Все новости
НАЦПРОЕКТЫ
12 Августа , 09:45

В России определены контуры новой национальной системы высшего образования

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее пяти лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

В России определены контуры новой национальной системы высшего образования
В России определены контуры новой национальной системы высшего образования

«Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», – сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Комментарии экспертов:

Азат Янгиров, ректор Института развития образования Республики Башкортостан, доктор экономических наук:

– Мне весьма импонирует предложение Президента Российской Федерации по введению системы «2+2+2». Она предполагает, что первые два года поступившие получают общие широкие знания, после чего выбирают профиль. Следующие два года студент получает знания в рамках выбранной специализации. Наконец, заключительные два года, соответствующие магистратуре, должны еще больше углубить знания учащегося, причем предполагается, что магистратура не будет повторять содержание программы, полученной в бакалавриате. На мой взгляд, подобная реформа назрела давно, так как Болонская система доказала свою несостоятельность вследствие своей слабой синхронизации с работодателями и значительными сложностями с трудоустройством бакалавров.

Евгений  Булычёв, правовед, доцент БГПУ им. М.Акмуллы:

– Российскую (в прошлом – советскую) систему образования некие недружественные силы ломали под Болонскую систему долго и усердно, невзирая на мнение профессорско-преподавательского сообщества. Реплики и аргументы всех возмущенных и несогласных повисали в воздухе… Никто не понимал, ради чего мы на одну пятую сокращаем объем знаний человека с высшим образованием, и тем самым девальвируем само понятие высшего образования. Ради признания диплома нашего выпускника за рубежом? Этого так и не произошло! Ради мифической академической мобильности? И это, надо признать, не работает. Зато мы получили насаждение унификации контроля знаний (тестовая система), которое привело к банальной зубрежке студентами материала и выбору одного варианта ответа из четырех предложенных, не побуждая их к критическому мышлению и умению задавать вопросы. А еще эта система создала благоприятные условия для оттока образованных специалистов (математиков, физиков, программистов) в Европу.

Чтобы снять чары с наших чиновников от образования и побудить их перестать раболепствовать перед западным образом жизни и его системой образования, потребовалось вступить с этим самым Западом в открытую конфронтацию.

Сейчас предстоит длительный период восстановления утраченного. Нужны новые учебники, необходимо переделать огромное количество программ дисциплин и учебных планов, найти специалистов по дисциплинам, которые в свое время исключили из программ и т.д. и т.п. Все это, конечно же, ляжет тяжким бременем на вузовского преподавателя. Уверен, они сдюжат: сделают, напишут, освоят, донесут до студента…

При переходе на специалитет не стоит ограничиваться направлениями, относящимися к «точным наукам», вернуть специалитет нужно и юристам, и педагогам, и управленцам, и психологам.

Сергей Семёнов, политолог, кандидат философских наук, ведущий специалист Института этнологических исследований УФИЦ РАН

В целом это давно назревшие шаги в правильном направлении. Страна, желающая быть суверенной, не может довольствоваться сокращённым псевдовысшим образованием своих специалистов. Удивляет лишь мнение, что подобное образование достаточно для гуманитарных наук. Подлинное освоение гуманитарных наук может быть даже сложнее, чем точных наук. Ясно, что техника и технологии очень важны сегодня для России, но в условиях непредсказуемых и глубоких трансформаций всей мировой цивилизации нам нужны свои четкие духовные ориентиры. А если с духовными основами российской цивилизации проблем нет, то их разработка в конкретные идейные системы очень отстаёт. Да и точные науки не будут развиваться без их гуманитарного фона. А что касается  званий бакалавров и магистров (если они кому-то нужны, например, иностранным студентам) – их можно присваивать и в рамках специалитета (после трёх и пяти лет обучения).

Фото bashinform.ru

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Telegram: t.me/bashpanorama

Автор:Галина Салихова
Читайте нас в