НИЧЕГО ЛИЧНОГО, НИЧЕГО ЛИШНЕГО

Рост благосостояния народа – главная задача любого государства и региона в его составе, эта цель достигается ростом экономики и направленной на это экономической политики.
версия для печати
51 | 51

В условиях рынка конкуренция нарастает на всех уровнях, в том числе и между российскими регионами. Сегодня становится все сложнее добиться устойчивого экономического развития, поскольку успех зависит от многочисленных факторов, как субъективных, так и объективных. Каждый субъект федерации выбирает свою стратегию экономического роста. Но, пожалуй, основные линии характерны для всех – это, например, создание максимально прозрачной конкурентной среды, на которую не может повлиять какое-то личностное нерыночное воздействие («только бизнес – ничего личного»), и устранение излишних барьеров на пути развития предпринимательства. Эти векторы можно обозначить в виде своеобразного слогана: «Ничего личного и ничего лишнего». В этих и других направлениях стратегии роста экономики Башкортостана в последнее время предпринимаются значительные меры. Об этом – в статье министра экономического развития РБ Сергея НОВИКОВА.

 

министр экономического развития РБ Сергей НОВИКОВ Приоритетными направлениями деятельности Правительства республики в сфере экономического развития является множество направлений: развитие инвестиционного потенциала республики и конкурентной среды, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, развитие монопрофильных территорий РБ, формирование эффективно функционирующей системы ГЧП. Другие, не менее важные задачи – развитие контрактной системы в сфере закупок, реализация республиканской адресной инвестиционной программы, рост внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала, совершенствование института оценки регулирующего воздействия, проведение административных реформ и развитие деятельности МФЦ.

 

В части развития инвестиционного потенциала в 2016 году достигнуты следующие показатели. Основной объем инвестиций составил 361 млрд рублей, темп роста по году составил 104,2%. По объемным показателям РБ находится в лидирующих позициях как в целом по России (9-е место), так и в ПФО (2-е место). В разрезе муниципальных районов и городских округов увеличение объема инвестиций в основной капитал наблюдается в 38 территориях. Для сравнения: в 2015 году таких муниципалитетов было 26.

Высокие темпы, свыше 10%, обеспечили 22 муниципальных образования. Наибольшие значения в Баймакском (185,4%), Кугарчинском (176,1%), Бураевском (169,8%) районах и в г. Кумертау (178,7%). Умеренные темпы роста в пределах 10% отмечаются в 16 территориях.

 

Снижение годовых инвестиционных показателей наблюдается в 24 муниципальных образованиях. У половины из них такая ситуация отмечается уже второй год подряд.

Что касается мероприятий, реализуемых Минэкономразвития РБ в рамках развития инвестиционного потенциала республики, в 2016 году мы провели инвентаризацию всех реализуемых в регионе проектов. Сегодня сформирован перечень из 600 объектов на общую сумму 695 млрд рублей. В этом году планируют завершиться 195 проектов. Их реализация внесет в копилку инвестиций региона 155 млрд рублей.

За 2016 год в перечень приоритетных инвестиционных проектов РБ включено 11 объектов с общим объемом инвестиций более 82 млрд рублей, предполагающих создание 2,6 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день статус приоритетных имеет 71 проект с инвестиционным портфелем более 446,8 млрд рублей и созданием 22,1 тыс. новых рабочих мест.

 

Кроме того, для расширения горизонта планирования по крупным инвестиционным проектам мы на законодательном уровне внедрили понятие «Перечень намерений». Это сделано для того, чтобы заранее понимать, какие крупные проекты планируется реализовать в ближайшие 3-5 лет и кому нужна господдержка. Предварительный список таких объектов включает в себя более 100 намерений на общую сумму порядка 160 млрд рублей.

 

В целях обеспечения их успешной реализации совместно с Корпорацией развития внедрили механизм сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Корпорация в данном случае выступает в качестве уполномоченной организации по сопровождению инвестиционных проектов в Республике Башкортостан. Принцип «одного окна» не только существенно облегчает и сокращает подготовительный этап для инвестора, но и позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть на любой стадии запуска проекта.

 

Механизм очень прост:

1. Инвестор отправляет в Корпорацию развития заявку любым удобным для него способом: он может позвонить по телефону, отправить заявку письмом или заполнить форму заявки на сайте invest.bashkortostan.ru, прикрепив необходимые документы. 2. Корпорация развития в течение суток с момента поступления заявки высылает формы для заполнения информации по проекту.

 

3. Далее инвестору необходимо направить заполненные документы ответным письмом.

 

4. В течение 5 рабочих дней после получения информации от инвестора Корпорация готовит информационную карту инвестиционного проекта. Организует совещания с участием инвестора, руководителей республиканских органов исполнительной власти (в соответствии с их компетенцией), заинтересованных структурных подразделений Аппарата Правительства Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан для согласования направлений и возможностей оказания поддержки инвестору в реализации инвестиционного проекта и определения куратора проекта.

 

5. В течение 2 рабочих дней после принятия решения о сопровождении проекта Корпорация развития выходит на связь с инвестором и фактически выступает в качестве проводника при взаимодействии инвестора с органами власти, ресурсоснабжающими компаниями и финансово-кредитными учреждениями. На протяжении всего срока реализации Корпорация консультирует, оказывает содействие в поиске потенциальных партнеров, организует взаимодействие инвестора с негосударственными институтами поддержки инвестиционной деятельности, проводит переговоры, встречи, совещания, направленные на решение вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта, а также помогает подобрать наиболее оптимальную инвестиционную площадку для реализации инвестиционного проекта.

 

Сегодня на сопровождении Корпорации находятся 44 проекта на общую сумму более 169 млрд рублей, в том числе ГЧП/МЧП – 6 проектов на сумму около 7 млрд рублей.

Ведется работа с предприятиями республики по повышению их инвестиционной активности. В этих целях сформирована база организаций, которые по итогам 2015 года допустили снижение своих капиталовложений (более чем на 50 млн руб. – 94 организации). С ключевыми предприятиями были организованы встречи на уровне руководства республики, где обсуждались и решались возникающие вопросы при реализации инвестиционных проектов. В итоге прямая работа с бизнесом и муниципалитетами дала нам эффект в виде роста инвестиций по крупным и средним предприятиям на 7%.

Далее, в рамках исполнения поручений руководства республики ведем работу по привлечению новых внешних инвесторов. В конце прошлого года Минэкономразвития РБ с участием органов исполнительной власти внедрена практика обращений в адрес крупных российских и иностранных компаний. За последние полгода было направлено свыше 200 таких писем. Проведен ряд встреч с заинтересованными компаниями. Работа здесь продолжается.

 

Кроме того, в целях привлечения инвесторов на готовые площадки совместно с муниципальными образованиями сформирован перечень свободных земельных участков с имеющейся инфраструктурой и незагруженных производственных объектов. Предварительная база состоит из 500 таких площадок. Совместно с Корпорацией развития будем их предлагать с учетом потребностей инвесторов.

 

В сфере совершенствования регионального законодательства обеспечена стабильность прав инвесторов. Это сделано для того, чтобы на инвестора, уже реализующего инвестиционный проект, введение новых законодательных положений не накладывало дополнительной финансовой нагрузки. Внедренный стабилизационный механизм позволил в 2016 году защитить права инвестора по 16-ти реализуемым приоритетным проектам.

 

Во-вторых, приняты меры по стимулированию инвестиционной деятельности и привлечению инвесторов на территории северо-востока Башкирии и Зауралья. В отношении инвестиционных проектов, реализуемых на территории данных субрегионов, снижен стоимостной порог для получения налоговых преференций с 30 до 10 млн рублей. Кроме того, увеличено минимальное количество налогового периода получения господдержки с 1 до 3 лет. Эффект здесь оценивается в размере 1,5 млрд рублей потенциальных инвестиций.

 

В-третьих, внедрена система кураторства. Теперь за результат реализации каждого проекта заместители Премьер-министра Правительства РБ и руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность. Если говорить о 2017 годе, принят Закон Республики Башкортостан «О региональных инвестиционных проектах», предусматривающий предоставление льготы по налогу на прибыль для региональных инвестиционных проектов. Это проекты по созданию новых производств с объемом капиталовложений от 100 млн рублей, осваиваемых в течение 3 лет.

 

Кроме того, в стадии согласования в Правительстве Республики Башкортостан находится проект постановления, предусматривающий внесение изменений в Порядок рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов в части:

– согласования приоритетных инвестиционных проектов с ресурсоснабжающими организациями;

 

– необходимости создания новых высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации таких проектов;

 

– исключения требований к бюджетной эффективности для проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в республике.

 

В республике действует либеральное инвестиционное законодательство, в рамках которого инвестору предоставляются налоговые льготы как на имущество, так и на прибыль. В рамках реализации госпрограмм субсидируются процентные ставки по кредитам. Выдается залоговое обеспечение из госимущества для получения заемного финансирования. Для масштабных инвестиционных проектов действует механизм предоставления земельных участков без проведения торгов. Функционируют республиканские институты развития. В их числе – Региональный фонд, который выдает займы и предоставляет дополнительное финансовое плечо путем вхождения в уставной капитал компании. Корпорация развития республики оказывает поддержку в строительстве инфраструктурных объектов для реализации инвестпроектов.

 

Работу в этом направлении мы также продолжаем. Сейчас на правительственном уровне прорабатывается вопрос повышения эффективности налоговых льгот для инвесторов и в целом расширения палитры мер государственной поддержки с учетом лучших региональных практик.

 

Следующим стратегически важным направлением является реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Эта деятельность ведется в рамках Национального рейтинга Агентства стратегических инициатив. По итогам последнего рейтинга Республика Башкортостан заняла 13-е место, продвинувшись вверх на семь позиций.

 

В результате проведенной работы нам удалось:

а) до 90 дней (вместо прежних 120) сократить сроки выдачи разрешений на строительство;

б) для подключения к электроэнергии теперь требуется 3 процедуры вместо 8;

в) зарегистрировать юридическое лицо сейчас можно за 3 дня, раньше эта процедура занимала порядка двух недель;

г) регистрацию права собственности в Уфе можно провести за 7 дней вместо 12 (по республике эта цифра еще меньше – 5 дней).

 

Отмечу, что работа в данном направлении находится на особом контроле у Главы республики. Рустэм Закиевич Хамитов лично возглавляет Общественный совет по улучшению инвестиционного климата. Деятельность Общественного совета четко регламентирована и ведется согласно утвержденному Плану.

 

В целях выстраивания эффективной обратной связи руководства республики с предпринимательским сообществом в течение года во взаимодействии с местными администрациями организованы встречи с бизнесом. Работа ведется в рамках деятельности Проектного офиса по реализации мероприятий в рамках участия Республики Башкортостан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Представители Проектного офиса информируют предпринимателей о принимаемых в республике мерах по улучшению инвестклимата, а также в режиме диалога обсуждают волнующие их вопросы. В прошлом году проведено 14 таких выездных заседаний с охватом более двух тысяч представителей бизнеса. В текущем году эту практику продолжаем.

 

Для обеспечения доступа инвесторов к полной и актуальной информации об инвестиционном, инфраструктурном и ресурсном потенциале республики Минэкономразвития совместно с Корпорацией развития проведена модернизация регионального Инвестиционного портала (invest.bashkortostan.ru). Здесь мы учли требования Агентства стратегических инициатив, а также замечания Клуба лидеров, созданного при АСИ, по итогам проекта «Агент бизнеса».

 

Отдельное внимание в рамках Нацрейтинга также уделяется «медийному» и информационному сопровождению реализуемых мероприятий. В целях повышения информированности бизнеса о предпринимаемых мерах Минэкономразвития сформирован соответствующий медиаплан. Сформированы и опубликованы на Инвестиционном портале РБ справочник и путеводитель инвестора. Эту работу активно тиражируем и на уровне местных администраций.

 

Важный участок работы – развитие монопрофильных территорий. На федеральном уровне эту работу курирует заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов. В соответствии с федеральными установками в регионах реализуются мероприятия приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», руководителем которой является заместитель Председателя Внешэкономбанка Ирина Владимировна Макиева.

 

В рамках деятельности по развитию монотерриторий республики в регион привлечено свыше 500 млн рублей средств федерального бюджета на строительство инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. Наблюдательным советом Фонда развития моногородов при Правительстве Российской Федерации одобрен льготный займ для инвестора в размере 1 млрд рублей под 5% на 8 лет.

 

Но самый главный результат – в республике созданы две территории опережающего социально-экономического развития. С 7 резидентами ТОСЭР уже подписаны соглашения о реализации инвестиционных проектов, ведется работа по поиску и привлечению потенциальных резидентов, в том числе зарубежных. Что касается сферы развития конкурентной среды в республике, эта работа ведется в рамках внедрения Федерального стандарта с 2015 года. Его цель заключается в расширении негосударственного сектора в ключевых отраслях экономики для улучшения качества жизни граждан.

 

Стандарт дает возможность каждому региону выбирать отрасли, в которых необходимо улучшить ситуацию с конкуренцией. В республике определены 11 социально значимых рынков, к которым относятся сферы медицинских, социальных услуг, дошкольного и дополнительного образования, детского отдыха и оздоровления, ЖКХ, связи, культуры, транспорта, розничной торговли, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. А также приоритетные для региона рынки по развитию конкуренции: жилищного строительства, придорожного сервиса, производства овощей. Этот список пополняется ежегодно.

 

К этой работе Минэкономразвития РБ активно подключает и муниципалитеты. Организовано сотрудничество со всеми администрациями муниципальных образований республики по реализации положений стандарта развития конкуренции. Муниципалитеты определили приоритетные рынки с учетом специфики своих территорий.

 

Так, приоритетными направлениями выбраны рынок инвестиционных площадок (Давлекановский район), рынок животноводческой продукции (Краснокамский район), рынок бытовых услуг и туризма (г. Уфа), рынок промышленного производства (Уфимский район), рынок обрабатывающей и производственной сферы (Учалинский район), рынок лесного хозяйства и рынок строительных услуг (Мишкинский район).

 

В части развития контрактной системы в сфере закупок мы пятый год подряд являемся лидерами в категории «Гарантированная прозрачность» Национального рейтинга прозрачности закупок. В 2016 году объем государственных закупок вырос практически в 2 раза и составил 48,7 млрд рублей.

 

Мы продолжаем системную работу по методической поддержке республиканских заказчиков, индивидуальной проработке каждой закупки, совершенствованию региональной нормативной правовой базы.

 

В результате нам удалось обеспечить рост по ключевым показателям эффективности закупочной деятельности. Так, экономия бюджетных средств сформировалась на уровне 4 млрд рублей и за год увеличилась на 1,8 млрд рублей. Конкуренция составила 3 заявки на закупку. Рост – на 0,4 пункта. Представленность республиканских поставщиков на рынке госзакупок сформировалась на уровне 74,8%. Это выше прошлого года практически на 3,5 процентных пункта.

 

Традиционно по таким направлениям, как закупки на проектно-изыскательские работы, оказание медицинских услуг, ремонт и строительство автомобильных дорог, капитальный и текущий ремонты объектов капитального строительства, поставка продуктов питания, представленность республиканских поставщиков составляет от 91% до 100%.

Еще одно важное направление работы – рост экспортного потенциала. Республика поддерживает внешнеторговые связи со 119 странами мира. Правительством России поставлена задача по увеличению роста несырьевого неэнергетического экспорта товаров не менее чем на 15% в 2018 году (к уровню 2016 года). По итогам пяти месяцев 2017 года республика показала рост этого показателя в стоимостном выражении на 27%, что выше среднероссийского показателя на 11 пунктов.

 

В рамках исполнения поручения Главы республики с целью развития экспортного потенциала в прошлом году нами подготовлена «дорожная карта», где определены шаги по поддержке и стимулированию республиканского экспорта.

Недавно Правительство Башкортостана и Российский экспортный центр подписали соглашение о сотрудничестве, и в скором времени в республике начнет работать филиал Российского экспортного центра. Соглашением также предполагается внедрение в Республике Башкортостан регионального экспортного стандарта, при этом республика будет выступать в качестве пилотного региона.

 

Кроме того, в целях реализации одного из этапов Стандарта подписан документ о наделении Минэкономразвития РБ полномочиями по координации мер поддержки экспорта, реализуемых в республике.

 

Отдельным направлением стали мероприятия по развитию федерального пилотного проекта «МФЦ для бизнеса». В многофункциональных центрах организовано предоставление более 50 услуг субъектам предпринимательства. В их числе – услуги Федеральной корпорации МСП по предоставлению информации о свободном недвижимом имуществе, закупках для малого и среднего бизнеса, формах и условиях финансовой поддержки, регистрации на Портале Бизнес-навигатора.

 

Планы совершенствования экономики, в том числе инвестиционной деятельности, отражены в проекте Стратегии развития Республики Башкортостан до 2030 года. Наш стратегический ориентир – вывести республику по ключевым социально-экономическим показателям в десятку регионов-лидеров.

Фото Минэкономразвития РБ.

Опубликовано: 15.11.17 (13:08)
Статьи рубрики ЭКОНОМИКА
  Cанкций со стороны Запада только дополнительно мотивирует наших экспортеров к более эффективной деятельности  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
Панорама Башкортостана© 1998-2017. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.