Все новости
АНАЛИТИКА
14 Декабря 2021, 10:06

Зугура Рахматуллина: «Каждый уважающий себя человек должен знать свой родной язык»

14 декабря отмечается День башкирского языка

Ассамблея народов Республики Башкортостан в честь 185-летия со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы выступила с инициативой проведения Дня башкирского языка. Идею поддержал Всемирный Курултай башкир, и масштабное празднование Дня башкирского языка, приуроченное к 14 декабря, дате рождения М. Акмуллы, стало официальным праздником в республике. День башкирского языка был установлен Главой республики в 2019 году и сегодня стал ежегодной культурно-просветительской традицией. О значении этого праздника рассказывает председатель Ассамблеи народов Башкортостана, доктор философских наук, профессор, директор ИИЯЛ УФИЦ РАН Зугура Ягануровна РАХМАТУЛЛИНА.

– В современном мире многомиллиардное население, по разным данным, говорит на почти семи тысячах родных языках и диалектах. В настоящее время, по объективным и субъективным причинам, под угрозой исчезновения находятся более 40% из этого огромного числа языков. Языки испытывают на себе противоречивое влияние современной жизни, «страдают» от тех же духовных недугов, каким подвержены сегодня человек и его культура: от дегуманизации, варваризации, вандализации, снижения культуры речевого общения и расширения языковой антикультуры и др. В условиях же активно наступающей глобализации родные языки, вовлеченные в процессы ассимиляции, культурного забвения и невостребованности, особо нуждаются в поддержке и защите и на международном, и на государственных, и на личностном уровнях. Именно поэтому ООН провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов.

Сотни языков имеют сегодня, к сожалению, только одного носителя, и они, при неблагоприятных условиях (особенно при отсутствии их знакового оформления и письменности), могут «кануть в Лету», уйти в небытие вместе со своим последним подвижником и культурой, чьей душой он был, и остаться всего лишь виртуальным предметом этнографической ностальгии и любования, вызывая у исследователей-лингвистов очередные исторические сожаления и чувство совершения человечеством очередного социокультурного греха. Более того, в ближайшей столетней перспективе, по разным данным, подобная участь, при бездействии и равнодушии, может ожидать более половины всех существующих в мире языков.

Языки – это уникальный «живой организм», функционирующий согласно своим специфическим канонам и законам: они появляются на свет, обогащают и развивают культуру, живут полноценной жизнью, если только их любят, берегут, развивают, поддерживают и, если нужно, защищают от всяких социальных и языковых бед. К сожалению, в современной жизни наблюдается негативный и опасный тренд: родные языки начали активно вытесняться более престижными, модными и востребованными здесь и сейчас языками. Многие же родные языки просто оказались в условиях культурного равнодушия, возможно, даже безответственности, со стороны своих носителей, которых не волнуют настоящее и будущее языка своей матери.

В нашей большой стране, по данным последней переписи населения, живут более 190 народов и народностей разной веры и национальности, которые общаются на 277 языках и диалектах. К сожалению, проблемная языковая тема не обходит стороной и современное многоязычное российское общество. В частности, по данным ЮНЕСКО, 136 родных языков в России, в том числе и башкирский, сегодня находятся в опасности, и эти тревожные факты говорят сами за себя.

В мире много разных языков, но всех их объединяет то, что каждый из них – чей-то родной язык, ценность, которой нет цены, и сегодня каждый в ответе за то, чтобы его родной язык жил, развивался, не оставался только в рамках разговорной речи за обеденным столом и в пределах бытового общения, а стал языком науки, культуры, искусства.

Знание родного языка, умение на нем общаться, думать, петь, читать и писать – это закон природы и человеческой жизни, не требующий доказательства. Как известно, принятый недавно федеральный закон о добровольном изучении родных языков стал не только «лакмусовой бумажкой», обнаружившей многочисленные проблемы в этой сфере (нежелание родителей приобщать ребенка к родному языку, отсутствие качественных учебных программ и примерных образовательных стандартов, интересных и увлекательных современных методик обучения и изучения родных языков, лицензированных учебников, педагогических кадров, отсутствие общенациональной (федеральной) концепции преподавания родных языков и др.), но и началом реализации системных государственных мер на федеральном уровне, нацеленных на решение существующих проблем, сохранение и развитие родных языков.

Знающий прежде всего свой родной язык, государственные языки, один из иностранных языков как минимум – таким должен быть современный человек: интеллигентный, многоязычный, поликультурный. Знание родного языка, изучение других языков и культур обогащают человека, способствуют улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, расширению словарного запаса и т. д.

Формирование широких лингвистических возможностей, уважительное отношение к собственной культуре и языку и культуре и языку других – основа движения от этнического к полиэтническому и поликультурному мировоззрению и мироотношению. Родные языки – это реальная мозаика этнокультурной языковой картины современного мира, и каждый язык, независимо от того, сколько носителей берегут сегодня его наследие, коды и смыслы, – ценность, которой нет цены, имеющая безоговорочное право на жизнь, развитие, обогащение, равновеликое творческое общение с другими родными языками и самосохранение. Национально-культурные организации, различные творческие проекты, популяризирующие этнические культуры и родные языки, в том числе и праздники родных языков, вносят сегодня свою лепту в их сохранение и развитие.

Башкортостан – многонациональный и поликонфессиональный край, в котором проживают представители более 160 народов и народностей. Целенаправленное приобщение к родному языку и его изучение – это право, гарантированное каждому главным документом страны – Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональными законами об образовании. Взвешенная национально-культурная и образовательно-языковая политика республики, деятельность многочисленных национально-культурных центров, Дома дружбы народов направлены на культивирование в общественном, педагогическом и родительском сознании значимости родных языков. В частности, идея Ассамблеи народов Республики Башкортостан: ежегодное и масштабное празднование Дня башкирского языка, приуроченного к 14 декабря, дате рождения М. Акмуллы, башкирского просветителя, философа и педагога, – стала официальным праздником в республике, в котором принимают участие школьники и студенты, родители, педагоги, творческая и научная интеллигенция и др.

День башкирского языка был установлен Главой республики в 2019 году и сегодня становится доброй культурно-просветительской традицией. Это праздник-напоминание, праздник-сбережение, праздник-уважение, праздник-подвижничество, праздник-ответственность каждого за сохранение башкирского языка – родного языка башкир, коренного этноса этого благодатного гостеприимного края, который сегодня вместе, рука об руку, в дружбе и согласии с другими народами творит многонациональную историю республики и единого Отечества.

Каждый уважающий себя человек должен знать свой родной язык. Эта истина веками прописывалась в мудрых мыслях историков и языковых исследованиях, воспевалась в поэзии и прозе, анализировалась в философских трактатах, доказывалась известными педагогами, потому что «родной язык» – это такая же судьбоносная категория, как и «родная земля», «отчий дом». У истоков знания родного языка в урбанизированном и глобализирующемся мире, что очевидно сегодня, – родители. Семья – это главное жизненное пространство, где родной язык должен быть обязательным. «Птенец, что видит в гнезде, видит и в полете», – говорили древние башкиры.

Есть реальные и доступные механизмы сбережения родного языка: родители (институт бабушек и дедушек) приобщают к языку своих детей и внуков, те – своих, и жизнь языка, дополненная школой и социокультурой, не прерывается. Например, моя дочь-экономист, доцент вуза, знает английский, как русский, знает башкирский язык и, основываясь на собственной методике, изучила разговорные французский и итальянский языки, сейчас изучает испанский. Более того, выложила в Ютубе собственные уроки башкирского языка. Крохотных внучек мы приобщили к родному языку быстро: просто сказали, что дедушка и бабушка вообще не понимают русского языка и даже не умеют на нем разговаривать. Когда же старшая вдруг стала свидетельницей разговора дедушки с соседом «дядей Славой», побежала к маме: «Мама, а наш дедушка, оказывается, тоже умеет говорить по-русски!». Вот и вся методика.

Есть очевидные условия бессмертия языка: это когда на нем пишут, разговаривают, когда есть его знаковое оформление, есть желание человека знать свой язык, есть государственная поддержка и желание государства всемерно поддерживать это желание. Закон о добровольном изучении ребенком родного языка на основе заявления родителей или законных представителей как новая парадигма организации национального образования – это прежде всего «проверка» родителей на истинную этничность, на ответственность за языковое настоящее и будущее своих детей: из ребенка, не знающего родного языка, вырастет одномерный человек, «гражданин мира» без собственного национального лица и языка.

Очевидно, что задача всех, кто имеет отношение к сохранению родного языка: системы образования и культуры прежде всего – внести свою просветительскую лепту в выбор родителей, которые должны понимать, что язык оказывается в реальной опасности именно тогда, когда в семье к нему перестают приобщать детей, поскольку именно они должны «подхватить» очередную языковую эстафету. Это, с одной стороны. С другой стороны, поддержка языка в семье – важное и необходимое условие, но родной язык нужно и должно поддерживать на серьезном государственном уровне (финансирование проектов и программ, работающих на сохранение и развитие языков, подготовка креативных и творчески мыслящих учителей, поддержка национальной культуры, искусства, средств массовой информации и др.). Для того чтобы знание родного языка стало сегодня «визитной карточкой» современного культурного и интеллигентного молодого человека, а его культивирование не только в собственной семье, но и в официальном общении – современным позитивным трендом, нужна кропотливая системная и целенаправленная совместная работа государства, духоформирующих социальных институтов, семьи и прежде всего самого человека.

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Инстаграме: https://www.instagram.com/bashpanorama

В Telegram: t.me/bashpanorama