«Я спросил: зачем идете в горы вы?». На этот вопрос из песни Владимира Высоцкого каждый путешественник отвечает по-разному. Кто-то таким образом испытывает себя, для других – это своеобразная ярмарка тщеславия. Чаще всего такие походы в горы длятся не более двух-трех дней. Только спортсмены-профессионалы готовы на более длительные восхождения, и лишь единицы способны покорять горные маршруты месяцами.
Олег Чегодаев намерен в одиночном пешем походе пройти весь Урал с юга на север.
Известный путешественник, «амбассадор уральских гор», 1 мая отправился в экстремальный одиночный поход. В течении 4-5 месяцев он планирует пройти более 3000 километров по горам – от широтного течения реки Урал до крайней северной вершины хребта, горы Константинов Камень на Полярном Урале.
В рамках экспедиции планируется собрать средства для подопечных Фонда «Мархамат» – детей с ограниченными возможностями здоровья. На собранную сумму будет организован летний четырехдневный лагерь в горах Урала под Белорецком для 10 детей с ОВЗ, родителей и педагогов. Посещение данного лагеря поможет детям лучше узнать природу Урала, социализироваться и получить новые навыки.
Кстати, отслеживать перемещения Олега Чегодаева можно в реальном времени на
сайте проекта.
«Этот маршрут и манит, и пугает, но если вы поддержите меня, я справлюсь», – сообщил Олег на своем сайте. – Я не ставлю во главу угла спортивные цели, для меня это не гонка, главное для меня – это показать вам Урал во всем его многообразии и изменчивости. Поэтому будет много фотографий, видео и текстов. Уверен будет интересно и полезно», – написал Олег в соцсети.
Справка. Этот маршрут является беспрецедентным по протяженности и длительности. Ранее предпринимались попытки пройти весь Урал, но во всех этих маршрутах какой-либо участок пути оставался непокоренным.
*В 1955 году Владислав Карелин, один из старейших туристов Урала, мастер спорта, прошел от Мугоджар до острова Вайгач в нескольких маршрутах.
*В 1991 году группа из восьми человек под руководством Николая Рундквиста прошла маршрут протяженностью 3335 км.
*В 2011 году Сергей Каржаев преодолел путь длиной 2500 километров.
*В 2019 году Кирилл Фронюк в течение 71 дня прошел несколько участков Урала.
Очевидно, что кроме чисто спортивной цели – стать первым в истории путешественником, прошедшим весь Урал, – Олег Чегодаев как «амбассадор», то есть «посол» Уральских гор, ставит задачей популяризацию и пиар туристических маршрутов на Урале. Другие цели – привлечение внимания к экологическим проблемам Урала, сбор научных данных по заданию ученых, помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Мы связались с Олегом, когда он был в пути уже три недели и прошел более 700 километров.
Связь была на удивление хорошей, поскольку пока его путь пролегает вблизи населенных пунктов и базовых станций сотовых операторов. Чем дальше на север, тем сложнее будет доступность связи. Зная физическую форму Олега и его выносливость, нас интересовало не столько самочувствие экстремала, сколько бытовые вопросы – как организовано снаряжение, питание, ночевки и т. д. Оказалось, что на всем пути в определенных местах будет 18 пунктов «заброса» продуктов. Снаряжение продумано до мелочей, есть даже облегченная лодка и электронный «отпугиватель» медведей. Особое внимание уделено навигации и электронике – в багаже у путешественника трекер, навигатор, несколько телефонов, аккумуляторы для зарядки.
В случае опасности достаточно нажать кнопку SOS на одном из гаджетов, и спасательные службы будут знать координаты его местонахождения. Желающие пройти с Олегом часть пути могут заранее обозначить места встречи и присоединиться к нему. За неполный месяц путешествия компанию ему уже составили несколько человек.
Посты Олега Чегодаева в социальных сетях с «отчетами» о пройденных этапах сегодня одни из самых популярных в Башкирии. Они набирают множество просмотров, лайков и комментариев. Приведем наиболее интересные места из этих ежедневных заметок Олега в соцсетях.
Уже в начале путешествия в Оренбургской области он обнаружил на природном объекте работающий трактор.
«Я поднялся с другой стороны на скалу и стал снимать. В какой-то момент рабочие вылезли из кабины и спросили, кто я такой. В свою очередь я спросил, есть ли у них разрешение на добычу полезных ископаемых.Через несколько минут я увидел мчащийся вдаль по полям трактор. Видимо, не было у них никакого разрешения», – написал Олег.
Далее в своих постах он не раз коснется вопросов экологии и природопользования.
Через несколько дней путешественник пересёк Зилаирское плато, побывал в Мурадымовском ущелье и отметил практически полное отсутствие туристической инфраструктуры.
«Пока ее нет, пока гостям и жителям региона, чтобы попасть в прекрасные горы, надо дышать пылью или месить грязь. Пока по обочинам дорог помойка, не будет у нас и нормального развития туризма. Весь день иду в сторону пещеры Шульган-Таш. Окружающие горы почти не видно за пеленой поднятой пыли. А мимо все едут и едут машины со всей России и тоже дышат пылью», – посетовал Олег Чегодаев.
Срубная похорнная традиция в Бурзянском районе
В Бурзянском районе он зафиксировал на камеру интересный факт – большое количество башкирских захоронений в срубах.
«У башкир считается, что за время, пока сгниет сруб, тело человека тоже полностью разлагается. И это место снова пригодно для захоронения. Они понимали, что человек не вечен и должен освободить место для следующего. За это время умирают его близкие и уже некому присматривать некому за могилкой. А то, что сейчас огораживают железом и ставят мраморные памятники, это уже неправильно», – прокомментировал эту традицию эксперт Илфат Толкобаев.
В заповеднике Шульган-Таш Олегу посчастливилось попасть в число десяти человек, которым можно раз в месяц посетить закрытые залы Каповой пещеры.
«Это было очень волнительно, видеть рисунки вживую и представлять, как они создавались, как их искали, как извлекали из-под четырехсантиметрового слоя натёков. Конечно фотографии не могут передать всех чувств, я много раз сам их видел, но одно дело – смотреть в экран телефона, а другое дело – во тьму пещеры, разорванную лучом фонаря, и видеть, как по стене бегут мамонты, скачут лошади, творятся древние ритуалы», – рассказал Чегодаев.
Далее в постах он разместил снимки уникального хребета Крака. Как считают геологи, этот массив образовался в результате внедрения ультраосновной (высокотемпературной) магмы в верхние слои земной коры. То есть, это «вулканические прыщи» на теле Урала, которые вздулись, лопнули, растеклись и застыли, а вода уже их доточила.
«Чем интересен хребет для нас? Во-первых, он крайне доступен. Находится между населенными пунктами, попасть на него проще простого. Отличный вариант одного-двухдневного маршрута с детьми. Во-вторых, если утрировать, то это такая небесная дорога, которая возносит вас на 1000-метровую высоту и потом плавно спускает. Строение хребтов позволяет идти по его водоразборному гребню, по горным степям и перелескам и сильно не сбрасывать вниз. Ну и в-третьих, это просто очень красиво», – поделился впечатлениями Олег.
Далее он описывает, как, спустившись с Ялангаса на север, «шёл и предвкушал отдых на роднике, бьющем между замшелыми курумами».
«А пришёл я на помойку. Лесорубы, работавшие здесь зимой, оставили не только попиленный лес, но и горы мусора, канистры из-под масел и горючего. Размазали все это ровным слоем на несколько сот метров. Я считаю, за такое надо карать. Возможно, лес там пилили в соответствии с законом, хотя странно, я не знаю сейчас. Но оставлять после себя такой бардак в лесу, за это должно кого-то наказать», – считает Чегодаев.
Такие же эмоции овладели им далее, во время прохождения Большой Южно-Уральской тропы, специально созданной энтузиастами для туристов. Она соединила гору Ялангас и цирк на хребте Инзерские Зубчатки. По словам Чегодаева, на протяжении всего пути люди старательно создавали препятствия и пытались уничтожить «тропу».
Горные маршруты стали весьма популярны в Башкирии в последние годы. Уже несколько лет в республике осуществляется проект РГО «Уральский барс». По условиям проекта, это звание может завоевать каждый, поднявшийся на семь вершин-тысячников Башкортостана. За эти годы в проекте приняли участие уже сотни людей. Здесь достигается сразу несколько благих целей – развитие и пропаганда внутреннего туризма, знакомство с красотами родного края, привлечение к здоровому образу жизни.
Для более комфортного восхождения сегодня ведется работа по маркировке горных маршрутов, чтобы туристы не плутали, а знали, что они идут к вершинам по верному пути. Маркирование маршрутов необходимо не только в целях их доступности для «обычных» туристов, но и для обеспечения безопасности. В Большой Южноуральской тропе будет около 100 км различных маршрутов. Они протянутся в том числе через вершины проекта «Уральский барс», а также через Инзерские Зубчатки и закончатся на горе Иремель. В дальнейших планах – промаркировать маршрут Белорецк-Иремель-Зюраткуль-Таганай.
Вскоре в Госсобрании РБ будет рассмотрен закон о создании в Башкортостане туристических маршрутов. После принятия законопроекта будет обеспечена экологическая защита популярных туристических локаций республики и создание в них современной инфраструктуры для развития туризма.
Как сообщил заместитель председателя Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов, в проекте закона прописаны статус туристических маршрутов, порядок оказания услуг на них, обеспечения природоохранных мероприятий, безопасности туристов, санитарных, противопожарных требований.
Предусмотрена возможность сочетания на туристических маршрутах элементов активного, познавательного и развлекательного туризма и отдыха.
«В ходе исполнения закона можно прогнозировать увеличение потока туристов в нашей республике. Речь идет как о внутреннем туризме, так и о межрегиональном, и о привлечении туристов из-за рубежа. В некоторых регионах, кстати, вопрос о туристических маршрутах уже решен. Например, в Крыму, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарской Республике, на Алтае. В итоге туризм на этих территориях развивается достаточно эффективно», – отметил Рустам Ишмухаметов.
Безусловно, такие экстремальные походы, как маршрут Олега Чегодаева, вносят свою лепту в развитие внутреннего туризма и в природоохранную деятельность. Но у таких проектов, сопровождаемых широким освещением в соцсетях и СМИ, есть еще и важный контекст мотивации к активному туризму.
Сегодня абсолютное большинство людей избалованы и изнежены цивилизацией. Для многих, в прямом и переносном смысле плененных «сетями» интернета, покинуть место охвата WI-FI уже становится фактором выхода из «зоны комфорта». Между тем, как оказывается, вполне можно совмещать экстрим, длительные походы и активность в соцсетях с собиранием «лайков», столь необходимых современной молодежи.
На момент написания этой статьи Олег Чегодаев преодолел почти 800 км и вступил в третий регион на своем пути – Челябинскую область. Пройдена почти четверть маршрута. Пожелаем Олегу удачи в этом многотрудном походе и подведем вместе с ним итоги этой беспрецедентной экспедиции уже по ее окончанию.