Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать,
ни обмануть, ни с пути свернуть.
Моя бабушка по материнской линии ждала мужа после Победы несколько лет. Затем пришло известие, что лейтенант Мухаметов Давлет Мухаметович погиб в январе 1945 года при освобождении Польши. Место захоронения неизвестно, поисковые работы ведутся до сих пор. Маме было три года, когда отец ушел на фронт, она его не помнила, как не помнил и ее младший брат Фаиль, мой дядя.
Бабушка, сельская учительница, вышла замуж за фронтовика, также учителя. Он стал отцом для двух маленьких детей, а затем у них родились еще два мальчика и девочка – Светлана, Ревмир и Рауф.
Самигулла Идрисович Турумтаев ушел на фронт в 1942 году, ему было всего 18 лет. До конца войны сражался с фашистскими захватчиками на разных фронтах. Долгожданную победу встретил в Праге.
За 3,5 года боевого пути он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, орденом Славы, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.» и самой почетной солдатской наградой – медалью «За отвагу».
Более 6 тысяч парней из Башкирии сформировали в начале 1943 года знаменитую 15-ю гвардейскую дивизию, прославившуюся боями под Сталинградом, на Курской дуге, освобождением Украины и целого ряда европейских государств. Пожалуй, не было другого воинского соединения (за исключением прославленных кавалерийских дивизий), где было бы собрано такое количество хорошо подготовленных новобранцев из республики. Дед Самигулла был призван именно в эту часть.
Всю войну он прошел с двумя земляками и друзьями – Мамуном Гатиятуллиным из Белебевского района и Тимербулатом Гизатуллиным из Кармаскалинского района.
Мамун Лутфуллинович Гатиятуллин ныне живет и здравствует, он человек известный своей неустанной работой по патриотическому воспитанию молодежи, один из самых активных ветеранов Башкортостана. Я пообщался с Мамуном Лутфуллиновичем, и сложилось впечатление, что ему не 98 лет, а как минимум вдвое меньше. Его энергией, ясностью ума, памятью на мельчайшие детали истории Великой Отечественной войны нельзя не восхищаться.
Узнав, что я внук его фронтового друга Самигуллы, ветеран расцвел и погрузился в воспоминания.
Мамун Лутфуллинович рассказал о деде, что он был всегда неунывающим, подбадривал в трудные минуты однополчан, был крепок духом и телом. Дед служил личным связистом командира полка и носил за спиной катушку с проводами, весившую до 40-50 кг. Эти и другие подробности военной службы мне было важно услышать, поскольку сам дед о войне практически ничего не рассказывал, хотя всегда был словоохотлив.
Одно из самых ярких воспоминаний для деда и его друзей было взятие Харькова, когда благодарные украинские жители плакали и обнимали молодых бойцов из далекой Башкирии. Затем на Украину воины дивизии вернулись еще раз – уже после Победы, ввиду неспокойной обстановки, созданной украинскими националистами. Дед вернулся домой только в начале 1946 года. Его друг Мамун обеспечивал порядок в Западной Украине еще целых два года и вернулся домой лишь в 1948 году.
Несколько однополчан деда, наши земляки, погибли тогда от рук бандеровцев. По окончании войны украинские националисты продолжали борьбу против советской власти на территории УССР до конца 1950-х годов. За это время погибло более 8 тысяч советских солдат, этот факт обнародован совсем недавно. Бандеровцев погибло в разы больше.
В 1983 году на 40-летие освобождения Харькова туда приехали более 300 ветеранов 15-й гвардейской дивизии из Башкортостана. К сожалению, сегодня их осталось единицы.
Самая дорогая реликвия для Мамуна Лутфуллиновича – старая фотография. На ней запечатлены три друга – Мамун Гатиятуллин из Белебевского района, Самигулла Турумтаев из Хайбуллинского и Тимербулат Гизатуллин из Кармаскалинского района. Три неразлучных товарища плечом к плечу прошли всю войну и встретили Победу в освобожденной Чехословакии. После войны они дружили семьями, вместе ездили на юбилеи освобождения.
Мамун Лутфуллинович сегодня возглавляет музей школы № 117 города Уфы, экспозиции которого посвящены боевому пути 15-й гвардейской дивизии. Он принимает самое активное участие во многих военно-патриотических мероприятиях республики. Он бодр и энергичен, полон жизни и планов.
Дед Самигулла не любил говорить о войне. Сам эту тему не поднимал и на вопросы о войне не любил отвечать. Помню из детства, когда по телевизору шел фильм о войне, он замыкался и становился немногословен, хотя по жизни был очень веселым и жизнерадостным человеком.
На рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века, в разгар коренных реформ в СССР, дед тяжело заболел. Перед смертью он сказал, что нужно бы пожить еще немного и посмотреть, чем завершится все это переустройство. Что бы он сказал, если бы, как его друг Мамун, дожил до сегодняшнего дня?
Сегодня на различных ресурсах можно отследить боевой путь различных воинских частей в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что 64-я стрелковая дивизия, в которой воевал мой дед Давлет, и 15-я гвардейская дивизия деда Самигуллы в конце 1944 – начале 1945 года шли примерно по одному пути, может быть, они тогда были рядом. Дед Давлет погиб в Польше в январе 45-го. Дед Самигулла освободил Польшу и дошел затем до Праги. Он женился на вдове с двумя детьми, воспитал пятерых детей и 9 внуков.
На старой выцветшей фотографии, датированной маем 1945 года, запечатлены три парня из Башкирии. Они победители, им по 20 лет, а впереди долгая и счастливая жизнь.