Все новости
РЕГИОН
19 Июня 2021, 14:42

Куда мы катимся?

В Башкирии установят правила пользования средствами индивидуальной мобильности

Электросамокаты быстро завоевали популярность среди жителей нашей республики. В частности, Уфа вошла в топ-5 городов любителей этих средств передвижения. Быстро, просто, удобно. Но появились и проблемы, среди которых частые наезды на пешеходов и повышение угрозы безопасности дорожного движения. Городские и республиканские власти объединили усилия, чтобы «направить» самокатчиков в верную колею.
Всего лишь за год…
Ныне покойный мэр Уфы Ульфат Мустафин 1 июля 2020 года лично прокатился по городу на электросамокате, оценив таким образом новый сервис. СИМы (средства индивидуальной мобильности) за короткое время составили серьезную конкуренцию такси. Казалось, у них одни сплошные преимущества – можно экологично, недорого и без пробок добраться до нужного места или просто покататься с ветерком.
И вот сегодня, год спустя, выяснилось, что не все так гладко. Во-первых, самокатов стало много. Только в Уфе в кикшеринге находится более 2000 единиц, и это не считая частных самокатов, учет которых не ведется. Не отстают и другие города республики. Как результат – рост ДТП. Так, по словам старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД МВД по РБ Линара Зиннурова, с начала года в республике произошло 11 аварий с участием электросамокатов, в которых пострадало 11 человек, включая четырех детей. Составлено 86 протоколов за нарушение ПДД.
Самокат не машина
Возможно, кому-то эти цифры покажутся неубедительными. Действительно, аварий с машинами в разы больше. Но есть особенность. Дело в том, что на данный момент электросамокат не признан транспортным средством. Поэтому наезд на пешехода на нем не считается ДТП. Вот, к примеру, недавно в Уфе самокатчики сшибли 82-летнего дедушку, он получил травмы. В вышеуказанную статистику данное происшествие не вошло. Между тем, электросамокаты на высокой скорости разъезжают по тротуарам. Зачастую ими управляют люди без навыков вождения или даже нетрезвые.
По нынешним нормам, человек на электросамокате – это пешеход. А потенциальная угроза от него – как от автомобиля или, по крайней мере, – мотоцикла. Значит, нужно срочно пересматривать нормы, вводить новые законы.
Нужны новые законы
На днях проблему обсудили, что называется, на высшем уровне. Так, Минтранс России готовит изменения в ПДД, которые предполагают закрепление самого понятия средства индивидуальной мобильности (СИМ), возрастного ценза на использование такого транспорта, обязанностей тех, кто им управляет, скоростных режимов.
– Мы наблюдаем массовое появление на улицах новой категории транспортных средств, – комментирует ситуацию зампредседателя Госсобрания – Курултая РБ Рустам Ишмухаметов. – Значит, нужно закрепить их статус, прописать требования к лицам, управляющим ими, их меры ответственности. Сегодня юридически люди на электросамокатах являются пешеходами, а фактически они – водители транспортных средств. Из-за этого судебная практика по ДТП с участием электросамокатов крайне сумбурна, привлечь к ответственности кого-либо сложно.
Между тем, в Башкирии предлагают ввести новые правила уже сейчас, не дожидаясь принятия федеральных законов. В частности, в республиканском парламенте разработали ряд радикальных мер для электросамокатов и других СИМов:
– ограничение скорости до 10 км в час в населенных пунктах;
– запрет передвижения детей до 14 лет (за исключением случаев использования в рекреационных зонах под присмотром родителей);
– запрет передвижения двух и более человек на одном СИМе;
– в темное время суток передвижение только в светоотражающей одежде.
Также рекомендуется определить зоны, в которых движение самокатов будет запрещено.
Ну и, конечно, не обойдется без штрафов за нарушение правил пользования СИМами: от одной до двух тысяч рублей, за повторное нарушение – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Первое чтение законопроекта состоится 23 июня.
Договориться с агрегаторами
А пока муниципалитетам нужно договариваться с компаниями-агрегаторами, считает председатель Комитета Госсобрания РБ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Николай Хорошилов. Каждый электросамокат снабжен GPS, что позволяет агрегатору ограничивать его скорость и зоны действия.
– Мы считаем, что местным властям, в первую очередь, нужно заключать соглашения с владельцами прокатных сервисов, – говорит Хорошилов. – Это позволит упорядочить использование электросамокатов в плане ограничения скорости, установления точных мест парковок. У городских администраций есть правила благоустройства, определяющие жилые и рекреационные зоны. В зависимости от интенсивности пешеходного движения муниципалитеты на основе этой документации уже сейчас могут запретить использование электросамокатов в определенных местах.
В свою очередь, руководитель регионального исполкома партии «Единая Россия» Рустем Ахмадинуров обратил внимание на важность развития в городах инфраструктуры для СИМов. Это позволит сделать использование электросамокатов максимально удобным и безопасным.
Послесловие
Конечно, все мы любим прокатиться с ветерком. Но не утратят ли самокаты свою популярность, если их скорость ограничат до пешеходной? Другой момент – есть мнение, что информационную «атаку» на СИМы организовал крупный агрегатор такси. Подчеркну, это только мнение. В любом случае, развитие транспортной инфраструктуры и конкуренция должны протекать в цивилизованном русле. И совершенно точно, что электросамокаты в Уфе и Башкирии – это уже навсегда.
Фото: Е.Соколов, администрация Уфы
Читайте также:
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan
Читайте нас: