Все новости
ПРИРОДА
4 Августа 2021, 15:18

Камни и вода

РУСТАМ СИРАЗЕТДИНОВ о путешествии по Саянам в рамках проекта РГО «РоссиЯ»

Наконец-то наши ожидания увенчались успехом! Шеф пробил-таки разрешение у местных пограничников, и нам дали «зеленый свет» для восхождения на главный пик Центрального Саянского хребта – гору Мунку-Сардык. Кстати, незапланированная трехдневная остановка в «Центре Азии», как назвал поселок Монды Владимир Афанасьевич Обручев, пошли только на пользу. Во-первых, спокойно, без суеты развесили по граммам и уложили в рюкзаки наш месячный запас продуктов для «автономки». Мы собрали ровно тридцать комплектов.

Подробно. В красных пакетах завтраки (две пачки макарон, два куска сыра, два пакета ирисок, пачка какао, банка сгущенки). Обеды разместились в зеленых мешках: 18 сухарей, пачка пряников, шесть пакетов сушеного мяса, пачка чая и кулек с сахаром, рис и специи для супа. В синих пакетах ужины: 18 сухарей, шесть пакетов сушеного мяса, пакет риса, две пачки халвы, специи. Перекусы в виде орешков, конфет, колбасы, шоколада и мармелада сложили отдельно. Вот такой расклад продуктов, ровно по полторы тысячи килокалорий на человека!

Во-вторых, мы прошли у Мержоева тренировочный курс подъемов и спусков на крутых склонах с помощью альпенштока. Единственное, что омрачило пребывание в Мондах – полное отсутствие интернета и мобильной связи и частичное – электричества. Накануне на линии произошла авария…

СПРАВКА. Поселок Монды расположен на границе между Россией и Монголией в живописной долине реки Иркут, давшей, кстати, имя городу Иркутску. Посёлок находится в Тункинском районе Бурятии. Монды самый западный и высокогорный населённый пункт района. Расположен на Тункинском тракте в 83 км от села Кырен. В 10 километрах западнее посёлка начинается подножие горного массива Мунку-Сардык.

Продукты для автономки и прочую «заброску» на горно-пеший этап в Монды из Краснодара нам привез Олег Чигрин, старый знакомый нашего шефа, участник многих экспедиций Мержоева. Мы в свою очередь грузим в трейлер Олега лишние для «пешки» вещи, в том числе и наши гаджеты – в горах они не понадобятся. Да здравствуют блокнот и ручка журналиста! Перед выходом в поход Константин Мержоев предупреждает команду: пока есть возможность, те, кто не уверен в своих силах, могут вернуться с Олегом! Впереди опасный и трудный этап экспедиции. Потом отступать будет поздно… Константин Сергеевич словно предвидел, что в горах могут возникнуть чрезвычайные ситуации… Но не будем забегать вперед, всему своя очередь!

Накануне нашего выхода в горы в Монды приехали туристы из Улан-Уде. С ними наш старый знакомый – старший методист отдела туризма Ресурсного центра патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия Александр Банзаракцаев. Он руководитель группы, в которой кроме него два школьника Виктор Шеин и Кирилл Смольников, член Федерации туризма Марина Кладова, бизнесмен из Улан-Удэ Иван Высоцкий, корреспондент программы «Вести-Бурятия» канала «Россия» Эржена Потеева и другие. С утра наши бурятские друзья позаботились о нас: сварили на костре гречневую кашу с тушенкой. Перед выходом мы плотно позавтракали: скоро для нас наступит режим жесткой экономии в еде. Мало того, Александр Банзаракцаев взялся отвезти наши тяжеленные рюкзаки до места нашей ночевки у моста через Белый Иркут. Оттуда по прямой до Мунку-Сардыка – восемь с половиной километров. Четверо из команды – Саша Кащеев, Федор Усенко, Егор Туляков и я – поехали с рюкзаками на микроавтобусах. Остальные налегке выдвинулись к месту ночевки пешим ходом.

От поселка до моста 22 километра наши машины «пролетели» часа за два. На границе двух районов Тункинского и Окинского сделали остановку. Кстати, Окинский район – единственное место в Бурятии, где обитают высокогорные яки. Следующая остановка – возле святого для бурят места. Здесь находится священная Ступа просветления, где буряты проводят молебны и делают подношения богам. Между тем, отсюда до Мунку-Сардыка всего восемь с половиной километров! Сопровождавший нас Александр Банзаракцаев предложил поставить лагерь на туристической стоянке на берегу Белого Иркута. Что мы и сделали. Правда, чтобы перенести с места остановки машин вниз к реке девять рюкзаков весом от тридцати пяти до пятидесяти килограммов, пришлось попотеть.

