Все новости
АНАЛИТИКА
10 Марта 2023, 10:31

«Сколько языков знаешь, стольких человек стоишь»

В Башкирии будет расширена сеть полилингвальных гимназий.

Держать планку

Справедливость знаменитого латинского изречения, вынесенного в заголовок данного материала, подтверждали многие великие люди. Это и Чехов, и Гете, и император Карл V. Сегодня знание языков – один из показателей образованности человека – наряду с другими компонентами его культурного и интеллектуального багажа. И именно на полилингвальность делает сегодня ставку образовательная система республики.

Недавно заместитель министра образования и науки РБ Альфия Галиева сообщила об увеличении числа полилингвальных гимназий в Башкирии.

Справка. На данный момент в республике насчитывается четыре таких учебных заведения – две полилингвальные гимназии в Уфе, и по одной – в Нефтекамске и Стерлитамаке. В них обучаются более 5,4 тысячи школьников. Еще четыре школы планируется открыть в текущем году – в Хайбуллинском, Учалинском и Мишкинском районах, а также в Сибае. До 2024 года в Башкирии должно работать уже 12 полилингвальных гимназий.

Руководитель региона Радий Хабиров поручил Минобру «держать эту планку», подчеркнув:

«Это не просто школы, где углубленно изучают языки. Это учреждения с особым статусом и, соответственно, высочайшим уровнем качества преподавания».

Do you speak Bashkir?

Образовательные стандарты постоянно повышаются. Сегодня вряд ли найдется первоклассник, едва переступивший порог школы, который бы не умел читать. Раньше это было нормой. Иностранные языки, если это не спецшкола, когда-то начинали изучать только в четвертом классе. Сейчас – преимущественно в первом или втором, а то и в детском саду. Большое внимание уделяется изучению родных языков. И это только лингвистический аспект, который мы затрагиваем.

Башкирия, как известно, регион билингвальный. Поэтому для многих жителей республики говорить, писать и думать на двух языках – скажем, на русском и башкирском – вещь вполне естественная. А при должном подходе это помогает учить и иностранные языки. Вот что говорит об этом педагог-лингвист Алена Циколия:

«Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся, лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки.

Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и с естественным произношением. Можно сказать однозначно: дети имеют неоспоримое преимущество в изучении иностранного языка перед взрослыми. Память ребенка более восприимчива – в отличие от взрослого он не стеснен комплексами».

«Чем больше мы знаем языков, тем  мы сильнее, умнее и дружнее»

Итак, что же представляют собой полилингвальные гимназии? Станут ли они эталоном общеобразовательной школы ближайшего будущего? Обратимся к опыту первого подобного учебного заведения – республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии № 1, расположенной в Уфе.

«Основной вектор полилингвального образования – приобщение обучающихся к культурному богатству народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира средствами нескольких языков – родного, русского и иностранного – одного или нескольких, – говорит директор гимназии Булат Туктамышев. – Учащиеся знакомятся с достижениями мировой культуры, воспитываются в духе взаимоуважения и межнационального согласия».

Лингвистический компонент здесь широко внедрен в образовательный процесс. К примеру, на уроках биологии дети узнают о строении клетки сразу на трех языках. На башкирском языке проводятся уроки музыки. В качестве факультатива в гимназии также преподается китайский язык.

Положительный опыт полилингвального образования в республике взяли на вооружение другие регионы. Модель используется в гимназиях Северной Осетии, Татарстана, Якутии. Год назад на базе РПМГ № 1 состоялась Республиканская полилингвальная олимпиада школьников «Агидель», которая стала площадкой, объединяющей представителей всех народов, проживающих в Башкирии – с их языками, культурами, историями и традициями.  Сегодня в полилилингвальных гимназиях республики обучаются около 5,4 тысяч школьников. Растет число желающих обучаться в них, соответственно, расширение полилингвальной сети – процесс, продиктованный необходимостью, тем более что и качество обучения здесь существенно выше – на базе школ созданы и работают инновационные площадки по научно-методическому сопровождению полилингвального образования. Обучающиеся полилингвальных школ достигают хороших показателей по ЕГЭ и на Всероссийской олимпиаде школьников. И это тоже очень важно, потому что результаты ЕГЭ и ОГЭ в республике в 2022 году были, скажем так, весьма скромными. А значит, планку надо повышать. 

«Концепция развития полилингвального образования в нашей республике будет расширяться и набирать обороты, – говорит Альфия Галиева. – Перед нами поставлена задача построить инновационную систему образования, которая учитывает национальные и этнокультурные особенности региона». Перспективы на школьное образование в республике в целом также весьма серьезные. По словам министра образования и науки РБ Айбулата Хажина, в этом году республике выделены беспрецедентные средства на капитальный ремонт образовательных организаций, поступило почти 3 млрд рублей из федерального бюджета.

«В 2023 году по федеральной программе модернизации школьных систем в Башкортостане планируем отремонтировать 77 зданий школ, – отметил министр. – Для проведения ремонта выделят 3,6 млрд рублей из федерального бюджета и 690 млн рублей из республиканского бюджета».

 По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, башкирский язык стал четвертым по распространенности в стране – им владеют 1 млн 319 тыс. 650 человек. Русским языком владеют 111 млн 546 тыс. 569 человек. Сравним эти цифры с данными переписи 2010 года: русский язык – 137 млн 494 тыс. 893 человека, башкирский язык – 1 млн 152 тыс. 404 человека. И тут уместно привести слова Константина Ушинского: «Народ жив, пока живы его культура и язык». В этом плане особенно важной становится роль полилингвального образования.

Фото автора.

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: