СТОИТ ЗАХОТЕТЬ!

ПРАКТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ПРИЗНАНА ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Активность граждан Башкортостана в многочисленных проектах Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) была отмечена на всероссийском и даже мировом уровне
Активность граждан Башкортостана в многочисленных проектах Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) была отмечена на всероссийском и даже мировом уровне
Автор: Наиль АШИРОВ
Фото: Нина ФИЛИППОВА
версия для печати
87 | 140
Активность граждан Башкортостана в многочисленных проектах Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) была отмечена на всероссийском и даже мировом уровне

Инициатива наказуема. Это обиходное выражение, сложившееся в иерархическом тоталитарном обществе, программирует на бездумное выполнение поставленных сверху задач и отказ от собственных идей. Между тем истинная демократия невозможна без деятельного участия самих граждан, ведь кому, как не им самим, знать, что прежде всего нужно для улучшения качества жизни на местах. Программы инициативного бюджетирования за весьма короткий срок с начала действия уже показали свою высокую эффективность и заинтересованность населения республики в их продолжении и развитии. Активность граждан Башкортостана в многочисленных проектах Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) была отмечена на всероссийском и даже мировом уровне. Об этом свидетельствует сам факт проведения в конце сентября 2017 г. в Уфе международного форума стран БРИКС «Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры».

 

Само слово «бюджет» произошло от старонормандского «bougette», что означало мешочек для денег, кошель. Очевидно, что свой кошелек и личный бюджет – это дело сугубо частное. Другое дело – государственные бюджеты разных уровней. Государство может мотивировать общественную активность граждан инструментами софинасирования местных проектов, когда большая часть необходимых средств выделяется из республиканского бюджета при условии соучастия в них местных жителей.

 

Программы вовлечения граждан в развитие общественной инфраструктуры, по-другому их называют «партисипаторными» (от англ. participate – участвовать) проектами или инициативным бюджетированием, существуют в мире более четверти века. Впервые они были организованы в Латинской Америке и с тех пор действуют при поддержке Всемирного банка. В России они начали осуществляться около десяти лет назад, в Республике Башкортостан первый проект был запущен три года назад.

 

Для того чтобы получить деньги из бюджета, есть несколько условий. Во-первых, необходимо провести собрание жителей с необходимым кворумом, где при помощи демократических процедур определиться с необходимыми проектами. Далее нужно оформить соответствующим образом заявку с документацией, куда включаются и подписные листы под проектами, и даже фотографии с этих собраний. Важное условие – доля жителей в проекте должна составлять от 5 до 15% необходимой суммы. В софинансировании могут также участвовать местные органы самоуправления и бизнес.

Кроме самих стран БРИКС – Бразилии, Индии, Китая и ЮАР – в форуме участвовали представители так называемых «партисипаторных» проектов из США, Аргентины, Португалии, Испании. С лучшими российскими практиками выступили посланцы более двадцати регионов нашей страны.

 

По словам одного из основных спикеров форума, заместителя министра финансов России Алексея Лаврова, «проекты не должны спускаться, навязываться сверху. Идея в том, что инициатива должна исходить от граждан, они же контролируют реализацию и пользуются результатами. Это очень непростой процесс».

ИТОГИ КОНКУРСА ППМИ В РБ 2017

 

Если в 2016 году в конкурсе по ППМИ в РБ участвовало 487 проектов, то в 2017 году уже было допущено почти 800 заявок. Далеко не все заявленные проекты проходят до конца. Но есть районы, все заявки которых становятся победителями. Лидерами здесь стали Абзелиловский, Куюргазинский, Миякинский, Мечетлинский, Стерлибашевский, Татышлинский районы. Как и в любом соревновательном алгоритме, есть и аутсайдеры, где условиям конкурса не удовлетворила ни одна заявка. Это Салаватский, Буздякский и Белокатайский районы. Масштабы муниципального образования отнюдь не являются гарантией успешного участия в ППМИ. Так, в Уфе было задекларировано 30 проектов, но прошли отбор только восемь.

 

В целом же на сходах жителей по обсуждению проектов для участия в ППМИ в 2017 году участвовали более 450 тыс. граждан республики, что в 2,5 раза больше уровня прошлого года.

 

Общий объем финансирования победивших проектов превысил 445 млн рублей. Субсидии из бюджета республики здесь составили 300 млн рублей, средства местных бюджетов – 60 млн рублей, доля населения – 48 млн рублей, вклад спонсоров – 38 млн рублей.

 

В большинстве российских регионов проекты инициативного бюджетирования курируют непосредственно министерства финансов регионов. В Башкортостане организационным и методическим сопровождением ППМИ занимается специально созданный Проектный офис на базе Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан. Привлечение ученых позволило обеспечить институциональный подход и качественное обучение специалистов местных и поселковых советов, повысить финансовую грамотность населения.

 

Как подчеркивает директор Центра гражданских инициатив Эльдар Нуртдинов, в процессе работы над ППМИ происходит процесс консолидации местных властей и народа. Работая над общими проектами, они стремятся доказать вышестоящим распорядителям бюджета, что именно их проекты заслуживают субсидирования, муниципальные власти и граждане становятся ближе друг к другу. С одной стороны, муниципальные чиновники проникаются тем, что действительно заботит людей, а с другой – жители постигают механизмы управленческих и бюджетных систем. Совместная работа и преодоление трудностей всегда сближают, и, между прочим, этот процесс полезен и для государства в целом – прозрачность бюджета и понимание его механизмов ведет к большей лояльности народа, а значит, и к единению людей, как бы пафосно это ни звучало.

 

По словам постоянного представителя Всемирного банка в РФ Андраша Хорваи, «Башкортостан, безусловно, находится среди лидеров в части внедрения практики механизмов инициативного бюджетирования. Дело в том, что многие субъекты сейчас размышляют над целесообразностью внедрения таких практик, в то время как в Башкортостане с самого начала стали действовать так, как нужно было действовать. Мы видим, что эта работа дает свои плоды».

 

Успешный подход к реализации инициативного бюджетирования в РБ был не только обозначен на словах, но и поощрен материально. Среди трех отмеченных специальными премиями проектов, наряду с Ульяновской областью и Республикой Коми, был отмечен проект благоустройства улиц в селе Нижнечерекулево Илишевского района Башкортостана. Наши земляки получили специальный приз в размере 100 тысяч рублей на софинансирование дальнейших проектов ППМИ.

В деревне Салихово Урман-Бишкадакского сельсовета (Ишимбайский район) установили детскую спортивную площадку

Денег всегда не хватает, увы, это проза жизни. На местном, муниципальном уровне дефицит финансов ощущается больше, чем где бы то ни было. У поселкового или сельского совета около 40 направлений деятельности. И поэтому, выбирая проект ППМИ, важно определиться с самыми жизненно важными и необходимыми для жителей задачами. Очевидно, что, вкладывая свои кровные деньги в проекты (непременное условие софинансирования в ППМИ), люди обретают чувство хозяина. Как нам рассказали в Институте стратегических исследований РБ, у них есть множество примеров, когда уже после окончания работ жители не успокаивались на этом, а отслеживали качество работ и, обнаруживая ненадлежащий уровень, заставляли подрядчиков переделывать «как надо». К примеру, в одном из районов в ходе ремонта дороги селяне, замерив ширину дорожного полотна и даже проверив технологические слои дороги, заставили водителей ставить машину с гравием на весы и при недовесе посылали за новой партией груза. В другом районе жители установили своеобразный пост на новой дороге, построенной по программе ППМИ, и разворачивали назад большегрузы, которые, по их мнению, могли испортить трассу.

ДОЛИ СПОНСОРСКИХ ВКЛАДОВ

Пока, согласно соответствующим нормативам, от муниципального образования подать заявку по ППМИ может только один населенный пункт. Между тем в некоторых муниципалитетах насчитывается до 10-12 сел и деревень. Теперь, наблюдая за успехами самых инициативных и энергичных, соседи также хотят участвовать в инициативном бюджетировании, но они смогут это сделать только в следующем году. «Мотивирующий» элемент конкуренции подспудно заложен в партисипаторных схемах, и он уже отчетливо проявляет себя.

 

Об этом свидетельствует и динамика по ППМИ всего лишь за два неполные два года. Если в 2016 году по республике было подано 666 заявок, то за 9 месяцев 2017 года уже 873 заявки. Очевидно, что с каждым годом по мере нарастания популярности ППМИ число заявленных проектов будет расти, но количество победивших проектов остается на одном уровне – примерно около 500.

 

Это объясняется пока неизменным лимитом субсидирования из бюджета республики – около 300 млн рублей. Таким образом, следует ожидать с одной стороны – нарастания конкуренции между поселениями за возможность войти в ППМИ, а с другой – роста финансового участия в проектах как самих жителей, так и спонсоров (прежде всего представителей местного бизнеса). Эта динамика уже проявляет себя. Если в прошлом году бизнес внес в проекты ППМИ 25 млн рублей, то в нынешнем, еще не завершенном году – уже 36 млн рублей.

 

Впрочем, в бюджетной доле еще есть резервы. Дело в том, что согласно 44-му федеральному закону подрядчики выбираются на основе конкурса, который может существенно сэкономить заявленный уровень стартовых условий. По мнению Эльдара Нуртдинова, такое сбережение бюджетных средств может достигнуть 30 млн рублей. Они перетекут на следующий год, а значит, появится возможность удовлетворить большее количество заявок по ППМИ.

 

Как считают эксперты, постепенно инициативное бюджетирование уже перерастает масштабы благоустройства сел и городов – ремонта дорог, школ, клубов, ограждения кладбищ, проведения водоснабжения и т. д. Сегодня речь ведется уже, по сути, об инвестиционных проектах в местную экономику на основе зарекомендовавших себя схем партисипаторного участия населения.

 

На самом деле мы завлекаем внешних инвесторов, хотим им понравиться, предоставляем им льготы. Так почему бы не привлечь для инвестиций свое собственное население и резервы муниципалитетов? Подобные проекты уже имеются, и они обсуждались на форуме.

Так, в Чекмагушевском районе на базе развалившегося колхоза создан успешный кооператив, в котором охотно участвуют местные жители. И местные власти, и сам жители, и министерство сельского хозяйства республики предлагают предоставить этому производству льготы и схемы финансирования по типу ППМИ, в результате чего ожидается повышение эффективности, а значит, и рост зарплат, и возвращение в родные места многих местных жителей, уехавших в свое время на «севера». По словам заместителя директора Центра сельскохозяйственного консультирования РБ Рината Мамаева, члены кооператива готовы внести свою долю средств в будущее расширение производства.

 

– Мы предлагаем идею создания доходогенерирующих объектов в рамках программы местных инициатив. Речь об объединении местных сельхозпроизводителей в кооперативы на базе уже существующих, – сказал министр сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов на международном форуме стран БРИКС.

ППМИ – это лишь один из видов инициативного бюджетирования. Другие варианты – это, например, проект «Реальные дела» по финансированию насущных вопросов местного значения на основе наказов избирателей, адресованных депутатам законодательного органа. Это еще порядка 800-900 проектов в год с ежегодным объемом субсидий из бюджета РБ в размере 150-170 млн рублей.

 

Также в 2017 году в столице региона пилотируется Программа по комплексному благоустройству придомовых территорий с участием граждан параллельно с реализуемым на федеральном уровне приоритетным проектом «Формирование комфортной городской среды».

 

За эти три года активного действия проектов инициативного бюджетирования жители республики, что называется, вошли во вкус, и когда инициативные группы не успевают войти в ППМИ или другие варианты вовлечения в развитие общественной инфраструктуры, они уже по собственной инициативе начинают применять так называемые краудфандинговые схемы. Так, в г. Нефтекамске жители хотели по программе ППМИ отремонтировать детскую школу искусств. Они проиграли в конкурсе, но не сдались. Самостоятельно собрали часть средств, а для изыскания оставшейся значительной

суммы использовали краудфандинговую площадку в интернете. На призыв нефтекамцев откликнулись неравнодушные люди со всей страны, и школа ныне отремонтирована.

Общее дело во благо своей малой родины, кроме непосредственных весомых и зримых итогов работ, вызывает в участниках этого процесса не измеримые никакими рублями, тоннами и километрами человеческие благости – это всеобщий энтузиазм, веру в силу единения людей и патриотизм.

 

Вот как эмоционально описывает свое знакомство с проектами ПММИ в ряде районов республики консультант Всемирного банка Нина Филиппова, объездившая по программам инициативного бюджетирования полреспублики:

«В селе Теняево (Федоровский район), где ремонтировали здание ФАП уже под Новый год, местные мужчины инициативной группы вместе с рабочими работали по ночам, чтобы успеть. И к новогодним праздникам успели, сделали! А в Рождество устроили праздник с самоварами, блинами и художественной самодеятельностью».

 

«В Ишимбайском районе пермские подрядчики, молодые ребята, привезли оборудование, которое сломалось на второй день! ... Инициативная группа ППМИ кинула клич: «Кто из жителей чем может помочь?». Люди помогли и сварочными работами, и генератор принесли, и даже бетономешалку нашли, и все безвозмездно, ради общего дела!».

 

«В деревне Яширганово Стерлибашевского района инициаторами проекта расширения и ограждения старого кладбища стал совет аксакалов! Они первыми шли на субботники, носили рабочим теплую одежду, горячий чай в термосе, кормили, поддерживали всем чем могли».

ПРОЕКТЫ,ПОЛУЧИВШИЕ В РБ МАКСИМАЛЬНУЮ СУБСИДИЮ В 1 МЛН РУБЛЕЙ

Как и жители полны энтузиазма в отношении будущего партисипаторных проектов, столь же оптимистично настроены ученые, разрабатывающие Стратегию развития РБ до 2030 года.

В специальном подпроекте «Инициативное бюджетирование» прогнозируется через 12 лет увеличение объема привлеченных средств на общественную инфраструктуру до 3 млрд рублей. Среднее значение прироста ВРП РБ при использовании средств для инвестирования в экономику республики оценивается в 15,1 млрд рублей. Приобщение бизнеса в партисипаторные механизмы финансирования позволит вовлечь до 6 млрд рублей в инвестиционные процессы, что обеспечит около 34,8 млрд рублей прироста внутреннего регионального продукта. «Кроме экономического эффекта имеет место не менее важное дополнительное влияние от подпроекта – становление гражданской идентичности и формирование местных сообществ, лояльных к существующей власти», – подчеркивают разработчики Стратегии – 2030.

Набирающие обороты процессы инициативного бюджетирования – это, по сути, формы деятельной демократии или «демократии участия», сила которой – в объединении людей в пику процессам атомизации общества и в противодействии пресловутой «холодной руке рынка».

 

Опубликовано: 23.10.17 (16:51)
Статьи рубрики АНАЛИТИКА
Олег Голов, генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Башкортостан»    
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
Панорама Башкортостана© 1998-2017. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.