Все новости
ДРУЖБА НАРОДОВ
17 Июля 2019, 11:40

ЗВЕНИ, КОСА!

Ароматы разнотравья вобрал в себя республиканский фольклорный праздник сенокоса, где в пятый раз на делянку вышли самые опытные косари Башкортостана. Худое лето, коли сена нету, говорят в народе. А травостои в наших краях нынче выдались знатные! Однако, не хвались травой, хвались сеном. Его заготовка требует большого труда, сноровки. На заре, когда покосы еще не проснулись от серебряной росы, на поляне близ деревни Бишаул-Унгарово в Кармаскалинском районе уже правили литовки, разводили костры для полевой трапезы, украшали павильоны с целебными травами, сооружали из охапок сена причудливые арт-объекты и плели венки. Коса, серп всегда были в почете у народов, занятых разведением скота. Современный сценарий этого старинного трудового праздника по сути включил в себя все моменты нелегкой зеленой страды, которая исстари определяла крестьянский уклад. Тут и удаль проявили, и талантами блеснули, и повеселились от души.

В середине лета сенокосные луга за деревней Бишаул-Унгарово – это волнение трав под легким ветерком, стрекот кузнечиков, клекот молодых ястребков, сплошное жужжание и благоухание. Ученые констатируют: биоразнообразие видов растений в Башкортостане уникально. В привязке к заготовке сена можно только порадоваться – наши лошадки, коровушки и прочие домашние животные употребляют отменный, экологически чистый корм. А для косарей эта красота – до первого взмаха литовки.
Праздничная поляна – рукотворный городок со множеством архитектурных сооружений. Арка, скульптуры, нарядные шалаши, навесы, громадный муравей – символ Кармаскалинского района, десятиметровый паровозик из Ромашково – все из сена!
К стартовой полоске участники состязания косарей не идут – шествуют! Облаченные в национальные костюмы женщины песнями сопровождают процессию, неся в руках традиционные глиняные горшки с квасом, домотканые полотенца. Башкирские, татарские, русские, чувашские, марийские, удмуртские напевы льются задорным ручейком. Так исстари приступали к заготовке сена в селах нашей республики. В деревнях, где проживали представители славянских народов, на первый стожок еще и обереговую тряпичную куклу-покосницу сажали. Яркую, нарядную. Чтобы руки не поранить.
– Брысь отсюда со своим фотоаппаратом! Не топчи нашу делянку!
Так, с конкретного указания точки съемки началось мое знакомство с участниками праздника.
Светлана Валеева и Радмир Ризванов из Буздякского района (оба – клубные работники, Радмир – руководитель татарского фольклорного ансамбля) на победу в соревновании косарей особо не претендовали. Но за честь района выступили успешно. Еще и спели на сцене! Гаугара-апай Муталлапова из деревни Утяганово – старейшая по возрасту среди косарей, ей 77. Составить конкуренцию молодежи решилась впервые, а работает на покосах с 9 лет! Ее односельчанка и почти ровесница Минифа-апай Батталова оформляла свою экспозицию целебных трав, дополнив ее пирогами с летними начинками, свежим вареньем и чайным столиком.
Эльза Загирова из Чишминского, Нуриман Шаймарданов из Старо-Бабичевского сельсовета Кармаскалинского района – дебютанты состязания и самые молодые его участники (им по 16 лет) – ничуть не уступили опытным мастерам косьбы. К примеру, такого энергичного человека, как Махмут Ибрагимов из Благоварского района, трудно в чем-либо обойти. Делянку свою прошел играючи – ни былинки не оставил, а как запел на сцене – Киркоров отдыхает.
Много стихов и песен сложено о ночке луговой, романтических свиданиях в стогах сена, захватывающих дух запахах полевых цветов. Но то, как передал свои сенокосные страдания сельский поэт Сергей Тимофеев из Гафурийского района, заслуживает особого уважения. «Буйство глаз и половодье чувств», сказал бы его тезка Сергей Есенин.
Жительница села Кармаскалы Рамзия-апай Сагитова с детства содержит зеленую аптеку. Разбираться в травах, готовить настои, мази, варить целебные эликсиры училась у бабушек. Десятки лет пользует родных и близких народными лечебными средствами. Достойно представить семейную конкурсную коллекцию ей помогли дочери Зиля и Гузель. Талантливые вязальщицы оформили павильон мамы-травницы своими ажурными изделиями, а внучка Диана выставила свои искусные вышивки.
Галерея травников была одной из самых посещаемых на празднике, ведь тут щедро угощали душистым чаем, за копейки а то и в подарок отдавали пучки целебных растений, консультировали по вопросам траволечения.
Не меньшую популярность обрели площадки, где народные умельцы устроили тематические фотозоны, педагоги школ района учили делать куклу-травницу, плести изделия из соломы, рисовать на бересте. Дети в очередь стояли к столу мастериц.
Настоящий конкурс красоты устроили участницы конкурса «Плетение венков». Девушки изготовили из цветов не только изысканные головные украшения, дав им таинственные названия, но и сплели целые комплекты нарядов. Купавны, Аленушки, Королевы полей, Владычицы леса картинно дефилировали по территории в своих неповторимых одеждах, придав празднику шарм эксклюзивного фольклорного действа. Это был цветочный гимн лету!
Какой же сенокос без «Урман ашы»? Полевые кухни развернулись у кромки леса. Кто из сегодняшних городских людей помнит, что такое обед на сенокосе? Кто, обтерев травой косу, распрямив уставшее тело, притулившись спиной к стволу березы, ел суп, приготовленный в ведерном котле, или окрошку на ядреном хлебном квасе? Прежде чем накормить своих косарей, артистов, травников, повара предъявили блюда конкурсной комиссии. На завершающем этапе своей работы члены жюри откровенно заявили: «Определить лучшую полевую кухню просто невозможно – каждая хороша по-своему». Следом за комиссией в юрты, к полевым столам приглашали всех желающих. Айран, компот, сыра, морс, медовуха были очень кстати в этот жаркий день.
Давлекановская делегация разместила свой стан прямо на траве, под пологом. Миновать этот гостеприимный дастархан – хозяев обидеть и себя обделить. Тут не спрашивали – кто ты, откуда. Усаживали на паласы, потчевали ухой, предлагали отведать корот, пироги, блины, чак-чак.
Праздничный стол у давлекановцев, как, впрочем, у многих представителей районов, – обильный, разнообразный и, как часто бывает у нас в Башкортостане, составлен из яств кухонь разных народов. Если всего понемногу попробовать, можно представить, как заботливо кормят косарей в любом селе. А по-другому нельзя! Здесь собрались люди, чьи руки смолоду привыкли к косе. Заготовка сена – один из ответственных периодов традиционного аграрного календаря сельчан, ведь у коровы молоко на языке. Сено для сельхозпредприятий косит, убирает, складирует техника. А для личного подворья – весь цикл работ только вручную. Значит, косцам полагается достойная трапеза!
За первую пятилетку проведения этого республиканского мероприятия Кармаскалинский район отработал проект блестяще. Все праздничные зоны действовали ритмично, собирали много участников и болельщиков. Конкурсные площадки после отчета перед членами жюри передали эстафету развлекательным центрам. Сельских детей катанием на лошадях не удивишь, а городские совершили по нескольку заездов в нарядной повозке. Некоторых ребятишек родители с трудом уговаривали дать лошадке отдохнуть.
У многих народов есть обычаи, обрядовые песни, танцы, ритуалы, связанные с сенокосом. Всю эту богатую тематическую межнациональную коллекцию представили самодеятельные артисты. Только отплясали удмурты – запели башкиры, сплели хоровод русские – взяли в руки гармошки татары. Сцена праздника не пустовала ни минуты! Причем, на ней выступили и косари, и повара, и хозяйки зеленых аптек, и участницы конкурса по плетению венков, и авторы арт-объектов, и высокие гости.
Сколько радости, настроения подарила людям эта заветная Бишаул-Ункаровская поляна! А поскольку все участники конкурсов (их было 112 из 10 районов РБ) выполнили все условия, то награды получили абсолютно все. Такое редко где увидишь!
За несколько часов зеленые валки, уложенные на конкурсных полосках, подсохли. И разлился по поляне томный, благодатный аромат. Солнце печет, стрижи летают низко. К чему бы это? По закону жанра напоследок праздничную поляну окропило «слепым» дождичком. Удалась праздничная луговая суббота, однако косы продолжают звенеть в руках хозяев подворий.
Как сообщили в пресс-службе Министерства сельского хозяйства РБ, и сельхозпредприятия республики хорошо поработали на зеленой страде. В Башкортостане перевыполнен план по заготовке сена. По данным Центра сельхозконсультирования РБ, на 4 августа заготовлено 777 тысяч тонн данного грубого вида корма, что составляет 101% от плана. На 40% больше, чем планировали ранее, припасли сена хозяйства Абзелиловского (22 тысячи тонн), на 37% – Гафурийского (7 тысяч тонн), на 19% – Стерлибашевского (17 тысяч тонн), на 16% – Аургазинского (15,7 тысяч тонн) и Стерлитамакского (14,5 тысяч тонн) районов. Самые солидные запасы сена у хайбуллинцев (34,8 тысяч тонн) и куюргазинцев (32 тысяч тонн).
Сенажа заготовлено 1621 тысяча тонн, что составляет 83% от плана. С заданием справились сельхозпредприятия 14 районов. Больше всех данного сочного вида корма припасли дюртюлинцы (98,9 тысячи тонн), чекмагушевцы (87,6 тысяч тонн), илишевцы (77,3 тысячи тонн) и стерлитамакцы (74,3 тысячи тонн).
Всего по республике многолетние травы скошены на площади 569 тысяч га, однолетние – на 125 тысяч га, естественные травы – на 116 тысяч га, что составляет 99% от плана.
На одну условную голову заготовлено по 17,7 центнера кормоединиц. Свыше 25 центнеров кормоединиц на условную голову скота заготовили аграрии Зилаирского, Краснокамского, Учалинского и Хайбуллинского районов. Будем с сеном – будем с хлебом, говорят в народе.
Читайте нас: