом приблизительно в 400 тысяч долларов. Естественно, таких денег казна выделить не могла, так как каждый доллар Госплан страны расписал на всю пятилетку.
Уфимские специалисты вышли из положения: сами разработали несложное подъемное приспособление, позволившее без особых усилий поднять многотонную колонну. Фундамент под колонну выполнили московские метростроевцы, которых прислал заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР, нарком тяжелой промышленности Лазарь Каганович. Ректификационная колонна, установленная на одной из самых высоких точек северной части Уфы, выдержала сильные порывистые ветры и ураганы. На американском оборудовании многие годы из ишимбайской и туймазинской нефти вырабатывали высококачественное топливо для самолетов, тракторов и танков.
Забор питьевой воды осуществлялся на реке Уфимке в 20 километрах к северу от города – в районе деревни Максимовка. Там же моторный завод обустроил свой ведомственный аэродром. В 1939-м сдана в эксплуатацию трамвайная линия от улицы Пермской до железнодорожного вокзала. Таким образом, от Горсовета (от Дома связи) можно было доехать до вокзала. В 1940-м протяженность трамвайных линий одиночного пути увеличилась до 21 километра, перевозки осуществляли 32 пассажирских вагона.
В 1940 году в Уфе действовали более 30 промысловых артелей. На улице Чернышевского состоялся пуск механической прачечной банно-прачечного треста пропускной способностью 3 тысячи килограммов белья в сутки. В январе 1940-го вышло сообщение, что Уфимский горсовет выделил в Сталинском районе земли под строительство еще четырех заводов – бумагоделательных машин, паровых турбин, арматурного и строительных механизмов. Ни одно из них не успели построить. В 1941-м началась война, поэтому предприятия перешли на производство продукции для фронта. Надо отметить, что в предвоенный период за счет индустриализации построены предприятия, которые имели стратегическое военное значение в 1941–1945 годах. С одной стороны, на производственных площадях имеющихся предприятий и организаций расположились эвакуированные заводы. С другой стороны, вся недвижимость (школы, техникумы, больницы, учреждения) использована для проживания эвакуированных и развертывания военных госпиталей.
Индустриализация привела к увеличению численности населения Уфы: в 1920-м она составляла 92,8 тысячи человек, на 17 декабря 1926 года (по переписи) – 98537 человек, в 1931-м – 125 тысяч, в 1932-м году – 153,2 тысячи, в 1933-м – 172263, в апреле 1936-го – 182889 (без Черниковского поселка, в котором проживали 29635 человек), на 17 января 1938 года – 245863), в 1939-м – 250 тысяч. Уфа в 1939-м занимала 29-е место среди городов СССР с населением менее 500 тысяч жителей. В итоге с 1926 по 1939 год население столицы выросло на 249,5%, в период активной индустриализации (с 1931-го по 1939-й) увеличилось ровно в два раза.
В 1930-е годы освоена огромная территория к северу от Уфы, где прежде были пустыри и села. Образована мощная промышленная зона с большим жилым фондом и объектами социально-культурного назначения. Впервые в Уфе созданы новые крупные отрасли народного хозяйства (сельскохозяйственное моторостроение, нефтепереработка). Новый импульс получили производство черной и цветной металлургии, пищевая, легкая промышленность, индустриальное строительство жилья, шоссейных и асфальтированных дорог, тротуаров, речное судоходство, производство стройматериалов с использованием местного сырья, началась автомобилизация и радиофикация. Образована муниципальная жилищно-коммунальная служба с широкими полномочиями и возможностями.
Пуск в 1930-е годы в Уфе новых электростанций, моторного, нефтеперерабатывающего заводов, Черниковского промышленного комбината, реконструкция и расширение ранее действовавших фабрик и заводов, укрупнение артелей в фабрики, использование новейших научно-технических достижений в производстве и организация мощной строительной индустрии способствовали тому, что наш город превратился в крупный индустриальный центр РСФСР, стал частью новой мощной нефтяной базы Советского Союза под названием «Второе Баку». Достаточно сказать, что в 1941 году Башнефтекомбинат, располагавшийся в Уфе, представлял собой центр по управлению нефтяной промышленностью всей республики, состоявшей из 17 предприятий добычи, переработки и транспортировки нефти. В эту систему входил и один из крупнейших в Советском Союзе по мощности Уфимский нефтеперерабатывающий завод.
В сентябре 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов», которым обязало уже к концу 1941-го увеличить мощности авиазаводов в полтора раза по сравнению с 1939 годом, построить девять новых самолетостроительных заводов и реконструировать столько же действующих. Политбюро ЦК обязало в два раза расширить производство авиационных моторов. Соответственно, на УМЗ велось строительство нового корпуса по производству моторов для боевых самолетов.
В конце 1939 года экономический Совет при Совнаркоме СССР реорганизовал уфимский трест «Моторстрой» в трест «Уфапромстрой», который вошел в систему Главуралстроя Наркомата по строительству СССР. В 1940 году на всех стройках этой организации планировалось занять порядка 23 тысяч человек.