О Великой Отечественной войне написаны десятки тысяч книг, снято бесчисленное количество фильмов. Бесценными для историков в этом плане являются газеты, беспристрастно зафиксировавшие события военных лет. В Государственной книжной палате РБ бережно хранятся подшивки республиканских периодических изданий более чем за сто лет. Перед вами дайджест публикаций 1941 года, показывающих, как жила Башкирия в первый год войны.
Слухи о войне – «неуклюже состряпанная пропаганда»
В первой половине 1941 года в народе поползли слухи о возможной войне между СССР и Германией. Официальная советская пресса заявила, что они «являются неуклюже состряпанной пропагандой».
Так в газете «Башкирская вышка» (ныне ишимбайская районно-городская газета «Восход») от 18 июня 1941 года было опубликовано сообщение ТАСС, в котором, в частности, говорилось:
«…Слухи о том, что СССР готовится к войне с Германией, являются лживыми и провокационными; проводимые сейчас летние сборы запасных Красной Армии и предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия Красной Армии как враждебные Германии, по меньшей мере, нелепо».
Через четыре дня, как мы знаем, все уже было иначе.
Между тем, Башкирия жила своей обычной жизнью. Газета «Красная Башкирия (ныне «Республика Башкортостан») в номере от 17 июня 1941 года писала о делах совершенно обыденных – культуре обслуживания в магазине и бане, сводки с полей, спортивные новости, киноафишу.
«– Скажите, сколько стоят эти ботинки?
Молчание. Последовал ответ только после второго вопроса. Нехотя повернувшись и, словно отмахиваясь от назойливой мухи, продавец Султанов буркнул что-то невразумительное и снова принялся лениво дожевывать хлеб…»
В этой статье, вынесенной на первую полосу(!), автор характеризует состояние торговли в республике как «плачевное» и в конце делает вывод:
«Всем работникам торговли надо уяснить себе, что сейчас решает гибкость, поворотливость, умение хорошо отобрать и в то же время показать товар лицом, высокая культура обслуживания. Только при этих условиях торгующие организации Башкирии смогут выполнить план товарооборота 1941 года».
Острым пером прошлась газета и по уфимской бане № 3:
«…Закрытые шкафчики для белья и верхнего платья убираются очень редко. В шкафчиках, от помещаемой туда обуви, накопилась масса грязи, в углах нашли себе уют тараканы…»
В номере от 22 июня, которое выпадало на воскресенье, сообщалось о планах строительства автогужевых дорог, включая Уфа-Бирск, Раевка-Шахты, Стерлитамак-Федоровка, Стерлитамак-Стерлибашево, репортаж из пионерского лагеря, сводки с фронтов Второй Мировой. О том, что в 4 часа утра германские войска вторглись на территорию СССР, пока ни слова. И это не удивительно, ведь номер выпуск готовился накануне.
Скромное место в нижнем правом углу третьей полосы отведено маленькой заметке «Раскопки гробницы Тимура».
«САМАРКАНД (Спецкорр. ТАСС). Уже вскрыты погребения сыновей Тимура – Миран-Шаха и Шахруха, внука знаменитого завоевателя – Улуг-Бека. С величайшей осторожностью археологи, историки, антропологи извлекли останки Улуг-Бека из мраморного саркофага.
Историки тщательно расшифровывают письмена на каменном надгробье Улуг-Бека.
Сегодня начинается вскрытие центральной гробницы склепа Гур-Эмир. Здесь похоронен Тимур.
Тихо поднимается и отводится в сторону массивная каменная надгробная плита.
Под надгробной плитой Тимура ученые обнаруживают толстый слой ганча (разновидность алебастра). Осторожно удалив его, археологи обнажают еще пять уложенных рядом каменных плит. Наконец сняты и плиты. В мраморном саркофаге лежит деревянный гроб, покрытый остатками материи, шитой золотыми и серебряными нитками. На некоторых кусках этой материи ясно видны письмена. Гроб сделан из очень прочного, хорошо сохранившегося дерева. Уцелели доски и колья, укрепляющие гроб.
Когда была поднята крышка гроба, был обнаружен скелет, по которому установлено, что одна нога погребенного короче, нижняя чашечка правой ноги срослась с нижним эпифизом бедра. Череп Тимура сохранился плохо. Причиной этому послужило наличие воды в саркофаге».
Годы спустя любители мистики объясняли, что война якобы началась из-за этих самых раскопок в Самарканде – якобы, мстил дух Тимура (Тамерлана). Разумеется, эта теория не выдерживает никакой критики.
«Уничтожим зарвавшегося врага»
По понедельникам «Красная Башкирия» не выходила. Но для 23 июня было сделано исключение – вышел укороченный номер на две полосы (обычно их было четыре), практически полностью посвященный трагическому событию. Приведем несколько заголовков, говорящих сами за себя: «Уничтожим зарвавшегося врага», «Идем добровольно», «Нанесем сокрушительный удар агрессору».
«В саду им. Якутова состоялся митинг трудящихся Молотовского района (ныне – Советский район Уфы, прим. ред.). На нем присутствовало 1500 человек. С сообщением о нападении на нашу страну германских войск выступил секретарь Башобкома тов. Левковцев… Затем взяла слово проводница второго пассажирского отделения тов. Гущина…
– Если будет нужно, – заявила она, – то мы, женщины, возьмем винтовки в руки и пойдем на фронт, чтобы мужественно защищать рубежи нашей дорогой родины…».
С началом войны распорядок жизни в Башкирии стал напряженным. Жителям республики приходилось идти на трудовые подвиги, чтобы обеспечить и тыл, и фронт. «Красная Башкирия» в номере от 18 сентября 1941 года писала, например, о том что «байгузинские трактористы сберегли для фронта 31 тонну горючего», а «комбайнер Азнабаев убрал 86 гектаров за день».
В Уфе был объявлен сбор теплых вещей для фронта.
«..В Ждановском районе города (позднее, объединенный с Молотовским, был переименован в Советский район, прим. ред.) первым сдал теплые вещи Башкооопромсовет. В их числе 40 комплектов ватных курток и брюк. Первыми откликнулись и артели системы промысловой кооперации – «Труд», им. 1905 года, «Коопремонт», домоуправление горисполкома, коллектив работников райкома партии и другие организации….
Также широко развертывается сдача сдача теплых вещей и в Ленинском районе города. Теплое белье, фуфайки, шапки-ушанки, варежки, валенки, лыжные костюмы и другие вещи сданы в этом районе геологоуправлением, Башнаркомлесом, отдельными работниками управления Рабоче-Крестьянской милиции. Жены работников НКВД и милиции, служащие спецторга шьют и вяжут теплые вещи для сдачи Красной Армии…»
Несмотря на все тяготы и заботы жители республики, впрочем, касалось это преимущественно Уфы, имели возможность культурно проводить досуг. В сентябре, например, у нас гастролировала Любовь Орлова. Причем, согласно афише, концерты были назначены на 13, 14 и 15 сентября. Но 25 сентября было организовано еще одно, заключительное выступление. К сожалению, нет точных данных о том, где находилась артистка с 16 по 24 сентября, хотя с большой долей вероятности можно предположить, что в эти дня Орлова давала концерты на фронте. А в Уфе тем временем работали кинотеатры и даже цирк. Тогда же, в сентябре, в Уфе выступал знаменитый дрессировщик Борис Эдер, учениками которого впоследствии стали Вальтер Запашный и Маргарита Назарова. А в декабре 1941 года в Большом зале Совнаркома (там, где сегодня расположено Министерство сельского хозяйства РБ) выступал легендарный Вадим Козин. Весь сбор от продажи билетов поступил в фонд обороны.
Действуя по принципу кнута и пряника, башкирская пресса писала как об успехах, так и о недостатках. В номере «Красной Башкирии» от 24 декабря 1941 года, помимо ставших уже привычными сводок с фронта, были опубликованы фото передовиков производства: «монтажники А. Сагадеев, А. Батыров, П. Ковтун, В. Мялкин, И. Мишенев, И. Калиновский, Д. Федоров, показывающие высокую производительность труда». Вглядитесь в эти лица – может быть, среди них есть ваш дед или прадед?
И тут же изобличающая заметка про незадачливого шофера, да еще и с карикатурой и сатирическим стишком.
«Шофер т. Шипанов в 7 часов 20 минут утра выехал из гаража в контору «Стальконструкция» для получения груза. Более шести часов понадобилось ему для того, чтобы сделать один рейс на расстояние 5-6 километров. 2 часа шофер ждал распоряжения о том, какой взять груз, и 4 с лишним часа он отыскивал грузополучателя на площадке – в конторе ему не указали точного места доставки груза».
Изрядно в номере досталось Стерлибашевскому району, в котором «хлебопоставки пошли с самого начала плохо».
«…В некоторых колхозах умышленно затягивают хлебосдачу. Артель «?» выполнила план зернопоставок только на 33 процента. Правление ссылается на отсутствие сухого зерна. Между тем, в колхозных амбарах под видом семян лежит 20 центнеров сухой пшеницы, собранной с общего посева, а не с семенных участков. Эти антигосударственные тенденции не встречают должного отпора…»
И всего же положительные, дающие пример остальным, новости преобладали.
Из статьи «В фонд будущего урожая» о тружениках колхоза «Большевик» Ново-Петровского сельсовета Матраевского района (ныне Зилаирского).
«…Радостно встретили колхозники известие о победах Красной Армии. Они работают сейчас с еще большим воодушевлением, энергично готовятся к весеннему севу, чтобы собрать в будущем году высокий урожай….».
Между тем, приближался тяжелый 1942 год. Жители Башкирии готовили бойцам подарки.
«В сборе новогодних подарков бойцам действующей армии активное участие комсомольцы нашей площадки. Комсомолец-стахановец т. Щенцов внес на подарки 40 рублей, комсомолка Репинская – 40 рублей, комсомолка Жолтановская – 30 рублей, молодые рабочие т. т. Дьячков, Калиновский, Щербаков, Ковтун – по 30 рублей. Члены комсомольско-молодежных бригад т. т. Гуслякова и Созина внесли по 20-35 рублей. Комсомольцами и при их участии собрано около 3 тысяч рублей».
12 февраля – сто лет Герою СССР из Караидельского района Петру Корочкину
Сюда ходят люди покрепче...
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan