Все новости
ИСТОРИЯ
26 Ноября 2019, 14:55

МЕЧЕТИ И КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА МУСУЛЬМАН В БАШКОРТОСТАНЕ

Мечети на территории Башкортостана строились по мере распространения ислама и перехода башкир к оседлости. Сегодня в Республике Башкортостан можно увидеть как типичные для сельской местности башкирские срубные мечети, так и каменные постройки, многие из которых представляют большую историко-культурную ценность или являются памятниками истории и архитектуры.

В начале 18 века были построены мечети на Казанской дороге в деревнях Старо-Кускильдино (в 1701), Имай-Утарово (1724), Гулюково (1725) и других населенных пунктах. Строились в основном деревянные мечети, к 19 веку здесь сформировался принятый в аулах тип сельской мечети: сруб высотой 2,7-4,6 метра с крыльцом с северной стороны и михрабом с южной, покрытый двускатной крышей. Стены часто обшивались тесом, но иногда здание мечети обмазывали глиной и производили побелку. Из сохранившихся построек первой половины 18 века известна мечеть в селе Староякшеево Балтачевского района (1738).
Мечеть в деревне Адзитарово
Кармаскалинского района, Башкортостан
Фото Айслу Юнусовой
Мечеть д. Акташ. Кармаскалинский район,
Башкортостан
Фото Айслу Юнусовой
Мечеть в деревне Зидиган (Етегән). Миякинского района, Башкортостан
Фото Айнура Тузбекова
Мечеть двухминаретная, д. Усмангали,
Башкортостан
Фото Айслу Юнусовой
В 19 веке появились Первая соборная мечеть (1830) в Уфе и Стерлитамакская соборная мечеть. На рубеже 19-20 вв. на пожертвования зажиточных мусульман построены десятки мечетей, каждая из которых была уже третьей, четвертой или даже пятой в крупной деревне.
В 1922 году в Уфимской губернии и Малой Башкирии имелось 2507 мечетей, которые находились в ведении ЦДУМ РСФСР и ДУМ БАССР.
В 30-е годы 20 века осуществлялось массовое закрытие мечетей, к 1945 в Башкирии оставалось всего 12 действующих мечетей, помещения остальных использовались как склады, зернохранилища, школы, клубы, общежития, при этом мечети теряли свою архитектурную целостность, почти у всех зданий были снесены минареты.
С 90-х годов 20 века в республике начали восстанавливаться прежние и строиться новые мечети.
К 1996 году в РБ насчитывалось более 400, в 2008 –около 500, в 2013 – 1060, в 2018 – 1305 мечетей.
В 21 веке чаще всего строятся кирпичные мечети. Внутреннее убранство и прежде, и сейчас отличалось простотой: стены оформлялись изречениями из Корана, полы застилались войлоком, половиками, коврами.
Уфа является крупным мусульманским центром, здесь находится Центральное духовное управление мусульман России, учрежденное в 1788 г. как Оренбургское магометанского закона духовное собрание. В Уфе действуют 11 мечетей, в том числе Первая соборная мечеть, крупнейшая в республике мечеть Ляля-Тюльпан, мечеть Гуфран, мечеть Мунира, мечеть Хамза и другие. На территории исторической Уфимской соборной мечети, построенной в 1830 г. и перестроенной в 60-е годы 19 века, находится небольшой некрополь, где захоронены религиозные деятели Габдрахман Расулев, Мухамедьяр Султанов, Саитгарей Тефкелев.
Хакимовская соборная мечеть, Уфа, Мустая Карима, 11. Построена в 1908 г. на средства уфимского купца Абдуллатифа Хакимова и передана им в дар Оренбургскому духовному собранию мусульман. Одна из немногих двухминаретных мечетей в Башкирии. Минареты представляли собой два установленные друг на друга цилиндра разного диаметра и украшены рельефным орнаментом. Общая высота мечети – 18 метров.
В 1939 г. минареты были снесены, здание мечети использовалось как фабричный клуб, военная комендатура, управление «Башэнерго».
В 1991 г. здание возвращено мусульманам, в 2011 году началась реконструкция мечети, которая завершена в 2019 г.
Нарыс-Тау, Миякинский район, Башкортостан
Фото Айслу Юнусовой
На территории республики находится несколько средневековых памятников мусульманской культуры и широко известных в народе мусульманских объектов, которые почитаются как святые места.
Адзитаровское кладбище, где захоронен первый
муфтий Мухамеджан Хусаинов (Гусейнов)
Фото Айслу Юнусовой
Мусульманское кладбище в Уфе. Основано в XIX в. в западной части города на высоком правом берегу реки Белая. Впервые упоминается в документах Национального архива РБ в 1852 г. в связи с отводом территорий под уфимские кладбища.
Захоронение первого муфтия
Мухамеджана Хусаинова (Гусейнова)
Фото Айслу Юнусовой
В 1909–1962 гг. на кладбище действовала Пятая соборная мечеть, в 1994 г. построена мечеть Гуфран. Здесь похоронены многие известные ученые, государственные и общественные деятели, писатели, артисты, а также религиозные деятели, в том числе Мутыгулла Гатауллин (муфтий ДУМ РБ в 1923–1936 гг.), Габдулвахид Сулейманов (муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания в 1840–1862 гг.), Ризаитдин Фахретдинов (просветитель, муфтий ЦДУМ Внутренней России и Сибири в 1923–1936 гг.).
В 2012 г. Мусульманскому кладбищу в Уфе присвоен статус историко-мемориального объекта.
Захоронение Первого муфтия Мухамеджана
Хусаинова (Гусейнова), Кармаскалинский район,
Башкортостан
Мавзолей (кэшенэ) Хусейн-бека. Памятник истории и архитектуры, относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Датируется XIV в. Находится в селе Чишмы Чишминского района на мусульманском кладбище «Акзират».
Кэшенэ представляет собой квадратное в основании сооружение, увенчанное куполом, стены сложены из известняковых блоков. Согласно эпитафии, мавзолей возведен над могилой мусульманского миссионера Хаджи-Хусейн-бека, рожденного в Туркестане.
В кэшенэ выявлено 9 захоронений. В шести погребениях были дети, в остальных – мужчина, женщина и сам Хусейн-бек.
Памятник свидетельствует об активном процессе распространения ислама среди степного населения, имеет статус мусульманской святыни. Хусейн-бек был учеником суфийского шейха Ходжи-Ахмеда Ясави, жившего в XII в. на территории современного Казахстана. Посланный своим наставником на север к башкирам и ногаям, Хусейн-бек обратил в ислам множество язычников. После паломничества в Мекку Хусейн-бек, как свидетельствует легенда, записанная краеведом Руфом Игнатьевым, «возвратясь поселился опять на озере Акзират и стал главным имамом во всей Башкирии».
После смерти могила Хусейн-бека стала местом поклонения мусульман. На надгробии имеется полустертая арабская надпись, позволяющая датировать его 1339 г. (739 г. хиджры).
На том же кладбище имеются отдельные известняковые надгробия с рельефными надписями, выполненными арабскими буквами, на большинстве надгробий также высечены тамги (тамга – родовой знак). Хусейн-бек признается просветителем башкир и ногайцев, первым имамом на территории Башкортостана.
C 2004 г. ежегодно в Чишминском районе организуются мероприятия, посвященные памяти мусульманского ученого и просветителя шейха Хусейн-бека. Памятник охраняется государством.
Мавзолей (кэшенэ) Тура-Хана. Памятник истории и архитектуры, относится к мусульманским погребальным памятникам XIV-XV веков. Находится в Чишминском районе Башкортостана в 12 километрах от районного центра п. Чишмы.
Археологические данные свидетельствуют о том, что в свое время рядом находилась каменная мечеть, входившая с кэшенэ в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Предположительно, кэшенэ служил «домом суда», где проходили судебные процессы.
Тура-хан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана.
«Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан.
В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Тура-хан был якобы убит вместе со своим братом Басманом соперником-ногаем Алтакаром.
Памятник охраняется государством.
Курган Бабсака (башк. – Бабсаҡтүбә), захоронение Бабсак-бия.
Согласно легендам, место захоронения одного из героев эпоса «Бабсак менэн Кусяк», предводителя рода карагай-кыпсак башкирского племени кыпсак, предка Кинзи Арсланова.
Находится рядом с деревней Ново-Акбулатово Бурзянского района РБ на территории Башкирского заповедника, в шести километрах от знаменитой пещеры Шульган-Таш (Капова пещера) на берегу р. Ямашлы.
В 2007-2010 годах на кургане была установлена чугунная ограда, на одном из его склонов – мраморная стела с памятной надписью «Великому Бабсак-бию, легендарному предводителю племени Кыпсак, от благодарных и верных потомков».
Является местом поклонения мусульман Башкортостана.
Читайте нас: