Все новости
КУЛЬТУРА
21 Января 2022, 17:11

Что на душу легло, к тому и руки приловчились

Наступивший 2022-й год в нашей стране посвящен культурному наследию народов России. Всегда был богат на мастеров, промысловиков, ремесленников и наш многонациональный Башкортостан.

Бусинка к бусинке...

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю одного из видов популярного женского рукоделия, давно ставшего отечественным брендом. В Средние века в России, особенно на севере, мастерицы стали осваивать новую технику декора – бисероплетение. И премного преуспели в работе, придав старинному ремеслу, известному еще в Древнем Египте, местный колорит. В украшении одежды, предметов обихода, утвари широко использовали бисер, стеклярус, перламутр, кораллы, речной жемчуг, монеты, ракушки, даже деревянные бусины. Особенно идея включения этих материалов в декорирование национальной одежды полюбилась вышивальщицам.   

Вспомним элементы традиционных этнических костюмов народов Башкирии, представленных в Национальном музее РБ. Тяжёлые нагрудники весом до 5-6 кг с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние башкирские женщины. Украшением девичьего наряда в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей. Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли разместить ракушку – ҡортбаш (оберег от злых духов), полукруги были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.

А вот «яга» – современный вариант старинного марийского нагрудного украшения из бисера и монет образца прошлого века. Славились нежные ажурные серьги из бисера производства русских женщин. Татарский головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшали вышивкой, а в золотую бахрому вкрапляли жемчуг.

От увлечения к прибыли

Работа с бисером и другими схожими по назначению материалами прочно вошла в реестр народных ремесел различных регионов России. Кстати, многие современные мастерицы, освоившие эту технику и навыки продажи, неплохо зарабатывают.

Как хобби превратить в прибыльное дело, где лучше продвигать свои работы и как стать успешным ремесленником? Об этом беседа с известной в Башкортостане мастерицей по изготовлению бисерной бижутерии Раилей Минигалимовной Багаутдиновой.

Ветеран завода «Стекловолокно» выросла в Аургазинском районе в большой семье, где по традиции сажали картофель и овощи, водили скотину, работали на свекловичных участках, выделяемых колхозом практически каждому школьнику.

– Но и учились хорошо, посещали кружки, занимались общественной работой. Активное детство выработало во мне неуёмную тягу к деятельности, – рассказывает Раиля Минигалимовна. – Полёт фантазии и стремление к прекрасному передались от мамы, она обшивала всю деревню. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся, гласит людская молва. Голь на выдумки хитра: во время жуткого дефицита я перекраивала старые вещи и ...щеголяла в обновках. Сидя в декрете с детьми, работала вышивальщицей орнаментов на блузках, салфетках, именных изделиях. С развалом СССР предприятие осталось без заказов, а после и вовсе закрылось. Как и у многих, сбережения сгорели, работы не стало. Но, как говорят в народе, если что-то умеешь делать руками, не пропадешь...

Много лет Раиля Минигалимовна отработала на тяжёлом и вредном производстве, далёком от эстетики, однако это не отбило у неё тягу к рукоделию. Поэтому, выйдя на заслуженный отдых, она не стала сидеть сложа руки и сетовать на небольшую пенсию, а занялась изготовлением бисерной бижутерии. Теперь её по праву можно назвать асом этого дела.

Когда рукам покоя нет...

Освоив интернет, женщина просмотрела многочисленные мастер-классы и занялась творчеством. Вспомнились мамины уроки, пригодились обретенные в нужде навыки ручной работы, которая в свое время и утешала, и кормила... В бисероплетении много разных техник, и все невероятно интересные, считает Раиля Минигалимовна. Она овладела уичольским, кирпичным, мозаичным плетением, научилась вязать крючком, освоила ручную и машинную вышивку.

Постепенно в доме мастерицы сформировался целый арсенал эксклюзивных авторских изделий: заколки, кулоны, герданы, ожерелья, браслеты, броши, бусы. Логично встал вопрос о продажах.

– Дочь – специалист по рекламе, тоже занимается рукоделием. Она помогла мне создать странички в соцсетях, научила делать красивые фотографии, составлять к ним тексты. Со временем появился опыт реализации через интернет, чуть позже на меня вышли сразу несколько магазинов сувениров. Сначала доходы покрывали только себестоимость работ, потом стала и маржу получать, – поделилась Раиля Минигалимовна.

Этника сейчас на пике популярности у дизайнеров во всем мире, а люди со вкусом всегда отдавали предпочтение ручной работе. Изысканные изделия уфимской мастерицы Багаутдиновой, пользующиеся спросом у барышень от 5 до 90 лет, разъехались по всей России, а также стали гордостью модниц в Германии, Израиле, Казахстане, Канаде, Прибалтике, Черногории.

Между ширпотребом и эксклюзивом

Прошу Раилю Минигалимовну раскрыть секрет: из чего складывается цена изделия?

– Чтобы оценить ручную работу, надо иметь представление о затратах и понимать разницу между штучным товаром и массовкой. Я приобретаю только качественный бисер, с другим работать просто невозможно. На одно украшение уходит до десяти пакетиков разного цвета стоимостью 500 рублей каждый и выше, а также от 12 до 48 часов работы. Плюсуйте сюда стоимость фурнитуры, упаковки, визитки, дорожные расходы.

У других мастеров своя специфика. К примеру, знакомая изготавливает презентабельные подарочные мешочки из фетра. Кстати, чтобы пробить на них дырочки для золотистых шнурков, ей пришлось купить специальное устройство за тысячу рублей. Стандартные футлярчики в ювелирных салонах за 200 рублей продаются, а она вынуждена свои авторские отдавать всего за 50 рублей. Те, кто шьёт и вяжет игрушки, наполняют их недешёвым холофайбером. Кукольник использует только импортный хлопок для туловища, дорогие материалы для одежды, обуви, волосы натуральные, редкие краски, фурнитуру… Себестоимость одной куклы «от кутюр» – около 1,5 тыс. рублей. Но у покупателя всегда есть выбор между ширпотребом и эксклюзивом. Помню, стояли мы однажды на ярмарке. Я – со своей бижутерией, другой мастер – с бижутерией «под серебро» и юный мастер, что с мамой разрисовывает ключницы и мастерит «домовят». А рядом расположилась лотошница с аляповатыми фабричными украшениями. И кто, думаете, с хорошим заработком ушёл?

Дело вкуса

– Во всем мире вещи, сделанные вручную, ценятся выше, чем те, что штампуют машины. На ярмарках во многих российских городах, даже провинциальных, хенд мейд имеет большой спрос, порой ажиотаж. Согласитесь, от женщины в авторской одежде, с эксклюзивными аксессуарами в национальном стиле глаз не отвести... Да, этнический комплект стоит недешево, но вложения в добротные изделия всегда оправданны, это долгосрочные инвестиции, они вне времени. За границей есть традиция: когда человек приобретает жильё или даже въезжает в арендованное, обязательно покупает пусть небольшую картину местных художников или наполняет пространство милыми вещичками ручной работы с региональным колоритом. К сожалению, в России утрачивается покупательский запрос на оригинальные вещи, я бы сказала – тает былое трепетное отношение к изделиям народных промыслов. Самобытность вытесняет, простите, вычурная, кричащая дешевка. Да, китайский рынок сделал своё дело: зачем заказывать уникальную сумочку, если можно купить фабричную втрое дешевле? Правда, она будет сделана из дурно пахнущих неэкологичных материалов, выглядеть вульгарно и вскоре развалится... Многие до сих пор не придают значения ткани, из которой сшита одежда, мучаются летом в акриле-полиэстере, что уж говорить об аксессуарах...

Не учи безделью, а учи рукоделью

– Раньше, до пандемии, я участвовала в специализированных ярмарках в Казани, Екатеринбурге, Елабуге, Москве, Троицке, Пензе, Челябинске, где торговые площадки давно включены в канву городских праздников, даже стали их брендом. Это огромные павильоны с изделиями, выполненными в разных жанрах и техниках. Продажи там высокие, организаторам удаётся привлечь ценителей ручной работы.

А на наших ярмарках раз на раз не приходится: то пусто, то густо. Для ремесленников аренда официального торгового места в Уфе для некоторых мастеров просто неподъёмна: ценник от коммерческих организаторов – 1,5-4 тысячи в день. Оттого, видимо, устроителям редко удаётся создать атмосферу большого праздника. Не у всех коллег аренда места окупается.

Живу я в Шакше. Стол, стул, зонт плюс около 25 килограммов изделий загружаю в такси и еду на торг, когда удается попасть в проект. Несколько лет назад вошла в сообщество ремесленников «ЯРКАЯ МАРКА», его костяк состоит из 30-40 человек. Среди нас представители Уфы, Бирска, Дюртюлей, Чишмов и даже Аши. Многие, познакомившись именно на ярмарках, дружат. Наш лидер старается не только подыскать нам торговые зоны или организовать их сам, но и находит для нас реализаторов.

Всякий промысел требует средств, это извечная забота мастеровых людей. По моему убеждению, не надо гоняться за большой выручкой. Поставить дело, наладить бизнес не всем удается. И не стоит по этому поводу сильно горевать. А вот успеть передать детям и внукам дух творчества, вкус к труду, научить держать в руках инструменты, работать с различными материалами – особая черта настоящего ремесленника. Ручная работа – часть нашего культурного наследия, наша национальная идея и большая перспектива, оплот семейного воспитания. Россия на том и стоит: не учи безделью, а учи рукоделью. Когда-нибудь пригодится...

Беседовала Гюзель ИБРАГИМОВА. Фото из архива Р. БАГАУТДИНОВОЙ.

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Инстаграме: https://www.instagram.com/bashpanorama

В Telegram: t.me/bashpanorama

Читайте нас: