В этот долгожданный для любителей классической музыки вечер «браво» разделили не только маэстро Николай Луганский, но и композитор Людвиг ван Бетховен, чье 250-летие отмечается в этом году, и совершенно заслуженно – рояль фирмы «Steinway&Sons». Напомним, инструмент был приобретен благодаря субсидии Министерства культуры Республики Башкортостан в рамках реализации регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура».
Символично, что рояль «въехал» в здание Башгосфилармонии имени Хусаина Ахметова в конце 2019 года, в год 80-летия этой концертной организации. Собрат нового «Steinway&Sons» модели «D» уже много лет успешно звучит на сцене Малого зала, теперь же появилась возможность организовывать концерты с большим привлечением публики и в Большом зале. Так, уже 7 февраля здесь стартует Второй Всероссийский фестиваль камерной музыки «Классика над Белой рекой» с участием известных музыкантов России.
- Покупка инструмента компании такого уровня – значимое событие для нашей республики. Далеко не каждое учреждение культуры может похвастаться наличием рояля «Steinway & Sons». Каждый такой инструмент уникален и состоит из 17 тысяч деталей. Его стоимость очень высока, составляет коммерческую тайну. Но, как гласит народная мудрость, на благое дело деньги всегда найдутся, – прокомментировала главный специалист по развитию академического искусства филармонии Марина Луговая.
Несколько дней потребовалось для «приручения» инструмента, для чего из Москвы пригласили одного из опытнейших настройщиков России Владимира Спесивцева. Специалист он штучный. Выпускник Московской консерватории. Работает без электронных «напарников», исключительно на слух. Для Владимира Ивановича наш «новосел» – в числе второй сотни настроенных им новых роялей. А вообще под его присмотром находятся около тысячи инструментов по всей стране.
Спесивцев нежно «колдовал» над «премьером» практически до самого начала презентации и даже в антракте уделил ему время. Остался доволен. Как и маэстро Луганский, который дает около 100 концертов в год. Не говоря уже о публике.
Кстати, программу вечера высокий гость составил исключительно из произведений Людвига ван Бетховена, что поначалу вызвало некоторое недоумение у любителей музыки. Между тем в кулуарах звучали и аргументы знатоков в пользу такого выбора: с сонатами Бетховена мало какие произведения других авторов могут соперничать в плане передачи глубины и чистоты звука именно этой марки инструмента. Что же, профессионалам виднее.
Однако интрига разрешилась на сцене самым логичным образом. Оказывается, к нашему знаковому мероприятию пришлась еще одна юбилейная и более чем уважаемая в мире музыки дата: ровно 200 лет назад Людвигу ван Бетховену впервые подарили рояль, и все последующие опусы были написаны им для «молоточкового» инструмента.
Что же касается нашего неотразимого виновника торжества (речь пока о рояле), по словам выдающегося пианиста, концертмейстера и композитора, Народного артиста Российской Федерации Давида Ашкенази, «рояль «Steinway & Sons» позволяет воплощать самые смелые фантазии автора и исполнителя».
Некоторые уфимские меломаны помнят выступление маэстро Луганского в Малом зале Башгосфилармонии в 2008 году. Публика с волнением ждала его выхода на сцену и первых аккордов программы. Николай Львович исполнил три сонаты Бетховена под номером 28, 23, 32. Как известно, рояли фирмы «Steinway&Sons» славятся своим колоритным звучанием, а также достаточно большим сопротивлением клавиатуры. На презентации музыкант представил всю красоту «характера», богатую палитру звуковых красок «новосела» филармонической сцены Уфы. Виртуозное владение музыкальным инструментом Николаем Луганским дало каждому зрителю, слушателю во всей полноте прочувствовать мягкость и сочность каждой ноты «Steinway».
Два отделения концерта исполнитель и публика провели на одном дыхании. Очарование живого звука, вдохновенная игра одного из самых ярких пианистов своего поколения, профессионала международного класса, представляющего российское искусство во всем мире, – это ли не подарок для любителей классической музыки!
Бисировали Луганскому долго, одарив возгласами «браво» и букетами цветов. От глаз публики не укрылось, что и сам Николай Львович, элегантный как «Steinway», получил огромное наслаждение от концерта. Мало кто знал, что музыканту через несколько часов предстоял ночной авиарейс, поэтому аплодировали от души в надежде на бонусы к основной программе. Пианист великодушно сыграл еще две изящных пьесы – «Песню без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди и «Прелюдию» Рахманинова.
Потом, как водится, за кулисы потянулись уфимские почитатели его таланта, профессиональные пианисты, знакомые общих знакомых. Амина Шафикова – Министр культуры РБ и по совместительству коллега Луганского (Амина Ивниевна – пианистка, лауреат конкурса имени Сабитова, премии Международного конкурса «Музыкаль де Франс», премии Международного конкурса «Надежды. Таланты. Мастера», дипломант Международного конкурса «Пианелло валь Тидоне», Заслуженная артистка Республики Башкортостан) – поприветствовала его, расспросила о премьерном инструменте.
– Мне не раз приходилось играть на новых роялях «Steinway», но до этого я в основном играл на роялях модели D, перед нами сейчас представлен рояль модели С. Сегодня инструмент очень хорошо звучал. Хочу добавить, что именно данная модель идеально подойдет для камерной обстановки, например, для Малого зала Башкирской филармонии, – отметил гость.
К журналистам маэстро вышел на сцену. Здесь, рядом с «партнером» по успеху Николай Львович сердечно поблагодарил руководство республики за оказанную ему честь первой руки в презентации «Steinway & Sons». Поведал, что испытывает счастье от встреч с публикой и не делит любителей музыки на столичных и провинциальных. Вопросами от «Панорамы Башкортостана» был несколько удивлен, но ответил в стиле быстрой полечки:
– В четыре руки играл всего несколько раз. Не мой почерк. Два рояля? Приходилось. Нечасто. С одаренными детьми? Достаточно редко, но с большим обоюдным наслаждением. Курьезные случаи в концертной судьбе? Такого, чтобы я вышел на сцену, а там нет инструмента, к счастью, не случалось. А вот концерт в Южной Корее, он был сразу после моего участия в конкурсе имени Чайковского, вспоминаю с улыбкой. Работать довелось с любительским оркестром. Помучили мы друг друга... Да и слушать наше совместное выступление, полагаю, было очень смешно. Сейчас в этой стране по сути нет непрофессиональных коллективов. Даже народные оркестры имеют очень высокий уровень. Чего я от всей души желаю всем нашим российским регионам!
Фото автора и Марины ЛУГОВОЙ.
Важно! На нацпроект «Культура» в РБ выделено 6,3 млрд рублей. Региональные проекты, входящие в национальный проект «Культура»: «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда»), «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» («Цифровая культура»).
Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию на 2020 год Президент России Владимир Путин, «в рамках национального проекта «Культура» выделяется более 8 миллиардов рублей на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств. Но проблема гораздо шире. Сейчас более тысячи помещений, где размещены такие учебные заведения, обветшали или просто непригодны для занятий. Прошу Правительство помочь регионам привести их в порядок. И регионы прошу не забывать, что это ваша обязанность».
Справка. Николай Луганский – профессор, солист Московской филармонии, лауреат многих конкурсов, среди которых – конкурс имени Чайковского (1994). Выступал более чем с 240 дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Михаил Плетнев, Владимир Спиваков и другие. Среди партнеров по камерному ансамблю – Анна Нетребко, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Готье Капюсон, Миша Майский, Вадим Репин и др. На его гастрольной карте – Бельгия, Великобритания, Ирландия, Венгрия, Румыния, Испания, Италия, Германия, Франция, Япония, США, Сингапур, Южная Корея. В репертуаре пианиста – более 50 фортепианных концертов, сочинения разных стилей и эпох. Записи музыканта, вышедшие в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокие оценки в прессе и множество призов. Среди них Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года» (трижды), ECHO Klassik (трижды), Choc du Monde de la Music, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award (за запись сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека с Вадимом Репиным).