В мае 2018 года, Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Глава государства поставил задачу достижения девяти национальных целей развития страны, в том числе обеспечения устойчивого естественного роста численности населения, снижения в два раза уровня бедности, повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, перехода к темпам экономического роста выше мирового уровня.
Для реализации данной программы правительству этим же Указом было поручено разработать 12 нацпроектов, которые впоследствии были структурированы по трем стратегическим направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Каждый национальный проект состоит из конкретных федеральных проектов – всего их 76. В свою очередь федеральные проекты состоят из региональных проектов. Такая «матрешечная», хорошо структурированная матрица способствует четкой организации работы над национальными проектами и контролю над их исполнением.
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял в своих выступлениях о том, насколько важны для страны и для народа нацпроекты:
«Мы начали очень крупные мероприятия – национальные проекты – по развитию страны по ключевым направлениям жизни России: это стройка, демография, здравоохранение, жилье и так далее. Много раз говорил, еще раз повторю: основные деньги выделяются из федерального бюджета, а основные события должны происходить на местах, поэтому чрезвычайно важно видеть, что там происходит, насколько эффективно эти средства реализуются и осваиваются. Нам нужно не просто освоение денег, нам нужны результаты этих вложений – так, чтобы люди чувствовали эти результаты, чтобы страна развивалась, укреплялась, становилась мощной, удобной для жизни и имела перспективы развития на будущее».
Само слово «проект», как известно, в переводе с латыни означает «продвижение вперед». Стратегия национальных проектов имеет главной целью именно эту задачу – скачка, прорыва, продвижения в качестве жизни россиян.
Значительная часть средств будет выделяться на «социалку», то есть на отрасли, направленные на улучшение качества жизни россиян. Это образование, здравоохранение, культура, экология, демография. Другие нацпроекты связаны с развитием экономики и инфраструктуры, но очевидно при этом, что в конечном счете они также будут направлены на благо людей. В экономический и инфраструктурный блок вошли следующие нацпроекты: «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», «Наука».
Могут возникнуть несколько вопросов. Например, зачем нужны нацпроекты, если бюджет страны и так социально ориентирован, и где найти столь беспрецедентно большие деньги (около 26 трлн рублей) на их реализацию?
Действительно, по Конституции РФ наша страна является социальным государством, и средства федерального, региональных и муниципальных бюджетов направляются прежде всего на социальные цели. Однако существующая система финансирования социальной сферы предполагает выделение средств лишь на базовые потребности. Между тем мир стремительно развивается, и для того, чтобы быть конкурентоспособными с другими странами, необходимо развивать прежде всего человеческий капитал. То есть, говоря проще – чем более здоровыми, умными, целеустремленными, всесторонне развитыми будут россияне, тем более процветающей и богатой будет наша Россия. И наоборот – в стране с продвинутыми технологиями, хорошей транспортной инфраструктурой, передовой системой науки, образования и медицины людям проще достигать желаемого качества жизни. Зависимость здесь обоюдная, а цели едины. Но для достижения этих важных целей нужны стратегический подход и программно-проектный подход, как раз и реализованный в национальных проектах Президента Путина.
С вопросом «Для чего нужны нацпроекты?» как будто все ясно. Теперь возникает еще один неизбежный вопрос – «Где взять деньги?», причем средства немалые – почти 26 триллионов рублей. Это больше годового бюджета страны примерно в полтора раза. Очевидно, что в государственной казне лишних денег нет, и вообще выражение «лишние деньги» – это своего рода оксюморон. Но, как гласит народная мудрость, «на благое дело деньги всегда найдутся». Как известно, нацпроекты рассчитаны на длительный период – до шести лет. За эти годы, по мере реализации этапов нацпроектов, особенно в их социальной части, должен сыграть мультипликативный эффект. То есть вложения первых этапов реализации в человеческий капитал, социальную сферу и инфраструктуру окупятся затем сторицей. Но на эти ранние этапы тоже нужны деньги. Как полагают эксперты, этот «первоначальный капитал» будет проинвестирован из нескольких источников.
Основная часть средств будет поступать из федерального бюджета по мере повышения эффективности экономики, а значит и увеличения налоговых поступлений. Очевидно, что и сами налоги со временем будут перераспределяться в сторону увеличения финансирования нацпроектов. Следующий весомый источник – поступления от бизнеса, который будет заинтересован в инвестициях в нацпроекты в их инфраструктурной части, поскольку государство создаст весьма привлекательные условия для этих инвестиций путем создания льгот и преференций. Весомая доля инвестирования в нацпроекты на условиях софинансирования будет осуществляться из региональных бюджетов. Все эти источники, вместе взятые, и создадут необходимую базу для финансирования национальных и региональных проектов.
В целом по РФ на исполнение нацпроектов планируется потратить 25,7 трлн рублей. Из них 13,2 трлн руб. будут выделены из федерального бюджета, 4,9 трлн руб. – из бюджетов субъектов Федерации, 7,5 трлн – из внебюджетных источников.
В целом по Республике Башкортостан будет реализовано 57 региональных проектов. На реализацию национальных проектов Республике Башкортостан планируется выделить 175 млрд рублей.
74, 1 млрд – из федерального бюджета;
49,7 млрд – из консолидированного бюджета РБ;
44, 9 млрд поступит из внебюджетных источников.
По направлению «Человеческий капитал» (нацпроекты «Демография», «Образование», «Здравоохранение», «Культура») в Башкортостане будет освоено 74,6 млрд рублей.
По направлению «Комфортная среда для жизни» (нацпроекты «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги») – 85 млрд рублей.
По направлению «Экономический рост» (нацпроекты «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», «Наука») – 15,5 млрд рублей.
Региональные проекты в РБ, входящие в национальные проекты РФ:
В национальный проект «Демография» вошли региональные проекты «Спорт – норма жизни», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек в РБ», «Реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Финансовая поддержка семей при рождении детей в РБ». Из 34,5 млрд рублей, выделенных в целом по республике на демографический блок, самая большая сумма – 28 млрд рублей – выделена на региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей в РБ».
Эта сумма в четыре раза превосходит затраты на все другие региональные проекты этого блока, вместе взятые. Впрочем, это и понятно, поскольку именно от материальной мотивации государства во многом зависит и положительный тренд демографии.
В этом стратегически важном региональном проекте предусматривается, в частности, выполнение не менее 2025 циклов экстракорпорального оплодотворения семьям Башкортостана, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования. Предусматривается также предоставление более 3200 семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, ежемесячной денежной выплаты на ребенка, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В этот национальный проект входят следующие региональные проекты: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения РБ квалифицированными кадрами», «Экспорт медицинских услуг в РБ», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».
Из 16,5 млрд рублей, выделенных республике на этот блок, значительные суммы отпущены на борьбу с раковыми заболеваниями и кардиологическими недугами, поскольку именно они стали в последнее время главными причинами смертности.
Целевым показателем здесь ставится снижение статистики смертности от болезней системы кровообращения (до 400 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 170 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,7 случая на 1 тыс. родившихся детей). Другая цель программы – увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом.
По проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено принятие региональной программы борьбы с онкологическими заболеваниями и создание в РБ четырех центров амбулаторной онкологической помощи.
В этот нацпроект вошли региональные проекты: «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Учитель будущего», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей».
Из 17,2 млрд рублей, выделенных республике на этот нацпроект, большая часть (13 млрд) средств будет отпущена на проект «Современная школа».
На нацпроект «Культура» в РБ выделено 6,3 млрд рублей.
Региональные проекты, входящие в национальный проект «Культура»: «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда»), «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура»).
Финансирование по этому нацпроекту составит 6,4 млрд рублей. Он включает в себя следующие региональные проекты: «Жилье Республики Башкортостан на 2019 – 2024 годы», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека Республики Башкортостан», «Формирование комфортной городской среды».
Целевыми показателями для этих проектов являются:
– Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8%.
– Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
– Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%.
– Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Предусматриваются и конкретные меры: строительство социального жилья в объеме не менее 135 тыс. кв. м в рамках реализации проекта и ввод жилья в рамках мероприятий по стимулированию жилищного строительства в объеме 200 тыс. кв. метров.
Финансирование этого нацпроекта по республике превысит 45 млрд рублей. Региональные проекты, входящие в национальный проект «Экология»: «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Экологическое оздоровление водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия путем создания новых особо охраняемых природных территорий в РБ», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Сохранение лесов».
Более 75% (33 млрд рублей) финансирования этого нацпроекта по РБ пойдет на программу «Чистый воздух».
В рамках реализации этого нацпроекта предусмотрена ликвидация 16 свалок, расположенных в черте городов Уфа (11 свалок) и Нефтекамск (5 свалок), а также работа по проектированию ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде (по трем объектам: «Рекультивация свалки промышленных отходов «Михайловская» МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан», «Ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности Семеновской лотоизвлекательной фабрики», «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде, образовавшегося в шламонакопителях в результате деятельности на площадке бывшего ОАО «Уфахимпром»).
и качественные автодороги
Региональным проектом, входящим в национальный проект «Безопасные и качественные автодороги», является: «Программа дорожной деятельности РБ, Уфимской агломерации и Стерлитамакской агломерации». Финансирование здесь составит 33,5 млрд рублей.
– Снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом – снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом.
– Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности).
Региональные проекты, входящие в национальный проект «Цифровая экономика»: «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».
– Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом.
– Создание устойчивой и бе-зопасной информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
– Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Повышение производительности труда и поддержка занятости
Региональные проекты, входящие в национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости»: «Системные меры по повышению производительности труда», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда».
– Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год.
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Цель – увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Региональные проекты, входящие в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство»: «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация предпринимательства в РБ».
Международная кооперация и экспорт
– Достижение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) в размере 230 млн долларов США к концу 2024 года за счет создания новой товарной массы, экспортно ориентированной товаропроизводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК.
– Оказание содействия не менее 255 компаниям РБ в участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях в России и за рубежом, бизнес-миссиях. Внедрение в полном объеме Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (региональный экспортный стандарт 2.0). Проведение конкурса «Лучший экспортер года».
– Проведение в городе Уфе международного экспортного форума «Время экспортировать». Оказание господдержки АНО «Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства РБ» не менее чем 1200 экспортерам и экспортно ориентированным организациям, обеспечение заключения 90 экспортных контрактов на сумму не менее 26 млн долларов США.
Региональные проекты, входящие в национальный проект: «Экспорт продукции АПК в РБ», «Развитие автомобильных и авиационных грузовых перевозок из международного аэропорта «Уфа», «Развитие экспорта услуг в РБ».