Все новости
АНАЛИТИКА
19 Ноября 2021, 11:32

«Я», «Оно» и вакцинофобия

Анализ психологических коллизий поведения людей во время пандемии

Вскоре исполнится ровно два года со времени начала пандемии коронавируса, смертельной болезни, ставшей главной угрозой и вызовом для всего человечества.

За это время в противостоянии коварной инфекции пройдено несколько этапов – локдауны, самоизоляция, удаленная работа и другие многочисленные варианты ограничительных норм.

За эти два года выяснилось, что все эти активные меры имели кратковременный эффект, затем наступали новые волны инфекции, и единственным способом для того, чтобы справиться с пандемией, стала всеобщая вакцинация населения. Масштабная кампания по вакцинации стартовала в начале 2021 года. На первых этапах прививки предлагалось провести добровольно. Но через полгода выяснилось, что россияне вакцинируются весьма неохотно.

Летом пришла третья волна пандемии, а осенью – уже четвертая, резко возросла статистика смертных случаев.

По данным оперативного штаба, в Башкирии общее количество инфицированных составляет на середину ноября почти 100 тысяч человек. За два года от COVID-19 в Башкортостане погибли более трех тысяч человек.

Так и не дождавшись от народа добровольной массовой вакцинации, государство перешло от принципа добровольности в вакцинации к хорошо известному нашему народу «добровольно-принудительному» методу. (Читайте «Принуждать нельзя убеждать» ).

Новые жесткие ограничения и настойчивая «мотивация» к вакцинации вызвали раскол в обществе. Часть граждан вняла призывам и сделала прививки, но остается значительная доля людей, отказывающихся от вакцины.

Несмотря на перманентно растущее число заболевших и умерших от ковида и масштабную пропагандистскую кампанию, многие соотечественники заняли жесткую антивакционную позицию.

Рациональными причинами этот отказ объяснить нельзя, все же главным инстинктом у всех людей остается инстинкт самосохранения. Как говорили древние римляне, «Mors ultima ratio», то есть «Смерть – последний аргумент». Вряд ли уже остались люди, у которых бы не умер от коронавируса родственник или знакомый.

Значит, поведением антиваксеров руководят не рациональные, а какие-то другие мотивы. За разъяснением причин вакцинофобии мы обратились к известным в республике экспертам в области психологии и психоаналитикам, предложив им три вопроса:

- В чем причины этого конфликта, расколовшего общество?

- Каковы психологические и ментальные мотивы антиваксеров?

- Как далее действовать государству – убеждать или принуждать?

По мнению главного врача Республиканского психотерапевтического центра, главного психотерапевта Башкирии Ильгиза Тимербулатова, основной причиной, расколовшей общество на два лагеря, является отсутствие достоверной информации. В такой ситуации население раньше или позже начинает искать альтернативные точки зрения и источники информации. Копилка нелепых слухов о вакцинации и коронавирусе продолжает пополняться новыми историями. Один из последних фейков сообщает, что вакцина от COVID-19 содержит тяжелые металлы, которые видно на тепловизоре в аэропорту. Также пользователи продолжают распространять мифы о «печати дьявола» и страшных последствиях российской прививки. Часто такие сообщения можно встретить в безобидных родительских чатах или в новостной ленте крупных соцсетей.

«Нам стало сложно приспосабливаться к переменам, которые вторгаются в наше «личное пространство». И все труднее ориентироваться в потоках информации, которая рассказывает о самых разных событиях, но не дает истинного представления о том, что же именно происходит. Многим людям непонятно, как следует себя вести, каких правил придерживаться и чего ждать от будущего.

Разумеется, большинство не хочет ничего менять и предпочитает жить по-прежнему, пассивно дожидаясь лучших времен.

В кризисные переломные моменты общество, утрачивая стабильность, становится крайне чувствительным к изменениям. Деятельностью каждого из нас, способной сыграть решающую роль в дальнейшем ходе событий, мы можем либо «помогать» будущему, либо воздвигать препятствия, усиливая остроту кризиса», – считает Ильгиз Тимербулатов.

Анализируя психологические мотивы отказа от вакцинации, эксперт называет, прежде всего, фобии и страхи, проявленные во всех мыслимых и немыслимых вариантах. Те, кто принял для себя решение не вакцинироваться, разделились на две группы – одни опасаются долгосрочных последствий прививки, другие не верят в ее эффективность.

«Возможно, свою отрицательную роль сыграла «принудительная» составляющая прививочной кампании. Люди уже привыкли жить в демократическим обществе, и любое требование вести себя определенным образом, у некоторых граждан вызывает протестную реакцию, воспринимается как ущемление свобод. Однако, во все времена, институт государства, на то оно и государство, диктовало соблюдение необходимых условий. И это оправдано: эпидемиологическая ситуация ухудшается и требует принятия все более жестких мер. Вместе с тем существует общественное сопротивление, оно в настоящее время противоречиво. Граждане категорически возражают не только против полномасштабного локдауна, они и недовольны более мягкими ограничительными мерами», – отметил Ильгиз Тимербулатов.

По мнению клинического психолога, доктора медицинских наук Марата Нуртдинова, психологическая подоплека многих протестных явлений кроется в том, что само развитие современного общества привело к усилению влияния пограничных личностей, эта характерологическая структура находится между невротиками и психотиками.

«Для них характерны резкие перепады настроения, ригидные или наоборот очень лабильные взгляды на жизнь. Им трудно определиться с тем, кто они в этой жизни. Среди пограничных личностей наибольшее распространение в последние годы получили так называемые «нарциссические личности», для которых «вау- эффект» является смыслом жизни, но которые лишены ощущения простого человеческого счастья, им это неведомо», – отмечает Марат Нуртдинов.

Поясним значение употребленного экспертом термина «ригидность». Он происходит от латинского rigidus, что значит «твёрдый, оцепенелый».

В психологии ригидность толкуется как неготовность к изменениям в соответствии с возникшими объективными требованиями. Ригидные люди упрямы, склонны к авторитаризму, настаивают на своем, даже сознавая свою неправоту.

Психологи часто используют еще один термин – «интерпретационные схемы». Это устойчивые, закрепившиеся алгоритмы отображения реальности, мысли, установки, ожидания, предположения, мнения. Проще говоря, это характер человека.

«Почему возникло противостояние между теми, кто считает, что всем нужно сделать прививку, и теми, кто так не считает? Потому что в головах людей совершенно разные интерпретационные схемы реальности. Все по-своему воспринимают и ковид, и себя, и государство, и общество, и медицину. И все остальное воспринимается через когнитивные интепретационные схемы. Эти схемы могут быть как связаны с поведением, так и не связаны вовсе ни с чем, неуправляемы. Ложатся в мозг новыми извилинами как случайно, так и по воле Божьей», – отмечает психоаналитик Рустэм Калимуллин.

По его мнению, в вопросе вакцинации противоборствуют даже не люди («жить-то все хотят»), а схемы в их головах. Например, когнитивная схема доверия и схема недоверия. Плюс эмоции и ранее полученный (благоприятный или травматический) опыт.

Как известно, есть четыре классических типа характера – холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик.

Но в психологии есть еще одна классификация людей по их глубинным личностным мотивам. Здесь также четыре типа – стремление к власти, достижениям, причастности и избеганию (деструкции).

«Властники» и «достиженцы» составляют небольшую долю среди людей. Гораздо больше «причастников» и «избегающих». Первые вовлечены в общественные процессы (они и составляют большую часть вакцинированных), а вторые стараются избегать всего нового.

Мотивация избегания новизны и потенциальных неудач ведет таких людей к заниженной самооценке, критике всего и вся, претензиям и к окружающим. Именно они ведут деструктивную деятельность в интернете и составляют основной костяк так называемый «хейтеров» (от англ. hate – ненавидеть) и троллей, отпускающих едкие комментарии в сети. Эти люди, по мнению психологов, как раз и являются антиваксерами.

Говоря о психологии человека, невозможно обойти Зигмунда Фрейда с его теорией психоанализа. Как известно, ключевой составляющей этой теории является соотношение сознательного и бессознательного (Я – эго, Суперэго и «Оно»).

Являясь бессознательным и иррациональным, «Оно» включает в себя все, что есть в наших генах и закреплено в нашей конституции.

По Фрейду, «Оно» – это «тёмная, недоступная часть нашей личности. Люди подходят к Оно через аналогии: называют его хаосом, бурлящим котлом возбуждений».

В каждом человеке борются «Я» и «Оно», но бессознательное «Оно» уступает, если на него воздействуют множество других сильных «Я», то есть значимых и уважаемых в обществе людей.

Поэтому, как считают психологи, с точки зрения пропаганды вакцинации более эффективны действия не обезличенной власти, против которых восстает «Оно», а общества, представленного пассионарными и почитаемыми в народе личностями.

Читайте также:

Принуждать нельзя убеждать

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас в