Расхожую фразу «лес – наше богатство» в зависимости от контекста можно понимать по-разному. Это и незаменимая экологическая система, и разнообразный животный мир, и уникальный биоценоз. Однако в эпоху рыночной экономики данное выражение нужно понимать в прямом смысле. Лесные ресурсы при правильных природосберегающих технологиях действительно могут приносить большую прибыль. К сожалению, в этом отношении в Республике Башкортостан есть ряд нерешенных, застарелых проблем.
Леса занимают более 40% территории республики, однако доля лесопромышленного комплекса (ЛПК) в структуре промышленного производства занимает пока всего полтора процента, а в общем объеме отгруженной продукции по «обрабатывающим производствам» – и того меньше. Очевидно, что потенциал лесопереработки в республике используется пока неэффективно. С целью исправления этой ситуации сегодня в республике разрабатывается и обсуждается Стратегия развития лесопромышленного комплекса до 2030 года. Это первый в Башкортостане отраслевой стратегический документ, и он призван, перефразируя известное выражение, сделать так, чтобы за «деревьями увидеть лес».
Разработкой и научным сопровождением Стратегии развития лесопромышленного комплекса РБ до 2030 года (Стратегия ЛПК РБ-2030) занимались сотрудники Института стратегических исследований РБ (ИСИ РБ). По словам руководителя экономического блока ИСИ Диляры Гамиловой, лесопромышленный блок не был включен в общую Стратегию развития республики до 2030 года, и поэтому возникала необходимость разработать ее отдельно. Стратегия ныне доступна на веб-ресурсах Минпрома РБ и Минлесхоза РБ, она сегодня активно обсуждается, предложения по ней может внести любой желающий.
В обыденном понимании на протяжении предыдущей истории лесные богатства казались неистощимыми и безжалостно истреблялись человеком. Главным ресурсом для жизни была степь, и для расширения пашни лес, по определению, приносился в жертву. Рекреационные работы в лесоводстве начались лишь во второй половине двадцатого века. Очевидно, в Стратегии нужно было учитывать эти два противостоящих друг другу тренда – с одной стороны, нужно вести политику сбережения и приумножения лесов, с другой – использовать лес в производственных целях.
В своем выступлении на недавнем Уфимском промышленном форуме министр промышленности и инновационной политики РБ Алексей Карпухин выразил свою «абсолютную уверенность» в успехе Стратегии ЛПК-2030, даже с учетом довольно высоко поставленных здесь планок.
Так, к 2030 году ставится задача поднять объемы отгруженной предприятиями лесопромышленного комплекса продукции в 2,4 раза, увеличить среднесписочную численность работников в ЛПК в 1,4 раза, а налогооблагаемую базу – в 3 раза. Планируется также привлечь в лесопромышленный комплекс РБ инвестиции в объеме 50 млрд руб., довести экспорт лесопромышленной продукции до 80% от общего объема выпускаемой продукции, добиться освоения расчетной лесосеки до 62%.
Более того, по словам Карпухина, эти цели «недостаточно амбициозны», и, как считает министр, здесь есть «где прибавить». Например, у него вызывает сомнения контрольная цифра по расчетной лесосеке – почему она должна быть именно 62%, а не 90 или 100?
Термин «расчетная лесосека» подразумевает под собой участок леса, предназначенный под вырубку лесозаготовительными организациями на определенный период времени. Пока освоение расчетной лесосеки в РБ едва превышает 30%. То есть две трети площадей, планируемых для хозяйственных нужд, остается на корню, а значит, КПД в ЛП составляет около 30%. Такой низкой эффективности нет, пожалуй, ни в какой другой отрасли.
Однако дело не только в коэффициенте полезной отдачи. Перестойный лес стареет, начинает гнить, впоследствии использовать его для строительства и промышленных нужд уже невозможно, такой лес становится источником возможных пожаров. Поэтому нужно грамотно и разумно вырубать в гуще леса своеобразные островки, создавая «залысины», которые бы естественным образом препятствовали глобальным лесным пожарам. Поэтому в лесном деле в этих целях иногда производятся так называемые «управляемые пожары».
Так почему же сохраняется столь критически низкий процент освоения расчетной лесосеки? Одна из главных причин – недоинвестированность отрасли, лесопромышленникам попросту не хватает современной техники. Другая, не менее важная причина – отсутствие дорог для вывоза спиленного леса. Дорога по определению – вещь весьма затратная, а для того, чтобы ее проложить в гуще леса, нужны и время, и деньги. Поэтому в Стратегии ЛПК уделяется особенное внимание логистическим схемам, они упоминаются сразу в нескольких проектах и подпроектах Стратегии.
По словам генерального директора ООО «Селена» Владимира Канибера, в его предприятии в болотах утоплено уже несколько машин, и поэтому лесные дороги – это не только производственная проблема, но и вопрос безопасности для работников.
Дмитрий Котов, являющийся одним из разработчиков Стратегии ЛПК, считает, что в обсуждении этого документа должны быть задействованы абсолютно все интересанты – и государство, и бизнес, и муниципальные образования, и население лесных районов, и научное сообщество, и многие другие стороны, имеющие отношение к лесной теме. Только в таком случае это будет не кулуарный, а живой документ. Здесь как нельзя более кстати знаменитая формула Гете – «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!».
Именно в части «приземленности» Стратегии к жизни муниципалитетов, на территориях которых произрастает лес, высказывают свои предложения их руководители. Выступая на обсуждении Стратегии, глава Бурзянского района заявил, что бюджет района практически ничего не имеет от лесопромышленников, включая арендаторов и переработчиков леса. Более того, на протяжении многих поколений жители района возводили жилье из окружающего леса, теперь с усложнением лесного законодательства даже с традиционным стройматериалом возникают вопросы.
По мнению научного сотрудника Алексея Кулагина, в Стратегии нужно учитывать такие нюансы, как разные природные зоны республики. К примеру, в Зауралье не нужно сажать ели, которые там с трудом приживаются, а в Белорецком районе – напротив, и т. д.
По мнению председателя Ассоциации лесопромышленников РБ Владимира Канибера, процесс заготовки леса нужно полностью отдать государственным структурам, которые бы затем продавали деловую древесину переработчикам.
Один из ключевых вопросов в Стратегии ЛПК – это вопрос безопасного лесопользования, здесь прежде всего подразумевается профилактика лесных пожаров. В начале марта в Уфе состоялось совещание представителей регионов Приволжского федерального округа по вопросам повышения эффективности лесопользования, предотвращению и ликвидации лесных пожаров. Республика неслучайно была выбрана местом проведения этого совещания. Сегодня в РБ состояние лесов отслеживается через специальную дистанционную информационную систему, видеонаблюдением охвачена почти половина территории лесного фонда. К мониторингу подключена корпорация «Российские космические системы», вскоре начнут работать дроны и беспилотники.
В Уфимском государственном авиационном техническом университете действует Центр приема космической информации, обрабатывающий ее через суперкомпьютер. Глава РБ Р. З. Хамитов предложил руководству ПФО развернуть на данной площадке Центр мониторинга пожарной ситуации в регионах Приволжского федерального округа, для чего потребуется небольшая модернизация. Этой системой информации смогут безвозмездно воспользоваться все регионы ПФО.
– «Расчетка» у нас неплохая, более 9 млн «кубов» на год по всей древесине (по хвое – 0,8 млн), а вот осваиваем мы ее недостаточно, на 30–33 %. Связано это, как и по всей России, прежде всего с отсутствием лесных дорог. И при разработке Стратегии мы единодушны в том, что все начинается с инфраструктуры: будут дороги, будет и освоение лесов, – считает министр лесного хозяйства РБ Марат Шарафутдинов. – Понимаем, что полноценные дороги круглогодичного использования нужны не только лесорубам, но и всем остальным. Решить эту проблему возможно в рамках государственно-частного партнерства, потому что без господдержки с дорожным строительством не справятся даже самые мощные арендаторы.
Еще одно направление, которое обсуждается авторами Стратегии, – реализация программы «Домокомплект», обеспечивающей работников бюджетной сферы жильем (будущие новоселы получают готовый домокомплект). Под эту программу деревянного домостроения в РБ резервируется ежегодно до 70 тыс. «кубов» хвойного леса.
В Стратегии должны учитываться интересы всех смежных с лесоводством сторон – бортевого пчеловодства, туристической отрасли и т. д. Если учитывать, что каждый пчеловод работает на площади до 1 га, то в целом сейчас по лесному фонду всем пчеловодам нужно выделять до 1700 га.
По мнению министра промышленности и инновационной политики РБ Алексея Карпухина, в рамках реализации Стратегии ЛПК особое внимание нужно обратить на создание в республике лесопромышленного кластера. С этой целью предлагается кооперация субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках районных отраслевых союзов. Сегодня в Башкортостане действует 7 лесопромышленных союзов (Караидельский, Аскинский, Дуванский, Абзелиловский, Бурзянский, Баймакский и Зилаирский районы). В рамках создаваемого кластера ставится цель развить и укрепить вертикальные и горизонтальные связи.
В ближайшем будущем Минпром РБ планирует реализацию инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 50 млрд рублей. Это такие проекты, как строительство в ООО «Кроношпан Башкортостан» второй очереди завода по производству плит ОСП мощностью 500 тыс. кубометров готовой продукции в год, создание в ОАО «Амзинский лесокомбинат» деревообрабатывающего комплекса на базе плитного и лесохимического производства, строительство завода ОСП по производству плит мощностью 573 тыс. кубометров в год в ООО «СибайПлитПром» и другие проекты.
По мнению Премьер-министра Правительства РБ Рустэма Марданова, в ЛПК нужно особое внимание уделить поддержке малого бизнеса.
– Более 80% лесопользователей – это субъекты малого предпринимательства, и это неплохо в принципе. Но их значительная часть не имеет ни финансовых, ни материальных ресурсов для эффективной лесозаготовки, не говоря про переработку – у многих низкое техническое оснащение, – считает Рустэм Марданов. – Для их поддержки в Башкортостане учреждено АО «Региональная лизинговая компания», которое оказывает помощь в приобретении высокотехнологичного оборудования по льготным процентным ставкам.
Структурно Стратегия ЛПК РБ-2030 состоит из четырех проектов:
1. Эффективное лесопользование.
2. Развитие лесных территорий.
3. Развитие транспортно-логи-стической системы лесопромышленного комплекса.
4. Развитие человеческого потенциала.
Каждый из проектов по «матрешечной» схеме состоит из подпроектов. В Проекте «Эффективное лесопользование» первый подпроект «Лесозаготовительные центры» предполагает создание четырех лесозаготовительных центров с государственной формой собственности, которые будут организованы на базе трех десятков действующих лесхозов. Зоны локализации этих центров – северо-восток, центральная и западная часть республики, юго-восток, Зауралье.
Подпроект «Производства высоких переделов и полного цикла» является доходогенерирующим, здесь включены инвестиционные проекты – как действующие, так и перспективные. В идеале планируется создание и развитие конкурентоспособных производств высоких переделов полного цикла.
Подпроект «Союз малых лесопереработчиков» является организационным. Он предполагает взаимодействие между небольшими арендаторами с тем, чтобы такие альянсы могли позволить получить в аренду лесные угодья. Только такие союзы дадут им возможность конкурировать с крупными игроками.
Проект «Продукция конечного потребления» нацелен на создание и развитие предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это деревянное домостроение, мебель, упаковка, биотопливо.
Еще один проект «Недревесные ресурсы леса, туризм и рекреация» призван «увязать» интересы различных игроков рынка на лесных территориях. Это своего рода междисциплинарный проект. Здесь важно, чтобы не пострадало бортевое пчеловодство, не была обижена туристическая отрасль и так далее. Важно также учитывать образ жизни и традиции коренного населения, связанные с вековыми устоями взаимоотношений с лесом (сбор ягод, грибов, шишек и т. д.).
Проект «Мониторинг лесных территорий» направлен на оперативное и достоверное получение данных о состоянии лесного фонда. Это модернизация и автоматизация системы мониторинга за лесной территорией для оперативного проведения лесоустройства, отслеживания несанкционированных рубок, пожаров, оценки качества древесного массива.
Проект «Создание и модернизация транспортной инфраструктуры: дорог лесохозяйственного назначения» по своей сути является инфраструктурным. Он предполагает создание лесозаготовительных центров и отдельной транспортной сети для ЛПК.
С начала 90-х годов многие пашни остались бесхозными и стали зарастать молодым лесом. Теперь, спустя уже почти три десятка лет, они представляют собой многие гектары вновь выросших лесов. Проблема здесь в том, что это «ничей» лес. Он еще не относится к федеральной собственности, но уже объективно перестал быть землей сельхозназначения. Проект «Освоение бесхозных лесов» предполагает инвентаризацию около 140 тыс. га бесхозных лесов РБ с целью вовлечения их в хозяйственный оборот. В рамках проекта возможно применение механизмов инициативного бюджетирования и ППМИ через вовлечение средств граждан и муниципалитетов с дальнейшей постановкой на учет в МО.
Следующий проект «Развитие и реконструкция защитных лесных насаждений на территории Республики Башкортостан» представляет выгоду для малого бизнеса, который может заняться реконструкцией защитных полос.
Проект «Транспортные логистические центры», по мнению экспертов ИСИ РБ, предполагает создание двух логистических центров, способных концентрировать высокие объемы заготовленного леса, обеспечивая тем самым экономически привлекательное плечо доставки.
Эту же цель преследует проект «Развитие транспортных систем». Здесь речь идет о включении в федеральный проект по возобновлению баржевых перевозок леса. Кроме этого, проект предполагает субсидирование железнодорожных тарифов при перевозке продукции лесопромышленного комплекса республики.
И наконец, четвертый блок проектов, последний по числу, но не по значению. Здесь речь идет о кадрах, которые, как известно, «решают все». Проект «Человеческий потенциал» подразумевает грантовую поддержку инновационных проектов молодых ученых по приоритетным направлениям науки в лесном хозяйстве и лесопереработке: глубокая переработка, безотходная переработка, охрана и защита лесов, лесовосстановление и др.
Подпроект «Социальный лифт», направленный на повышение статуса профессий в области лесного сектора экономики, предполагает поддержку молодых специалистов по двум приоритетным направлениям: материальная помощь и выделение земель под строительство и профессиональное развитие.
Как подчеркивает руководитель экономического блока ИСИ РБ Диляра Гамилова, любая Стратегия – это всегда вопрос выбора и взаимопонимания. В Стратегии ЛПК очень много интересантов, и государство вместе с муниципалитетами здесь такой же игрок, как и все остальные. Если, к примеру, государство начнет «тянуть одеяло на себя» в ущерб бизнесу, то потенциальные инвесторы просто уйдут в другой регион, где более простые и понятные для них правила игры. Поэтому вопрос баланса интересов в Стратегии – это всегда компромисс, впрочем, как и в отношениях в нашей повседневной жизни.
«За деревьями не видят леса» – так обычно образно говорят о людях, не умеющих мыслить дальновидно и стратегически. Остается пожелать, чтобы в контексте Стратегии ЛПК-2030 нам не пришлось употреблять это выражение ни в переносном, ни в прямом смысле.