БРИТВА ОККАМА ДЛЯ ПРОЕКТНОГО ОФИСА

Существуют самые разные модели экономических отношений – от плановой и командной до либеральной.
версия для печати
49 | 49

К примеру, ультралиберальная доктрина «Laissez-faire» (с фр. – «пусть делают что хотят») провозглашает абсолютную свободу субъектов рыночной борьбы, где, как по закону джунглей, побеждает самый сильный и жестокий и все подчиняется холодной и равнодушной «руке рынка». Государство выполняет здесь роль «ночного сторожа», ни во что не вмешиваясь и лишь устанавливая самые общие правила игры. Как показывает практика, такая «свобода» экономики отнюдь не эффективна и очевидно антисоциальна. Как всегда, истина находится посередине. Разумное вмешательство государства в рыночные процессы помогает более эффективно развивать наиболее важные направления экономики. Одним из самых востребованных механизмов воздействия государства на бизнес-среду стали в последнее время проектные офисы, которые представляют из себя координационные структуры, в оперативном режиме принимающие управленческие решения с учетом мнения бизнеса. Результатом деятельности Проектного офиса РБ, занимающегося вопросами снижения административных барьеров и улучшения инвестиционного климата, стало существенное продвижение Республики Башкортостан в Национальном рейтинге инвестиционного климата российских регионов.

 Заседание Проектного офиса в Доме Правительства РБ

Проектный офис – это своего рода штаб, где принимаются оперативные решения по наиболее значимым участкам на «фронте» борьбы с бюрократией и административными барьерами на пути развития предпринимательства. В него входят представители самых разных республиканских органов исполнительной власти, федеральных контрольно-надзорных органов в регионах, инфраструктурных сетевых компаний, члены общественных организаций малого и среднего бизнеса и сами предприниматели. Проблемы, стоящие в развитии предпринимательства, на заседаниях Проектного офиса обсуждаются на одной площадке, когда схема «вопрос-ответ» не затягивается на недели и месяцы переписок, а актуализируется здесь и сейчас.

 

Проектный офис курирует Министерство экономического развития РБ, а его заседания проходят на самых различных уровнях – республиканском, межрайонном, муниципальном. Образно говоря, члены Проектного офиса работают в «поле» и решают конкретные задачи снятия административных барьеров в развитии бизнеса, в том числе сокращения сроков выдачи лицензий и разрешительной документации, подключения к электроэнергии, газу и другим коммуникациям, предоставления земельных участков для предпринимателей и кадастрового учета. Здесь также предлагаются варианты совершенствования инвестиционного законодательства и предоставления льгот, примеры лучших региональных практик привлечения инвестиций. Таким образом, Проектный офис выполняет задачу структурирования бизнес-процессов путем декомпозирования наиболее характерных и значимых тенденций.

 

Показателем эффективности работы по созданию комфортных условий для ведения бизнеса и по сути деятельности управленческой команды региона являются итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата российских регионов. Позиции республики в Нацрейтинге в том числе влияют на решения потенциальных инвесторов, которые вряд ли проявят большой энтузиазм, если региону будет выставлена низкая оценка. Эти оценки в Нацрейтинге обозначены как «группы», и так же, как в школе, выставляются по пятибалльной системе – от самой высокой – «А», до самой низкой – «Е». Стало быть, пятерка – это «А», четверка – «В», тройка – «С», двойка – «Д» и единичка – «Е». Два года назад, когда Башкортостан оказался на сороковом месте по различным показателям рейтинга, республика чаще попадала в группы «С», «Д» и «Е». Год спустя РБ продвинулась на 20-е место, а в этом году совершила прорыв еще на 7 позиций.

 

Республика стремится к достижению более высоких позиций в Нацрейтинге. Однако конкурентная борьба между регионами ужесточается год от года. Поэтому после того, как стали известны итоги рейтинга 2016 года, первое заседание Проектного офиса РБ было посвящено именно этой цели – постановке задач на достижение максимально высоких показателей в следующем Нацрейтинге. Премьер-министром Правительства РБ Рустэмом Хабибовичем Мардановым поставлена задача: в следующем рейтинге необходимо войти в группы «А» и «В» и исключить попадание в группы «С», «Д» и «Е».

 

Обсуждение вариантов повышения по этим позициям было довольно оживленным. Предлагались неординарные шаги. На Проектном офисе поручено провести инвентаризацию отчетности предпринимателей на предмет ее избыточности и дублирования и выработать предложения по ее оптимизации.

 

Представитель Аппарата Упол-номоченного по правам предпринимателей в РБ привел свежие данные социологических опросов. Чуть больше половины из 5 тысяч опрошенных в РБ предпринимателей считают, что административное давление на бизнес осталось на прежнем уровне, а четверть респондентов уверена, что масштабы подобного давления увеличились. Кроме того, говорили о деятельности муниципальных административных комиссий.

 

По этому вопросу на Проектном офисе поручено проанализировать их работу в отношении малого бизнеса. По позиции «Каналы прямой связи инвестора с руководством региона» было предложено создать новую должность специального советника при Премьер-министре Правительства РБ, который бы доводил до руководства республики все проблемы и пожелания инвесторов. Еще одно поручение по итогам заседания Проектного офиса – разработка республиканского правового акта, регламентирующего порядок обращения инвестора в республиканские органы исполнительной власти.

 

По повышению качества телекоммуникационных услуг для предпринимателей решено увеличить количество бесплатных точек доступа к интернету в населенных пунктах республики специально для предпринимателей, а также более активно создавать IT-парки, своего рода смарт-пространства и так называемые «коворкинг-центры». Для достижения более высоких позиций в Национальном рейтинге в республике нужно создавать больше технопарков и бизнес-инкубаторов. Об этом тоже говорилось на Проектном офисе. Существенно предстоит улучшить позиции и по срокам предоставления в РБ земельных участков для бизнеса. На первоначальном этапе предлагается ограничить эту процедуру 15 днями с даты подачи заявления, а затем довести до 10-12 дней.

Для снижения бюрократической волокиты в республике планируется реализовать пилотный проект по сокращению сроков предоставления муниципальных услуг. В качестве пилота выбран город Октябрьский.

Еще одним направлением работы Проектного офиса по улучшению инвестиционного климата в республике является внедрение 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса.

 ПОКАЗАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Целевые модели утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации в январе 2017 года. Они представляют собой комплекс факторов обеспе чения благоприятного инвестиционного климата по 12 направлениям, для каждого из которых определены целевое значение и показатели оценки его достижения. К ним относятся:

1. «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование»;

2. «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества»;

3. «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества»;

4. «Осуществление контроль-но-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации»;

5. «Поддержка малого и среднего предпринимательства»;

6. «Технологическое присоединение к электрическим сетям»;

7. «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения»;

8. «Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения»;

9. «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности»;

10. «Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации»;

11. «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами»;

12. «Качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан в мае текущего года определены ответственные за внедрение целевых моделей исполнители (республиканские органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, организации).

 

При формировании данных моделей использовался лучший региональный опыт. К примеру, практика Республики Башкортостан учитывалась при подготовке моделей «Государственная регистрация прав», «Поддержка малого и среднего предпринимательства».

 

Сегодня все государственные органы, ответственные за внедрение целевых моделей, ведут работу по реализации мероприятий соответствующих «дорожных карт». За ходом выполнения этих мероприятий контроль осуществляется на федеральном уровне в специально созданной онлайн-системе «Region ID». Оценку достоверности введен подтверждающих документов осуществляет республиканская экспертная группа, утвержденная приказом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Все эксперты проживают в республике, и большинство из них являются действующими предпринимателями. На сегодняшний день 100-процентное достижение целевых индикаторов отмечается по «дорожной карте» внедрения целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества». В частности, в республике сокращены сроки регистрации права собственности, увеличена доля услуг, предоставляемых через МФЦ. Высокий уровень реализации мероприятий наблюдается по целевым моделям, характеризующим наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, а также подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

 

В г. Москве с 9 по 11 августа для регионов России прошло совещание по проблемным вопросам внедрения целевых моделей. Организатором выступило Агентство стратегических инициатив. В рамках мероприятия отмечено, что Республика Башкортостан на сегодняшнем этапе входит в двадцатку регионов-лидеров по уровню реализации целевых моделей.

 

В заключение отметим, что в философии широко известен методологический принцип, называемый «Бритва Оккама»: «Не следует множить сущее без необходимости». Это означает, что эффективность в любом деле достигается при максимальной простоте действий и минимуме промежуточных шагов. Для создания инвестиционного климата и развития предпринимательства этот принцип годится как нельзя кстати. Задачи Проектных офисов всех уровней как раз и состоят в том, чтобы как бы «сбривать» административные барьеры и упрощать все необходимые процедуры для развития бизнеса. От этого в конечном счете выиграют все стороны – и предприниматели, и государство, и общество.

Опубликовано: 16.11.17 (11:33)
Статьи рубрики ЭКОНОМИКА
Cанкций со стороны Запада только дополнительно мотивирует наших экспортеров к более эффективной деятельности    
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
Панорама Башкортостана© 1998-2017. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.