Все новости
НАЦПРОЕКТЫ
4 Июля 2019, 13:35

ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН – КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад бесспорность этой истины не была столь очевидной

Когда в конце 2018 года Россия заговорила о грядущих кардинальных переменах в связи с внедрением национальных проектов, возник резонный вопрос: «Что это такое?». Очередной долгосрочный проект или рядовая социально-экономическая компания?


К новшествам россиянам не привыкать. Люди старшего поколения еще помнят масштабные установки в виде социндустриализации, освоения целины, ударных строек, пятилеток. Плановая экономика СССР казалась незыблемой формой управления страной. Задача повышения благосостояния советских граждан регулярно ставилась с трибун партсъездов, а ее решение отодвигалось на неопределенное время.


Грянули лихие 90-е. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Пытались как-то выживать, удержаться на плаву и на государство все меньше надеялись. Не верили уже и в то, что оно сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. О качестве жизни жителей России во властных структурах даже и не вспоминалось.


С этими проблемами столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции развития.

Путь, пройденный страной за пять последних лет, наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. На начальных этапах ставилась задача наведения порядка в органах власти и соединении ресурсов федеральной, региональных и местных властей. Эти проблемы были частично решены в течение 2000-2002 гг.


Далее были разработаны приоритеты развития, в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и сформированы национальные проекты.


При Президенте Российской Федерации создан совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Он выполняет следующие функции:


–готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики;

–рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации;

–проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.


По мнению исполняющего обязанности заместителя премьер-министра правительства Республики Башкортостан – руководителя аппарата правительства Республики Башкортостан Илшата Тажитдинова, «для прорывных направлений понадобился особый механизм управления, контроля и мониторинга в виде национальных проектов. Они не отменяют другие государственные программы, а дополняют их и нацелены на необходимые результаты. По сути, на наших глазах сегодня формируется новая культура государственного управления – управление по результатам».


Сегодняшние национальные проекты можно назвать попыткой впервые применить фронтальный инструмент решения основных проблем. Они практически перекрывают 90% областей нашей жизни.


Не отголосок ли это советской плановой системы, известной своими далеко не блестящими результатами? По утверждению экспертов, управление государством невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра.


Планирование предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Не вызывает сомнений, что и в переходных к современному рынку условиях у государства не может быть цели важнее, чем неуклонный рост уровня благосостояния населения. А достичь этого может только государство с высоким уровнем человеческого капитала. И здоровье граждан – один из его основополагающих факторов.


В прошлом году дан старт национальным проектам. Они должны кардинально изменить жизнь людей. Приоритетный национальный проект «Здравоохранение»» – самый важный, требующий наибольшего внимания и участия ввиду неблагополучного состояния здоровья населения России. Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.


Основные цели национального проекта в здравоохранении:


– укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

– повышение доступности и качества медицинской помощи;

– укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

– развитие профилактической направленности здравоохранения;

– удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.


К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:


– развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

– обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.


Общий объем финансирования региональных проектов на предстоящие шесть лет составляет более 175 млрд рублей. Из них порядка 80 миллиардов рублей – это федеральные средства, почти 50 миллиардов будут выделены из республиканского бюджета. Из этих денег около половины будет направлено на создание комфортной среды для жизни, порядка 43 процентов – на развитие человеческого капитала, а оставшаяся часть – на экономические проекты.

Расходы на социальные проекты ограничиваются 75-ю миллиардами рублей на шестилетку. Это в среднем лишь 12,5 млрд рублей ежегодно. В то время как социальные расходы консолидированного бюджета республики превышают 70 процентов, то есть около 180 миллиардов в 2019 году. Эти средства, безусловно, тоже работают на достижение национальных целей. Принципы и цель у проектов едины, независимо от регионов. В качестве точки отсчета взяты показатели 2017 года.


К 2024 году в результате реализации нацпроекта «Здравоохранение» должны быть достигнуты следующие результаты:


• снижение смертности населения трудоспособного возраста с 473,4 до 350 случаев на 100 тыс. (на 26%);

• снижение смертности от болезней системы кровообращения с 587,6 до 450 случаев на 100 тыс. в (на 23,4%);

• снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, с 200,6 случаев до 185 случаев на 100 тыс. населения (на 7,8%);

• снижение младенческой смертности с 5,6 до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей (на 19,6%).


В рамках национального проекта «Здравоохранение» Башкортостан до 2024 года получит около 16 миллиардов рублей. Большая часть, а это 10,5 миллиардов рублей, поступит из федерального бюджета. В национальный проект Здравоохранение» входят следующие региональные проекты:


«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»,

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения РБ квалифицированными кадрами»,

«Экспорт медицинских услуг в РБ»,

«Борьба с онкологическими заболеваниями»,

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»,

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».


Из 16,5 млрд рублей, выделенных республике на этот блок, значительные суммы отпущены на борьбу с раковыми заболеваниями и кардиологическими недугами, поскольку именно они стали в последнее время главными причинами смертности.


Целевым показателем здесь ставится снижение статистики смертности от болезней системы кровообращения (до 400 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 170 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,7 случая на 1 тыс. родившихся детей). Другая цель программы – увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом.


По проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено принятие региональной программы борьбы с онкологическими заболеваниями и создание в РБ четырех центров амбулаторной онкологической помощи.

Как отметил и. о. министра здравоохранения РБ Максим Забелин, «основная цель национального проекта «Здравоохранение» амбициозна – увеличить продолжительность жизни до 78 лет».


В Башкортостане уже в этом году планируется ввести 3 стационарных и 19 модульных ФАПов, 2 детские поликлиники. По словам врио Главы РБ Радия Хабирова, «сделаны первые и очень существенные шаги в обеспечении участковых больниц квалифицированными кадрами»: решен кадровый вопрос 270 сельских врачей.


И еще одно долгожданное событие: в республике создается единая сеть молочных кухонь. С 1 июля заработала молочная фабрика-кухня в Стерлитамаке. Теперь молоко, творог и кефир получают дети из Стерлитамакского, Мелеузовского, Ишимбайского районов, а также Стерлитамака и Салавата. Для этого в районах открыли семь точек выдачи продукции. Планируется, что «молочку» будут поставлять также в Кумертау и Аургазинский район. До конца года аналогичные производства планируется открыть в Октябрьском, Сибае, Нефтекамске и Белорецке. С их вводом натуральной молочной продукцией будут обеспечены более 15,5 тысячи детей. Это 69,2 процента от общего количества детей в возрасте от шести месяцев до трёх лет, имеющих право на бесплатное получение таких продуктов. В ближайшее время планируется поставка продукции в крупные торговые сети.


«По сути, мы возвращаем те старые добрые молочные кухни, которые были в Советском Союзе. Это очень серьёзное, большое дело. То есть мы работаем над укреплением здоровья наших совсем маленьких детей», – подчеркнул Радий Хабиров.


Важным элементом проекта «Здравоохранение» стало то, что теперь фактически закрепляется ответственность пациентов за свое здоровье. Следует иметь в виду: геном формирует потенциал здоровья только на 15%, на остальные 85% приходятся средовые факторы: 15-25% – макро- и микроэкология, более 60% – условия и образ жизни.


«Поскольку человек сам максимально влияет на своё здоровье, задача современного здравоохранения и медицины достроить систему информирования населения, формирования эмоционально-волевой установки, мотивации на следование здоровому образу жизни и неприятия деструктивного поведения», – подчеркивает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.


Особенность нового проекта в том, что перед регионами теперь не стоит задача просто освоить деньги и обновить оборудование, хотя это и является условием, требующим финансирования. Необходимо сформировать региональные комплексные программы с чёткими компонентами, логистикой и «дорожной картой» реализации. Причем сделать это в кратчайшие сроки, ведь как подчеркнул в своем Послании глава страны Владимир Путин, «времени на раскачку нет».