Я тогда подумал: если уж восемьсот метров с такой ношей – настоящее мученье, как мы будем проходить ежедневно по 10-12 километров? Как бы там ни было, до начала ливня мы успели поставить палатки, навесить над кострищем брезентовый полог и спрятать рюкзаки. Вскоре раздались знакомые голоса. Быть не может, вторая часть нашей команды прибыла! Оказывается, Александр вместе с водителем одной из машин Баиром Моисеевым решили вторым рейсом отвезти ребят в лагерь, что же им мокнуть!

Сегодня 14 июля – День взятия Бастилии. Этот французский национальный праздник я отмечал всегда в своем календаре – привычка со студенческих лет. Сегодня нам предстоит взятие более трудных рубежей, чем Бастилия. Накануне изучили карты местности: мы должны пройти восемь бродов через горные реки Мугувек и Белый Иркут.

ИНФОРМАЦИЯ. Река Иркут берёт начало в горном узле Нуху-Дабан в Восточных Саянах на высоте 1875 м над уровнем моря, вытекая из озера Ильчир. После слияния со Средним и Белым Иркутом приобретает название Иркут, а перед этим именуется Черным Иркутом. В верховьях течёт на юго-запад, у массива Мунку-Сардык круто поворачивает на восток и буквально прорезает хребет Большой Саян, отделяя от него Тункинские Гольцы. Имеются пороги 2-3 (4-й в паводок) категории в верховьях и 1-2 категории в средней части. Впадает в Ангару по левому берегу в центральной части города Иркутска. Замерзает в конце октября, вскрывается в конце апреля начале мая. Ледостав продолжается 150-180 дней. Питание снеговое (главным образом за счёт высокогорных снегов) и дождевое. Площадь водосбора без малого 16 тысяч квадратных километров. Средний годовой расход воды в устье – 140 кубических метров в секунду. Средний многолетний расход воды составляет 142 кубических метра в секунду, причём наибольшие расходы происходят в июле-августе.

Переправы отнимают много времени и сил. Даже если воды по колено, сильнейшее течение так и норовит сбить тебя с ног. На дне – крупные камни-валуны. Очень скользкие. В таких ситуациях нас спасали палочки-выручалочки – сосновые альпенштоки, которые еще во время тренировок в Мондах заботливо вырезал нам Константин Сергеевич. А тут еще и вода ледяная: всего три градуса. Не обошлось, конечно, без купания, но чрезвычайных ситуаций удалось избежать. На одном из бродов даже пришлось налаживать канатную переправу. Особенно опасными были прохождения по кромке воды в каньонах. С одной стороны – бурный стремительный поток, с другой – отвесная стена, грозящая камнепадом. Именно так, по словам пограничников, погибли накануне нашего горного похода во время землетрясения двое туристов из Иркутска…

Слава Богу, погода благоволила нам. Трехдневный переход до подножия Мунку-Сардыка состоялся под яркими солнечными лучами и чистым небом. В роли нашего Ангела-хранителя весь путь выступал Мержоев. В минуты отдыха, пока мы набирались сил, неутомимый шеф бежал вперед, чтобы разведать дорогу, выбрать оптимальную переправу через водное препятствие. А однажды, пока готовился обед, успел даже подобрать место для будущей ночевки. За полчаса туда и обратно! Мы шли до этого места целых пять часов…

За спиной – 35 килограммов. Это чуть меньше половины моего собственного веса. Ноги ватные, голова гудит от усталости. На плечах словно рельсы. Чувствуешь себя бурлаком! Три первых дня «пешки» стали для меня такими же тяжелыми, как первые дни, проведенные на велосипедном этапе в горах Кавказа. Спасибо ребятам: увидев мое состояние, они облегчили мой рюкзак на несколько килограммов.

Наконец нашему взору открылся и сам Мунку-Сардык! В переводе с бурятского словосочетание означает «вечный голец». Однако буряты называют гору и Седым старцем. Действительно, высочайшая гора Саянов чем-то напоминает древнего старца, лицо которого обрамлено седой бородой ледника…

ИНФОРМАЦИЯ. Хребет Мунку-Сардык расположен на границе России и Монголии. Мунку-Сардык имеет явный альпийский рельеф, с горными долинами ледникового происхождения. На главной и некоторых других вершинах и сейчас находятся четыре небольших ледника общей площадью около полутора тысяч квадратных метров. Основной северный ледник имеет толщину до 85 м, с трещинами шириной до полуметра и глубиной до 6 м. В настоящее время площадь ледников активно сокращается. К северу, на высоте 2613 метров расположено озеро Эхой. С южной стороны, в 12 км от вершины, на монгольской территории лежит озеро Хубсугул, которое имеет общее происхождение с Байкалом.

Мунку-Сардык является для местного населения (бурят, монголов и сойотов) священной территорией, местом обитания Абай-Гэсэр-Хана и многочисленных духов Саянских гор. Пребывание здесь запрещено, особенно для женщин, – для мужчин же надо спрашивать разрешение у духов. На вершину Мунку-Сардыка, согласно классификатору альпинистских маршрутов России, проложены маршруты 1Б, 2А и 2Б категорий сложности. Большинство групп туристов совершают восхождения на эту вершину в начале мая. Начало маршрута проходит по оледенелому руслу рек Белый Иркут и Мугувек в живописном каньоне. Подъем на саму вершину по наиболее простому маршруту осуществляется по северному гребню.

Ставим лагерь у подножия горы на удобной площадке между скалами. Внизу, прямо под нами – живописное зеркало озера Эхой. Оно то и дело меняет свой цвет и очертания. Виной всему ветер. На поверхности озера плавает ледяная корка. Вместе с ребятами спускаюсь вниз. На берегу есть словно специально созданные песчаные сходы в воду. Ух! Эхой леденит! По температуре воды это, пожалуй, еще круче Северного Ледовитого Океана и Байкала, вместе взятых. Но стоит выйти на берег и чуть постоять на солнце, и ты чувствуешь себя заново родившимся. Вот она, «живая» вода! Все болячки прошли…

Кстати, Эхой удивил не только этим. Пока сохли на берегу, обратили внимание на обитателей озера. Они есть! Небольшие, похожие на рачков, но плавающие как рыбы, с хвостовыми и боковыми плавниками! Размером до полутора сантиметров. Прячутся под камнями. Кто они? Может быть, личинки каких-либо насекомых? А может, особый вид рачков? Еще одно открытие для меня, как для профессионального дайвера: оказывается, буквально несколько лет назад на дно Эхоя на задержке дыхания ныряли российские фридайверы. Об этом свидетельствует памятная металлическая табличка, установленная на скале в месте стока озера…

Сегодня 17 июля. Шесть часов утра. Команда завтракает перед восхождением на Мунку-Сардык. Я остаюсь в лагере. Это мое решение. Конечно, записать еще одну вершину высотой 3491 метр в дневник восхождений стоило бы, но не в ущерб общему делу. Когда кружится голова и слабость в ногах, лучше не рисковать. С интересом и радостью за ребят мы вместе с Юрой Дерезюком (наш фотограф и художник тоже остался в лагере) наблюдали через мощные фотообъективы за восхождением. Да, видимо, у шефа есть какая-то связь с верхним миром! Накануне, по словам Саши-Сахалина, он долго смотрел на вершину Мунку-Сардыка и что-то шептал-нашептывал… Погода была просто волшебной!

Вместе с Юрой сварили вкусный обеденный суп для ребят. Встретили их «фанфарами». А уже через пару часов начали спускаться в долину… Переход для меня оказался нелегким. Морены, сыпучка, крутой спуск. Был момент, когда я чуть не свалился с двухметровой высоты на острые камни. Бог миловал. Еще и еще раз спасибо альпенштоку Мержоева. На одном из склонов я начал скользить вниз, содрал кожу с пальцев рук, ударился травмированным во время велосипедного этапа коленом о камень… Спасибо Саше Коновалову, нашему медику! Увидев мое состояние, он забрал у меня рюкзак и помог добраться до долины.

Этот сложнейший спуск с высокогорного плато у подножия Мунку-Сардыка в долину реки Мугувек запомнится мне на всю жизнь! Впрочем, наверное, всем членам нашей бесстрашной команды.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Рустам СИРАЗЕТДИНОВ: «Самое важное – сильный дух»

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"