Все новости
КУЛЬТУРА
29 Января 2022, 12:36

Ахуновские ремесленники оденут, обуют и делу обучат

В селе Ахуново Учалинского района живы традиции мастеров валяния и вязания.

В былые времена в суровом башкирском Зауралье без добротных валенок и теплой пуховой шали зимой никто не обходился. Почти в каждом курмыше работали валяльщики, а вязали из шерсти и козьего пуха, считай, в любой избе. Авторские вещи (других и не было!) носили наши предки от мала до велика в пир и в мир. В них с удовольствием «живут» и нынешние ценители экологичной одежды и обуви. Только вот пимокатчики и пуховницы теперь большая редкость. А в селе Ахуново мне посчастливилось встретиться с  трудолюбивыми и увлеченными людьми – обладателями старинных профессий.

Отличить черное от белого

... Снега в Ахуново высокие и легкие, словно тонкая овечья шерсть, любовно расчесанная рукой мастера, воздух – прозрачный и синий. Тишина в селе, лишь изредка слышен лай собак да скрип снега под ногами. Пимокатня Нафика Ханифовича находится во дворе его дома. Из трубы «горячего цеха» вьется белый дым. Здесь жарко как в бане, остро пахнет овечьей шерстью. На полках расположились валенки – от маленьких детских, до гигантов сорок шестого размера строго классических, без излишеств.

Этому ремеслу сельчанин обучился почти тридцать пять лет назад у приезжего человека из Межозерного по имени Александр Ильичев. Восемь человек тогда решили вплотную изучить профессию пимокатчика. Двадцать семь лет Нафик-агай отдал труду в пимокатном цехе, а восемь ближайших лет обувает всю округу в теплые и уютные валенки, изготовленные по индивидуальным заказам в собственной мастерской.

Здесь всё делается вручную, причем с высокими трудозатратами на каждом этапе. Важное условие рождения этой уникальной обуви – много горячей воды. Заготовки, так называемые закладки, делаются так: мастер помещает на стол кусок ткани, на нее в несколько слоев выкладывает предварительно вычесанную шерсть, далее с помощью лекала формирует полочку, которую сбрызгивает горячей водой, наматывает ее на скалку и раскатывает, как тесто, десять-пятнадцать минут. Затем из полочки с помощью лекала формирует войлочный «чулок» – будущий валенок. Загибает одну сторону, потом другую, затирает швы, формируя задник, носок и подошву. Выкладывает на смоченную в воде ткань, контролируя, чтобы шерсть свалялась равномерно, катает, переворачивая с одной стороны на другую. В ведро с очень горячей водой опускает изделие на пятнадцать минут. Обрабатывает рубцы специальным инструментом, а с помощью другого формирует подошву. Потом валенок уплотняется, и в него вставляется болванка. После этого Нафик-агай начинает катать по всей поверхности изделия рубелем, чтобы окончательно уплотнить и сформировать носок и пятку валенка. Решающий момент – вторичная прокатка, далее следует проверка на готовность. Если валенок «ответил» на легкий стук рукой глухим звуком, значит пора его надевать на колодку и нести в печь для просушки. Там он остается на сутки.

Описать процесс валяния легко, но наблюдать за ним... С мастера семь потов сойдет, пока из рулона шерсти образуется пара обуви. Кстати, в работе применяется серная кислота. Да и секреты свои, как в каждом ремесле, есть. За три дня из-под рук Нафика Ханифовича выходит одна пара. Себя он называет ремесленником и занимается любимым делом только зимой, когда забот по хозяйству становится меньше.

Кстати, кто знает, что валенки белого цвета носятся дольше, нежели черные? Я, по крайней мере, впервые это услышала из уст мастера Нафика Миннегалиева.

Понятно, что светлая обувь слишком маркая, вот народ больше и заказывает темную, не зная о том, что она быстрее изнашивается, тогда как белые валенки намного крепче. К примеру, рыбаки умные люди, они знают толк в валенках, поведал мужчина.

К знатному пимокатчику в Ахуново с ближних и дальних мест съезжаются люди, прознавшие о том, что мастер Миннегалиев делает качественную обувь. Даже в Москве клиенты находятся, не говоря уже о жителях северных регионов России и земляках из Башкирии.

Жена Нафика Ханифовича, два сына и шестеро внуков также щеголяют в теплых войлочных валенках. Обидно только мастеру, что передать навыки, умения и секреты древнего ремесла некому. К сожалению, не настроена пока молодежь осваивать профессию пимокатчика...

Ты накинь, дорогая, на плечи...

Зауральские женщины-башкирки издавна слыли искусницами в работе с козьим пухом. Минзиле Абдуллиной с юности нравились теплые воздушные шали. Первый пуховой платок под бдительным оком мамы она связала в восемнадцать лет. Выйдя замуж в 1985 году, вместе с мужем уехала в Мелеуз. И тогда в ней вновь проснулась тяга к рукоделию. С помощью подруг и знакомых начала восстанавливать на практике премудрости вязания. Выйдя на заслуженный отдых и вернувшись через некоторое время в родительский дом в Ахуново, Минзиля Исмагиловна занялась исконным женским ремеслом.

Вот уже двадцать лет свободное время она с удовольствием посвящает любимому занятию, которое, как известно, дарит только хорошее настроение.

По профессии я канатчица. Это специалист, который выполняет работы по изготовлению металлических канатов и тросов различных видов и конструкций. Отсюда, наверное, и симпатия к пряже, которую также нужно крутить в длинные нити, нашла Минзиля Исмагиловна неожиданное сходство своей прежней работы с традиционным народным ремеслом. Пух мне специально привозят родные из Мелеуза. Хорошенечко его мою, сушу, расчесываю пару раз. Затем с помощью веретена пряду тонкие нити. Стараюсь соблюсти все каноны вязания шали плотная серединка, а вокруг ажурный орнамент и частые зубчики каймы.

Согласитесь, такое изделие делает женский образ не только неповторимым, но еще и согреет, и здоровье сбережет.

Самую большую шаль размером с одеяло Минзиля Исмагиловна двадцать семь лет назад подарила маме. Родного человека давно нет на этом свете, а подаренная вещь до сих пор служит доброй памятью.

Ручная работа это самый ценный и желанный презент, я всем своим родным и близким раздарила, рассказала Минзиля-апай.

И хотя сейчас женщины всё больше предпочитают носить зимой фабричные вязаные шапки, пуховые платки не теряют своей актуальности и в наши дни. Ахуновцы с большой охотой заказывают у местной мастерицы теплые головные уборы. Обращаются все, кто знает, что ее пуховая шаль непременно согреет уральской зимой и прослужит десятки лет.

Наступивший 2022-й год в нашей стране посвящен культурному наследию народов России. Всемирный курултай башкир инициировал назвать текущий год Годом башкирской культуры и духовного наследия. Хочется верить, что год будет наполнен смыслами, направленными на возрождение традиционных ремесел. Нафик Ханифович и Минзиля Исмагиловна из села Ахуново Учалинского района готовы к наставничеству!

Гульназ ВАЛИУЛЛИНА, журналист, г. Учалы. Фото автора.

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Инстаграме: https://www.instagram.com/bashpanorama

В Telegram: t.me/bashpanorama

Читайте нас: