RES PUBLICA

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
Стратегическая инициатива по территориальному развитию республики.
Стратегическая инициатива по территориальному развитию республики.
версия для печати
23 | 23
Стратегическая инициатива по территориальному развитию республики.

Одна из важных составляющих Стратегии развития Башкортостана до 2030 года – Стратегическая инициатива по территориальному развитию республики. Башкортостан – регион России с наибольшим числом административных единиц: 63 района и города, 832 сельских и городских поселения. Такое количество муниципалитетов неизбежно ведет к существенной разнице их экономического ресурса, социальной инфраструктуры и уровня жизни населения. Разбалансированность социально-экономического положения различных территорий – один из сдерживающих моментов для продвижения республики в целом. Поэтому развитие отстающих районов и городов – отнюдь не только забота для них самих, но это, так сказать, – Res publica, то есть «общее дело» для всего Башкортостана. Сегодня в территориальном развитии депрессивных муниципалитетов республики предпринят ряд серьезных шагов.

 

НЕ МЫ ТАКИЕ – ЖИЗНЬ ТАКАЯ…

 

РАЗРЫВЫ В ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ РБ (В РАЗАХ)
Жизнь прекрасна в своем разнообразии. Так же, как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых территорий, даже если они и располагаются рядом. На разницу в их развитии влияют многие факторы – политические, географические, природные, исторические, экономические. К примеру, какому-то муниципалитету «повезло» с природными ресурсами, а другому – нет. В первом благодаря этому стала развиваться промышленность и, соответственно, расти благополучие людей, а в соседних, увы, все не так блестяще.
Качество жизни в Башкортостане с середины прошлого века, с момента бурного развития нефтяной промышленности, можно было проследить по направлениям деятельности нефтедобытчиков. Туда, где обосновался нефтяник или газовик, по определению потянулись дороги, линии электропередач, газ и прочие элементы цивилизации и социальной инфраструктуры.
Другим же районам приходилось полагаться в основном на сельское хозяйство. В результате в Башкортостане исторически сложилось несколько четко выраженных зон – развитые центральный, южный, западный и северо-западный индустриальные экономические зоны и депрессивные в социальном развитии

север-восток, Зауралье и отчасти – юго-запад и восток. Вряд ли можно упрекать жителей этих территорий в объективно сложившемся относительно низком качестве жизни. Вслед за героями известного фильма они могут повторить: «Не мы такие – жизнь такая».
По мнению директора Института экономики, финансов и бизнеса БГУ Азата Янгирова, на отставание этих регионов повлиял не только факт отсутствия крупных промышленных центров, но и удаленность от столицы РБ, крупных городов и федеральных трасс. Последний фактор осложнил транспортную доступность.
Экономисты БГУ разработали специальный интегральный показатель развития муниципалитетов в РБ, включающий в себя четыре главных фактора: естественный и миграционный приросты, среднемесячную заработную плату, долю налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования. Критериям высокого показателя отвечают только два муниципалитета – Уфа и Уфимский район. К группе «средних» и «выше средних» отнесены около 20 муниципальных образований. Всем остальным поставлены оценки «ниже среднего» и «низкий» уровень.
Ученые обратили особое внимание на фактор миграционного прироста или убыли населения. Как оказалось, всего лишь 10 районов и городов дают более половины всех безвозвратно убывших из республики жителей. Это города Кумерату, Сибай и Агидель, а также Кигинский, Федоровский, Мечетлинский, Калтасинский, Дюртюлинский, Зианчуринский, Хайбуллинский районы.
По мнению доктора экономических наук Рустема Ахунова, приграничные муниципальные образования республики демонстрируют «ощутимую зависимость в своем развитии от близлежащих регионов – субъектов федерации». Сильное конкурентное окружение приводит к тому, что соседние области и республики ввиду своей географической близости «оттягивают» часть ресурсов из Республики Башкортостан. Это мо
жет выражаться не только в трудоустройстве у соседей, но и даже в инвестициях на их территориях и переносе туда бизнеса. Понятно, что жители этих районов «тянутся» к соседям в поисках партнеров.
Так исторически сложилось, что близлежащие районы других регионов сильнее в экономическом отношении, чем большинство наших приграничных районов. Для последних же нужно сильное плечо, поскольку наши республиканские опорные центры находятся от них далеко. Очевидно, что, для того чтобы «вернуть» приграничные районы в родное лоно, нужны точки роста. По мнению авторов Стратегии-2030, для этого нужно идти по пути межмуниципального сотрудничества, когда сильный район или город в одной «связке» как бы «подтягивает» за собой другой муниципалитет. Эти и другие предложения могут лечь в основу проекта Концепции территориального развития РБ.

 

М2М

 

Очевидно, что успех любого дела во многом зависит от степени активности взаимоотношений всех его составляющих. Сегодня наиболее оживленно отношения в рыночной экономике развивают ся по схеме В2В (бизнес с бизнесом), B2С (бизнес для клиентов). В административной части – это все больше вертикаль G2М (правительство – муниципалитеты). Горизонтальные связи по формуле М2М (взаимоотношения муниципалитетов), увы, пока практически не работают.
В основу Концепции территориального развития РБ авторы проекта Стратегии-2030 предлагают заложить именно принцип М2М.
Управленческий механизм М2М может применяться во всех сферах, но все же наиболее активно предполагается его применение в производственных проектах. Межмуниципальное взаимодействие предлагается реализовывать в несколько ступеней вовлечения муниципальных образований в межмуниципальную интеграцию: информационная, интерактивная, программно-проектная и кластерная. Основными институтами и организационными формами здесь выступают координационные советы и проектные офисы.
Очевидно, что акцент в формате М2М будет делаться на привлечении инвестиций. Здесь, по аналогии со спортом, среди муниципальных районов есть явные лидеры, однако значительно больше аутсайдеров. Так, ряд районов РБ отмечен Агентством стратегиче ских инициатив на федеральном уровне, и их практики рекомендованы для всей страны (например, Уфимский район). Их опыт мог бы быть востребован близлежащими отстающими пока районами. К тому же крупный инвестор сегодня размещает производства по принципу кластера, то есть невзирая на административные границы. Необходимость укрепления межмуниципальной кооперации отмечена в ежегодном Послании Главы республики Р. З. Хамитова Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан в декабре 2016 года. Эту же мысль Рустэм Хамитов подчеркнул на Съезде муниципальных образований РБ: «Если вы будете проявлять инициативу по межмуниципальной кооперации, безусловно, будем помогать и находить в том числе финансовые ресурсы для решения крупных и серьезных задач. Не надо идти на поводу у этого постоянного желания все создавать только у себя. Во-первых, это дорого создавать; во-вторых, содержать это дорого, в-третьих, вы не сможете все у себя создать. Посмотрите еще раз на проекты, которые вы можете делать вместе, объединившись. Два, три, пять районов – мы об этом говорим. Дайте нам такую инициативу, покажите хорошие примеры. Вам самим будет легче работать в этой части. А так мы денег не напасемся на сотни одинаковых, дорогих, сложных объектов».
Активная работа по продвижению межмуниципальной кооперации начата в правительстве республики. С начала года проведено несколько рабочих совещаний на эту тему с участием глав муниципалитетов. С начала года представлено уже около 200 межмуниципальных проектов в сфере промышленности, туризма, торговли, строительства и улучшении инфраструктуры.
– Мы заинтересованы, чтобы подобные совместные проекты развивались, и предполагаем их поддержку со стороны республиканского бюджета, – заверил Премьер-министр Правительства РБ Рустэм Марданов. – Задача – уже в 2017 году реализовать на республиканском уровне несколько значимых проектов в ключевых сферах.
Между тем, в Башкортостане уже имеются пока немногие примеры межмуниципального сотрудничества, в основном они развиваются в сфере туристических кластеров. Это уже достаточно известный проект «Легенда Урала», объединяющий горнолыжные курорты и санатории Абзелиловского, Белорецкого районов. Весьма перспективным обещает стать туристско-рекреационный кластер «Бурзянский», который образован Бурзянским, Кугарчинским и Куюргазинским районами, многие инвесторы проявили интерес к этому проекту.
Также предлагается создать кластер «Курортный парк «Аслы-Куль». Здесь могут объединиться уже четыре района, которые распложены рядом с легендарным озером: Давлекановский, Альшеевский, Буздякский и Белебеевский.
Есть проекты М2М и в других отраслях – лесопромышленном производстве, сельском хозяйстве, транспортно-логистической сфере, в ЖКХ, торговле.

 

УРАВНЕНИЕ С ИЗВЕСТНЫМИ

 

Сотрудники Института экономики, бизнеса и финансов БГУ разработали методологию с использованием специальных уравнений и формул для выявления дифференциации муниципалитетов РБ в различных областях. Результатом этих исследований стали весьма красноречивые цифры.
В целом разрыв по интегральному показателю между муниципальными образованиями превысил 10 раз. Еще более впечатляет разброс по инвестициям в основной капитал на душу населения – более чем в 16 раз. Разрыв по среднемесячной заработной плате несколько сократился с 2005 года с 3,3 до 2,1 раза, но все же эта диспропорция продолжает оставаться высокой. Именно низкий уровень доходов населения влияет на миграционное поведение людей, переезжающих из депрессивных районов в более благополучные.
Для повышения доходов муниципалитетов есть несколько путей. Самый эффективный и стратегический – это инвестиционная деятельность. Другие варианты – тактического плана, тем не менее и они могут дать весомые результаты. На VI съезде Ассоциации МО РБ был заслушан опыт ряда муниципалитетов в этом отношении. Так, в Учалинском районе ведется активная работа по минимизации уменьшения налогооблагаемой базы за счет оспаривания крупными недропользователями кадастровой стоимости арендуемых земель и ставок аренды. Администрация района участвовала в 20 судебных заседаниях, используя имеющиеся законодательные инструменты для защиты от необоснованного снижения кадастровой стоимости земли. В результате в районе удалось предотвратить потери бюджета на общую сумму 36,8 млн рублей. Другой путь – использование муниципального имущества. Но здесь сложность состоит в том, что эти доходы администрируют не муниципалитеты, а комитеты по управлению собственностью Минимущества РБ.
Недавние поправки в Бюджетный кодекс осложнили положение муниципалитетов. Если ранее норматив зачисления НДФЛ в казну сельсовета составлял 10%, то ныне снизился до 2%. Доля подоходного налога в структуре налоговых доходов сельских поселений упала в разы. В доходах муниципальных образований значительно снизилась и доля единого сельскохозяйственного налога.
Сегодня постоянно будируется вопрос о передаче на местный уровень части налога на прибыль, транспортного налога, «упрощенки» и т. д. Между тем, как известно, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Если перевести эти налоги с федерального и республиканского уровня на местный, то дефицит бюджета неизбежен уже там. Впрочем, возможен компромиссный подход, когда налоговые преференции будут предоставляться только депрессивным муниципалитетам, чье положение определяется при помощи методологически выверенных интегральных показателей, формул и уравнений.

 

КОВАЛЕНТНЫЕ СВЯЗИ

 

По мнению экономиста Азата Янгирова, в республике в сфере территориального управления сложился «атомарный подход», то есть своего рода «атомизация» муниципальных образований, когда каждое действует само по себе. В результате теряется системное видение территории республики. В противовес этому предлагается формирование субрегионального подхода к социально-экономическому развитию Республики Башкортостан на основе семи экономических зон.
В чем заключается субрегиональный подход? Для объяснения этого прибегнем к уже сложившимся аллюзиям из физики. Атомы, как известно, образуют молекулы, более сложные частицы. Молекулы могут составляться при помощи разных видов хи мических связей, например – ковалентных, когда «союз» образуется как бы «обобществлением» совместных электронов. По этой аналогии в субрегиональном подходе и проектах М2М нужны совместные, «ковалентные» проекты, выгодные всем участникам таких альянсов.
Для создания таких проектов есть несколько путей. Кроме уже упомянутого кластерного подхода есть не менее эффективный вариант вовлечения отстающих муниципалитетов в уже существующие или вновь создаваемые агломерации.
Как известно, региональная агломерация – это компактное территориальное размещение населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями и тяготеющих к одному центру, обычно к большому городу. Пока в РБ существует одна агломерация – Уфимская, объединяющая Уфу, Кушнаренковский, Иглинский, Уфимский, Чишминский, Кармаскалинский, Благовещенский муниципальные районы.
В рамках Стратегической инициативы по территориальному развитию предлагается создать еще ряд агломераций. Самый очевидный вариант – Южно-Башкортостанская агломерация, куда входят города Стерлитамак, Салават, Ишимбай и целый ряд близлежащих районов. Кроме того, предлагается вариант и «квазиагломераций», например, на северо-востоке с центром в Месягутово. Вариант М2М может быть востребован в совместных проектах близлежащих друг к другу Мелеуза и Кумертау на юге или Белебея, Октябрьского и Туймазов на западе.
Квазиагломерации могут быть созданы вокруг моногородов и территорий опережающего развития (Белебей, Кумертау, Белорецк, Нефтекамск, Благовещенск, Учалы). В них сегодня активно привлекаются инвесторы благодаря созданным для них налоговым льготам. Оживление предпринимательства в этих городах скажется и на близлежащих районах.
Есть еще один вариант активизации сотрудничества муниципалитетов, например, в совместной реализации проектов Программы поддержки местных инициатив (ППМИ). В эти проекты вовлечены все муниципалитеты республики, успехи здесь налицо. Экономисты предлагают пойти дальше – осуществлять ППМИ в рамках М2М, например, совместные спортивные, социальные проекты для нескольких соседних районов. Это могло бы попутно существенно сэкономить и средства бюджета республики в части средств, направляемых на софинансирование ППМИ. Словом, вариантов для актвизицации «ковалентных связей» достаточно.
Согласно закону физики, потенциальная энергия превращается в энергию кинетическую. Если применить его к взаимосвязям по формуле М2М, то напрашивается аллегория о превращении общего ресурса в реальные дела. Однако для этого нужны уже метафизические качества – человеческая воля и целеустремленность.

Инфографика предоставлена ИСИ РБ.

Опубликовано: 17.10.17 (16:02)
Статьи рубрики РЕГИОН
Караидельский район знает вся Россия.   Сегодня Мишкинский район стал одной из первых площадок для реализации проектов на основе государственно- частного партнерства.  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
AHOHC
15.04.16
ТОЛЬКО БИЗНЕС – И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
20.02.17
Игра на опережение
20.02.17
Эффект бабочки
20.10.16
 Бизнесс на гарантии
20.02.17
Камо грядеши
21.02.17
Груз 102
21.02.17
БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН: КРАЙ,НО НЕ ОКРАИНА
22.02.17
Больше чем хоккей
22.02.17
Экологическая вахта
22.02.17
БРАТСТВО, ОПАЛЕННОЕ В БОЯХ
22.02.17
Таинственный портал
10.03.17
БЕЛЕБЕЙ – ДЛЯ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
14.04.16
Нас посчитали
3.11.2017
Мы многонациональный народ
AHOHC
Панорама Башкортостана© 1998-2017. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.