ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ РЕКОРДСМЕНОВ

НА ЗЕМЛЕ БАШКОРТОСТАНА ХРАНЯТ ПАМЯТЬ О ФРАНЦУЗСКИХ ЛЕТЧИКАХ
Автор: Рустам СИРАЗЕТДИНОВ, действительный член Русского географического общества.
Фото: Рустам СИРАЗЕТДИНОВ, действительный член Русского географического общества.
версия для печати
122 | 122

На днях поисковики Башкирского отряда Всероссийского поискового движения под эгидой Башкирского отделения Русского географического общества сделали сенсационную находку. Спустя многие десятилетия после авиакатастрофы в небе над Башкирией, на территории Краснокамского района, недалеко от села Старый Буртюк были найдены останки французского самолета Д-33 «Девуатин», который в 1931 году, совершая беспосадочный перелет из Парижа в Токио, потерпел крушение в результате неполадок в системе снабжения двигателя топливом. Волонтеры-поисковики с помощью специальной аппаратуры обнаружили на глубине полутора метров фрагменты авиадвигателя, аккумуляторной батареи, фюзеляжа, детали системы подачи топлива в двигатель. На пластмассовых обломках аккумулятора четко читаются термины на французском языке, также надписи присутствуют на шильдике одного из приборов. Теперь точно можно утверждать, что именно здесь разбился самолет французских пилотов-спортсменов, чьи имена сегодня увековечены в памяти французов как героев, погибших при покорении небесных далей.

 

Джозеф Джозеф ЛеБри

Джозеф Ле Бри

Начало тридцатых годов. Для гражданской авиации тогда ставились особые задачи: повышение дальности полетов и увеличение грузоподъемности самолетов. Мировая авиационная промышленность работала именно над этими проблемами. Особенно в этом преуспели французы. Шедевр инженерной мысли летательный аппарат Д-33, или «Девуатин», стал самолетом рекордов. Впервые весь его корпус был выполнен из легкосплавных металлов. В том числе и винт, что было в то время абсолютным новшеством. Правда, судьба этого крылатого дальнобойщика сложилась весьма драматично.

 

По распоряжению министра авиации Франции Пьера Кота были созданы два специальных «Девуатина» для особо дальних перелетов. В 1931 году один из них отправился в беспосадочный полет по маршруту Париж – Токио. Члены экипажа – опытные пилоты-рекордсмены Джозеф Ле Бри, Марсель Доре и механик Рене Месмен – были уверены в очередной победе. Конструкция самолета была для тех времен совершенной. В полостях огромных крыльев вмещался двойной запас топлива.

 

1 сентября самолет вылетел из парижского аэропорта Ле Бурже. Границу с Советским Союзом французы пересекли над Польшей и взяли курс на восток. Над территорией СССР они держали путь по утвержденной советскими властями карте маршрута. Авиадиспетчерской службы тогда еще не было, и пилоты ориентировались по линиям железных дорог. Воздушный коридор проходил через Москву, Казань, Свердловск. Однако перед проходом над Уральскими горами возникла проблема. Самолет, имевший на борту немногим меньше 10 тонн топлива, не мог подняться на высоту 2300 метров, чтобы преодолеть Уральский хребет. Экипаж принял грамотное решение: отклониться в сторону от железной дороги и взять курс в сторону Уфы, чтобы пройти горную преграду через Челябинск.

 

И тут вмешалась погода. На пути французских летчиков встали дождевые тучи. А тут еще, по воспоминаниям единственного выжившего члена экипажа Марселя Доре, возникли неполадки в подаче топлива в двигатель. Самолет стал терять высоту. Будучи за штурвалом, Марсель Доре дал команду Джозефу Ле Бри и Рене Месмену покинуть самолет с парашютом. Сам он выпрыгнул с куполом на высоте 100 метров, тем самым побив рекорд прыжков с самой минимальной высоты. Однако его товарищи не смогли спастись. Их тела были найдены среди обломков самолета. Причем на Рене Месмене вообще не было парашюта.

 

Марсель Доре был доставлен в контору Таныпского леспромхоза, где имелся телефон. Французский летчик пытался дозвониться до Парижа, но ему это не удалось. Тогда он написал на бумаге текст телеграммы. Ее отправили в Уфу. Это была сенсация для всей округи. Начальник Военно-Воздушных Сил СССР Алкнис выслал специалистов на место крушения из ближайшей авиачасти. А правительство БАССР дало распоряжение Калтасинскому райисполкому принять меры по сохранению останков самолета и тел погибших летчиков.

 

Деревню Старый Буртюк наводнили черные лимузины с сотрудниками ОГПУ. Останки самолета вывезли на подводах в Янаул и затем отправили по железной дороге в Москву. Тела погибших французских летчиков отправили на катере по реке Белой в Уфу. Оттуда с почестями проводили в Москву и дальше в Париж. Уцелевший в авиакатастрофе пилот Марсель Доре прожил до 59 лет и скончался в 1955 году.

 

Сегодня единственным косвенным свидетелем той трагедии является житель деревни Старый Буртюк пенсионер Салих Низамович Низамов. В момент авиакатастрофы ему было пять лет. Позже его отец показал ему точное место аварии. До сих пор здесь сохранилась воронка от упавшего самолета. Салих Низамович даже помнит, как его старший брат принес домой алюминиевый обломок. Узнав об этом, отец сильно ругался и заставил вернуть трофей на место. За такое баловство тогда могли засадить в тюрьму даже подростка.

 

Первым летописцем этой истории по праву можно назвать директора Калтасинского районного музея истории Роберта Шакиртова. Сегодня в музее этому забытому для всех событию мирового масштаба посвящен целый стенд. Немалую лепту в исследование исторического факта внес директор общественной организации «Альянс Франсез – Уфа» Вилорий Якупов. Пять лет он прожил в Париже. И каждый день ходил по небольшой улочке, названной именами Ле Бри и Месмена. Однажды обратил внимание на мемориальную доску. И очень удивился, прочитав, что героические летчики погибли в Уфе. С тех пор Вилорий Якупов изучает это белое пятно в истории.

 

Недавно по инициативе Башкирского регионального отделения Русского географического общества в Калтасы выехала совместная экспедиция РГО и «Альянс Франсез – Уфа». Вместе с местными краеведами и представителями администрации Краснокамского района они уточнили место авиакатастрофы. Здесь недавно проведены поисковые работы с использованием специальных технических средств.

 

В дальнейшем на месте трагедии будет установлен памятный знак, который войдет в карту туристических маршрутов Краснокамского района. Кроме того, по словам директора «Альянс Франсез – Уфа» Вилория Якупова, Краснокамский район может стать побратимом французских городов, в которых родились погибшие члены экипажа самолета Д-33.

 

 Участники первой экспедиции к месту падения самолета

Опубликовано: 26.02.18 (11:31)
Статьи рубрики ПАНОРАМА
Скульптурная группа «Семья» в центре Уфы    
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
Яндекс.МетрикаПанорама Башкортостана© 1998-2018. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.