Мы живем в эпоху амбиций. Конкурентная модель современной жизни подвигает к развитию и самосовершенствованию, к делам, уникальным по своей сложности. Однако сделать это не так просто. Событие, которое могло бы стать действительно исключительным и вызвать уважение большого количества людей, должно быть по-настоящему знаковым.
Известный уфимский путешественник, «амбассадор Уральских гор» Олег Чегодаев 1 мая 2021 года отправился в экстремальный одиночный поход. В течение четырех месяцев он планировал пройти более 3000 километров по горам – от широтного течения реки Урал до крайней северной вершины хребта, горы Константинов Камень на Полярном Урале. Ранее предпринималось несколько попыток пройти весь Урал, но во всех этих маршрутах какой-либо участок пути оставался непокоренным.
Цель была дерзкой – стать первым в истории путешественником, прошедшим весь «каменный пояс» России. Олег прошел этот сложный маршрут за 109 дней.
Сегодня главным показателем «крутизны» какой-либо акции стала реакция на нее в соцсетях. Посты Олега Чегодаева с отчетами и фото о пройденных этапах стали за это время однозначно самыми популярными в Башкирии. Они набрали многие тысячи просмотров, лайков и восторженных комментариев. Абсолютное большинство пользователей соцсетей оценили эту акцию как уникальную и даже «героическую». Реакции так называемых «хейтеров», критикующих что-либо по поводу и без повода, практически не было.
«У меня была мечта. И вот она исполнилась. Я прошёл пешком Урал. Сегодня, взойдя на самую северную уральскую вершину Константинов камень, я убедился, что движение к цели важнее самой цели.
Я поднялся наверх, и ничего особого не случилось – туман, курум, ветер. Все как сотни и сотни прошлых вершин.
Тогда я сел за вершинный тур, спрятался от ветра, закрыл глаза, и начал вспоминать день за днём этот долгий, долгий маршрут.
Я вспомнил степные вершины крайнего юга, курумные реки, рассвет над Чусовой, брошенную в горах сеялку с видом на Косьвинский камень, готические очертания вершины Мунин-тумп, изматывающую, но прекрасную тайгу между «пупами» и Щугором, стену Тельпосиз, и дальше, дальше на север...
И почувствовал счастье. Я прошёл Урал! Теперь, глядя на любую широту карты Урала, мне будет что вспомнить.
У меня невероятное количество материала – руды, из которого надо что-то теперь создать. Книгу, фильм и много отдельных историй. Думаю, будет интересно», – написал Олег в соцсети, завершив экспедицию.
На старте проекта мы написали в нашем издании об этом уникальном походе и пообещали рассказать о его итогах. ...https://panoramarb.ru/articles/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/2021-05-26/ambassador-uralskih-gor-2257396
По возвращении, с присущим ему юмором Олег рассказал, что итогом похода стали шесть пар стертых кроссовок, 3183 километра пути и семь столкновений с медведями.
«В общей сложности я поднялся на сто вершин Урала. Горы меняются, сильно сказывается изменение климата: за 50 лет растаяло 25 процентов ледников, кроме того, Урал зарастает лесом – за 100 лет деревья поднялись на 70 метров. Думаю, за ближайшее столетие плато Иремеля полностью зарастет деревьями. Есть и следы деятельности человека, ведь Урал всегда был зоной активной промышленности. Есть очень интересные места – на юге Полярного Урала красно-бурые породы образуют безжизненную картину, напоминающую марсианский ландшафт. Встречал и множество других красот: кварцитовые выходы, хрусталь, вулканические, осадочные породы», – отметил путешественник.
Кроме основной, чисто спортивной цели – стать первым в истории человеком, прошедшим весь Урал, – Олег Чегодаев как «амбассадор Уральских гор» ставил задачей популяризацию уральских туристических маршрутов, привлечение внимания к экологическим проблемам Урала, сбор научных данных по заданию ученых, помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, для чего был разработан совместный проект с благотворительным образовательным фондом «Мархамат».
Необходимая сумма в несколько сот тысяч рублей была собрана, и 26 июля 2021 года 10 детей с ограниченным возможностями здоровья с родителями и педагогами впервые поехали в горы Южного Урала.
Безусловно, такой экстремальный поход было бы невозможно совершить без поддержки друзей и единомышленников. Это в первую очередь касалось заброски продуктов в условленные места. На одном из этапов Олег потерял москитную сетку, без которой в таежных условиях грозила перспектива быть «съеденным» комарами. Друзья оперативно доставили ему новую москитную сетку на вертолете.
Мы провели небольшое блиц-интервью с Олегом Чегодаевым по его возвращении.
– От всей души поздравляем с завершением проекта, мы переживали и болели за Вас! Этот экстремальный маршрут можно считать своего рода марафоном. По себе знаю, на марафонской дистанции наступают кризисные моменты, когда, кажется, дальше бежать уже невозможно. У Вас были такие кризисы, когда хотелось все бросить и «сойти с дистанции»?
– Нет, определенные переживания и неуверенность были только перед началом похода, когда закрадывались сомнения – смогу ли, выдержу ли трудности? Но как только вышел на маршрут, появилась уверенность и сомнения отпали. Была только одна цель – вперед, на север! Я не считаю этот маршрут экстремальным, это была просто тяжелая многодневная работа.
– Под экстримом я имею в виду то, что Вы пошли один. Наш постоянный автор Рустам Сиразетдинов сегодня участвует в другом экспедиционном долговременном проекте вокруг всей России, но они идут группой. По его мнению, здесь есть и преимущества, и недостатки, например, психологическая совместимость…
– Я с самого начала решил, что пойду один и буду полагаться только на себя. У каждого человека свой характер, наклонности, привычки. Ужиться в течение 100 дней в одной палатке трудно, ведь иногда даже с самим собой трудно договориться…
– Однако по возвращении, на волне Вашей «крутизны» поступили предложения сходить с Вами в поход, в том числе и от представителей власти республики...
– Да, я принял это предложение, но это исключение из правила, и я воспользуюсь этим моментом в «меркантильных» целях. Это будет очень удобный случай, чтобы донести до властей и пролоббировать свою позицию по развитию туризма в республике, и прежде всего – по горному туризму.
– Какого рода Ваши предложения?
– У меня давно сформировался свой собственный твердый взгляд на то, что нужно развивать в туризме республики. Завершившийся поход только укрепил эту позицию. Жемчужина Башкирии – это прежде всего наши прекрасные горы, и их нужно показывать гостям. Маршруты республики привлекательны для потенциальных туристов со всей страны прежде всего своей безопасностью. У нас трудно найти экстремальные виды туризма, как на горном Алтае или Кавказе. Но именно спокойный отдых может привлечь семьи с детьми и другие категории отдыхающих, не желающих испытывать «тестостероновые» приключения. Но для этого нужно создавать соответствующую цивилизованную туристическую инфраструктуру, инвестировать в интересные проекты. Кстати, денег для этого немного нужно.
– Перед началом этого длительного похода Вы написали, что он «и манит, и пугает». Какие трудности и опасности встретились в ходе экспедиции?
– Например, семь раз «встретился» с медведями. Один раз лицом к лицу, зверь был в нескольких метрах. Поэтому надо идти и предупреждать о себе – кричать, стучать палками. Медведи в большинстве случаев сами уходят с пути человека. Другая опасность – клещи, и она заключалась в том, что самому трудно снять их с некоторых участков тела.
– Известный уфимский карикатурист Камиль Бузыкаев нарисовал шарж, где Вы изображены с кучей вещей и неподъемным рюкзаком.
– Да, карикатура мне понравилась, она – добрая, помещу ее в рамочку и повешу на стену. Что касается содержимого рюкзака, – все пригодилось, ненужных вещей не было.
– Каковы дальнейшие планы? Почивать на лаврах не будете?
– Планы – дальше заниматься проектами по Уралу, предстоит еще более целенаправленное, глубокое и обдуманное изучение гор и популяризация туризма среди граждан. Одним словом – еще больше Урала, еще глубже, еще красивее. Сейчас многие спрашивают, чем буду заниматься дальше. Так вот этим и буду. Я ещё и половины красоты Урала хорошо не разглядел.
Наиль Аширов
Фото Олега Чегодаева, шарж Камиля Бузыкаева.