СТАВКА –

НА КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В ПИЛОТНОМ РЕЖИМЕ ПРОЕКТА «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ» ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ЧЕТЫРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В условиях активизации общемировой и общероссийской конкуренции за качественные человеческие ресурсы Республика Башкортостан сделала ставку на семью.
Автор: Наталья ЛАВРЕНЮК, кандидат социологических наук, доцент Башгосуниверситета, старший научный сотрудник Института стратегических исследований РБ.
Фото: Фото Башкортостанского отделения Союза фотохудожников РФ.
версия для печати
0 |

Об этом свидетельствуют Концепция семейной политики РБ до 2025 года, Стратегическая инициатива «Семья РБ-2030» с пакетом проектов в рамках проекта Стратегии социально-экономического развития РБ до 2030 года.

 

В 2017 г. в Башкортостане создан Межведомственный координационный совет по семейной политике. Поскольку стало ясно, что работа только с неблагополучными семьями не дает должного эффекта, на уровне администрации региона принято решение о переименовании Министерства труда и социальной защиты РБ в Министерство семьи, труда и социальной защиты РБ с созданием Управления по работе с семьей. Вызовы развитию региона более чем серьезные. Снижение рождаемости, нестабильность браков, экономическое и социальное неблагополучие семей усугубляют положение населения и сдерживают формирование российского самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных культурных человеческих и семейных ценностей, не позволяют перейти на инновационный вариант развития экономики. Востребован новый формат межведомственного взаимодействия для качественного изменения ситуации.

 

20 января на общественном обсуждении проекта Стратегии социально-экономического развития РБ до 2030 г. Глава республики Р. З. Хамитов сказал, что сразу запустить предложенные проекты не получится, надо выбрать и опробовать в пилотном режиме самые необходимые. 16 февраля 2017 г. на Коллегии Министерства молодежной политики и спорта РБ главами четырех муниципальных образований региона было подписано соглашение о запуске в пилотном режиме проекта «Молодая семья». Целевая аудитория – молодежь до 30 лет и молодые семьи в муниципальных образованиях РБ. В пилотном проекте задействованы супруги в возрасте до 30 (допустимо до 35 лет), находящиеся в зарегистрированном браке.

 

Проект «Молодая семья» стартовал не случайно. Во-первых, работа с молодыми семьями – приоритетное направление государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, проект включен в План дополнительных мероприятий по повышению рождаемости в РБ на 2017-2020 годы. Он носит комплексный характер и включает медицинские, социальные, информационные, финансовые мероприятия. Их реализация должна привести к дополнительно родившимся 3710 детям. В-третьих, этот проект имеет не только стратегическое значение, но и стратагемное, т. к. при эффективной реализации позволит достичь не только заявленную цель – увеличить число семей и сократить количество разводов путем создания единой системы работы с молодежью в 63 муниципальных образованиях к 2021 году, но и выстроить систему партнерских отношений молодых семей и администрации муниципальных образований, сформировать активную, ответственную, социальную позицию по отношению к своей жизнедеятельности в процессе социально-экономического развития муниципального образования по месту проживания.

 

В качестве пилотных площадок на 2017 год выбраны Советский район Уфы, город Кумертау, Учалинский и Иглинский районы Башкортостана. Они соответствуют основным четырем типам муниципальных образований: МО в составе городского округа столицы региона, ГО – город, муниципальный район с центром-городом и муниципальный район с центром-селом. Проект имеет научно-консультационное сопровождение, реализуемое по Плану научного сопровождения пилотного проекта «Молодая семья» на 2017 г. Оно предполагает и поиск инструментов включения выявленного потенциала молодых семей в социально-экономическое развитие муниципальных образований.

 

Пилотный проект, реализуемый на четырех площадках, идет по направлению интеграции наличных ресурсов и компетенций в работе с молодыми семьями по линии Министерства молодежной политики и спорта РБ и подведомственного учреждения ГБУ «Республиканский молодежный социально-психологический и информационно-методический центр»: информирование, методическая, консультационная, клубная, профилактическая и другие виды деятельности. Сформирована небольшая исследовательская группа, занимающаяся научным поиском ответов на ряд вопросов, которые содержательно раскрывают потенциал, позволяющий выявить смысловое значение общепризнанной ценности «семья и дети» для разных категорий молодых семей, изучить их субъективные оценки уровня и качества жизни в городе и выявить жизненные стратегии.

 

Итоги работы будут подведены в конце года, однако уже ясно, что потенциал развития семей не всегда связан с официальным признанием семьи как малоимущей или находящейся в трудной жизненной ситуации. При этом представление «идеальной семьи» часто сводится к формальному набору характеристик: высокий доход, квартира/дом, машина, двое детей, путешествия. Определение «счастливой семьи» не зависит от формальных признаков и связано с чувством эмоционального комфорта и взаимной востребованности.

 

Построение собственной модели государственной семейной политики в отношении молодых семей – актуальная задача для создания конкурентных преимуществ региона в «борьбе» за качественные человеческие ресурсы.

 

Модель государственной политики РФ в отношении молодой семьи концептуально была обоснована еще в 2007 году. В концепции сказано, что она служит основой для организации работы органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, касающихся жизнедеятельности молодой семьи. Несмотря на то, что молодая семья является объектом государственной политики, она «должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики». Создание концептуальной модели десятилетней давности преследовало цель – формирование идеального образца молодой семьи – супружеской пары до 30 лет, официально зарегистрировавшей свои отношения с хорошими репродуктивными установками и здоровьем и т. д. Однако идеальный образ молодой семьи, во-первых, недостижим, а во-вторых, различается в представлениях как на уровне госорганов по работе с молодыми семьями в регионах, так и самих молодых семей. Более того, «молодая семья» – понятие собирательное, т. к. нет молодой семьи вообще, а есть молодые «новые» семьи, полные и неполные, многодетные и бездетные, благополучные и неблагополучные, студенческие и другие.

 

Модели семейной политики, практикуемые в мире, направлены как на рост рождаемости, так и на его снижение. Вариант, требуемый для республики, должен быть связан не только со стимулированием «прибавлений в семействе», но и с созданием гибких инструментов для воспитания детей, для счастливого родительства и супружества, доступных для молодых семей разного типа, проживающих в муниципальных образованиях, как минимум, четырех видов.

 

Концептуальная модель государственной семейной политики 2007 г., по мнению разработчиков, способна служить в качестве показателя оценки деятельности различного рода социальных служб, центров и клубов, осуществляющих взаимодействие с молодой семьей по разным аспектам ее функционирования, защите прав ее членов, а также показателем оценки результативности подготовки и реализации социальных программ федерального, регионального и муниципального уровней, целенаправленных на создание условий для становления и развития молодых семей, полноценного осуществления ими социальных функций.

 

Однако построение партнерских отношений государства, общества и молодых семей как субъектов социально-экономического развития требует вовлечения в работу не только социальных служб, но других стейкхолдеров.

 

Семейная политика как набор инструментов успешной реализации потенциала и достижения целевых показателей должна быть не только у государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, но и у самих молодых семей. Именно это обстоятельство – залог развития качественных человеческих ресурсов через работу с молодой семьей.

 

ОСНОВА МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РФ,

ПРЕДЛОЖЕННАЯ В КОНЦЕПЦИИ 2007 ГОДА

 

Развитие молодой семьи – процесс становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.

Оптимальная структура системы индикаторов развития молодой семьи может состоять из нескольких компонентов: возрастные границы; социологическая характеристика молодой семьи; динамика уровня разводов в молодых семьях по сравнению с семьями других категорий; социально-экономическое положение: уровень и структура доходов; жилищные условия; доступность медицинского обслуживания; уровень занятости (заняты оба супруга, один из супругов безработный, оба супруга безработные); динамика рождаемости в молодых семьях; количество детей; ориентация на количество детей; формы и средства стимулирования рождаемости; уровень общего и профессионального образования молодых супругов; образование как установка на успех и карьерное продвижение; система пассивной и активной социальной защиты молодой семьи: льготы, социальные пособия, социальные программы поддержки молодой семьи, мероприятия по охране здоровья молодых матерей; доступ молодой семьи к полноценному отдыху: семейные санатории и базы отдыха; семейные клубы; наличие радио- и телепрограмм для молодой семьи; спортивные соревнования для супругов с детьми.

 

Институализация молодой семьи – процесс жизнедеятельности молодой семьи от момента ее создания до стабильного функционирования: рождение и воспитание детей, достижение экономической самостоятельности, создание устойчивого психологического климата, выполнение основных социальных функций.

 

Эффективность процесса институализации оценивается с точки зрения создания благоприятных условий для достижения молодой семьей уровня благополучия. Благополучной будет называться семья, которая сама в состоянии решать свои проблемы, в полной мере выполнять социальные функции, и дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным. 

Опубликовано: 26.02.18 (11:17)
Статьи рубрики РЕГИОН
  Ключевым моментом стало открытие башкирской нефти  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
Дмитрий(Kris657@mail.ru)2013-09-27 15:15:16
С таким отношением к энергосбережению в Уфе,это не удивительно.В Черниковке,в квартирах постоянно повышенная температура.Все время открытые форточки,практический всю зиму.
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
яндекс.ћетрикаПанорама Башкортостана© 1998-2018. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.