На днях стало известно: уфимец, командир взвода ВДВ, старший лейтенант Павел Самойлин указом Президента России награждён орденом Мужества.
В российских СМИ широко освещалась драматическая история выживания Павла, получившего в апреле 2024 года тяжелое ранение, и пролежавшего пять суток под обстрелами врага. Он не пал духом, проявил мужество и дождался товарищей, вынесших его с поля боя.
Недавно Павел вернулся в Уфу после лечения в военном госпитале в Москве.
Как известно, журналистика – это «посредничество» между событиями и народом, обществом. Рассказывая о событии или человеке, журналист пропускает через себя судьбу героя публикации, чаще всего доселе ему не знакомого. Если же речь идет о хорошо знакомом человеке, эмоциональная составляющая такого очерка возрастает в разы, поскольку автору публикации хорошо известно прошлое героя, его характер, подробности биографии.
С Павлом Самойлиным мы долгое время были коллегами, не один десяток лет вместе работали на телевидении ведущими аналитических программ.
Знаю его как хорошего товарища, его отличает ответственность в выполнении поставленных задач, но в то же время креативность и добрый юмор, умение общаться и привлекать к себе самых разных людей.
Знаю Павла как истинного патриота, и поэтому весть о том, что год назад он пошел добровольцем на СВО в качестве командира взвода, воспринял как должное.
Еще раз напомним историю ранения Павла. В апреле 2024 года его подразделение атаковали беспилотники. Он был контужен и тяжело ранен. Укол обезболивающим препаратом боец смог сам себе сделать только спустя несколько часов после атаки, когда улетели «птички». До этого ему пришлось притворяться погибшим и не двигаться, чтобы не заметили операторы дронов.
Павла искали несколько дней и уже считали погибшим. Четыре дня он провел без еды и воды. На пятый день его извлекли из-под завалов два бойца, одним из спасителей оказался воин из Бижбулякского района Башкирии.
Вместе с еще одним нашим коллегой Рустамом Сиразетдиновым мы встретились с Павлом в уфимском отделении РГО.
Павел пока еще передвигается на костылях, но полон оптимизма, стремится к полному выздоровлению и возвращению в строй, если одобрит врачебная комиссия.
В жанре очерка журналист как посредник между событиями и народом всегда стремится дать максимально объективную и достоверную информацию. Однако нередко собеседники бывают зажаты, неразговорчивы и не могут ответить на все интересующие вопросы. В этом контексте, когда журналист интервьюирует журналиста – это особый жанр.
Павел сразу после возвращения в Уфу был атакован нашими коллегами из многих СМИ. Тем не менее, он обстоятельно и подробно в очередной раз ответил на наши вопросы и сообщил эксклюзивные факты.
Мы попросили рассказать, как Павел принял решение заключить контракт. Он ответил, что решение пойти добровольцем было принято не сразу, вынашивалось долго. На это решение повлияло несколько обстоятельств.
– В марте 2014 года, во время референдума о вхождении Крыма и Севастополя в состав России, мы с ребятами поехали с гуманитарной миссией на полуостров. Сначала побывали в Симферополе, затем в Севастополе. На набережной встретились с молодыми людьми – военнослужащим украинской армии и преподавателем истории Львовского университета. Они приехали забирать с Крыма украинских морских пехотинцев. Наши оппоненты яростно спорили, что Крым должен быть украинским, несмотря на итоги референдума. Тогда я понял, как этим молодым людям, что называется, «запудрили мозги». Тогда же в 2014 году начались боевые действия на Донбассе. Спустя годы я пришел к выводу, что убеждать таких зомбированных людей бесполезно, нужно отстаивать свои позиции с оружием в руках, – рассказал Павел.
По словам бойца, на решение пойти добровольцем на СВО и заключить контракт повлияла и частичная мобилизация. Его зять Илья был мобилизован осенью 2022 года.
– В феврале 2023 года он вернулся в первый отпуск, много рассказывал об СВО. Пришло понимание, что этот конфликт быстро не закончится. Оставлять нашим детям эти проблемы было бы не по-мужски. Нельзя сидеть и просто провозглашать лозунги, быть «диванным экспертом, нужно действовать. Поэтому и подписал контракт, – сказал офицер.
Тогда, полгода назад, мы, коллеги и друзья Павла, узнав, что его не могут найти уже пятые сутки, не верили в его гибель. Ведь в 1941-45 годах было много случаев, когда воины возвращались домой, даже когда на них приходили «похоронки». К счастью, так случилось и с Павлом. Он выбрал себе в качестве позывного слово «Кайтыр», что в переводе с башкирского означает – «Он вернется». Как теперь, после этого удивительного случая не верить в магию слов-талисманов?!
Павел рассказал нам ранее неизвестные подробности своего спасения.
– Я лежал в нейтральной полосе на «открытке» (открытой местности – А.Н.), которая просматривалась дронами противника, и понимал, что на меня как на «живца» могут приманивать наших бойцов, чтобы уничтожить их. Дроны жужжали над головой как рой пчел, беспрестанно. Поэтому знал, что спасение может быть небыстрым. Пока работала рация, сообщил ребятам свои координаты, затем закончился заряд аккумулятора рации, остался без связи. Если бы подошли враги, у меня на этот случай была с собой граната. Сдаваться в плен не был намерен, – вспоминает «Кайтыр».
Он также рассказал, что во время боя заметил, что рядом с ним были серьезно ранены еще несколько наших бойцов. Он стал называть их по позывным. Один из них, боец из Сибири откликнулся. Они перекликались еще сутки, затем голоса воина из села Шушенское Красноярского края уже не было слышно…
На пятые сутки пришло спасение. Земляк из Бижбуляка с позывным «Колос» стал окликать Павла по позывному «Кайтыр». Его нашли и несли восемь километров по лесной местности, чтобы не заметили беспилотники.
Говоря о дронах, наш коллега рассказал, что «птички» врага не только сбрасывают бомбы, но и попутно выполняют пропагандистские функции.
Так, бойцы не раз слышали, как с беспилотников, оснащенных динамиками, раздавалось «Рус, сдавайся». Очевидно, такие тексты в стиле постмодерна сочинялись с отсылкой ко второй мировой войне.
– Такие фашистские послания у нас ничего кроме смеха не вызывали. Наоборот, они приводят к обратному эффекту – желанию еще сильнее бить врага, – вспоминает Павел.
Несколько месяцев старший лейтенант Самойлин лечился в московском военном госпитале. В начале октября вернулся в Уфу в отпуск и на восстановление.
– Было очень волнительно подъезжать к Уфе и вновь видеть на крутом берегу Белой памятник Салавату Юлаеву. На вокзале встречали много друзей и коллег. Было очень и очень приятно, – отметил Павел.
8 сентября 2024 года в России прошел единый день голосования. В Уфимском районе избирали депутатов районного Совета. В Заречном округе избиратели сделали свой выбор и избрали депутатом Павла Самойлина.
– У бойцов СВО повышенный запрос на справедливость, поэтому в своей депутатской работе буду отстаивать интересы народа, – отметил Павел.
Во взводе старшего лейтенанта Самойлина были представители из разных регионов России. В подразделении сложилось настоящее мужское боевое братство. Павел рассказал, как перед выполнением одного из боевых заданий у них не осталось воды, и бойцы разделили одну кружку кофе на пятерых. Такого вкусного кофе он не пил никогда, вспоминает офицер.
– Никогда не задумываешься о том, что можешь оказаться в такой ситуации, когда в течение нескольких суток придется ждать помощи. Страх на войне – это нормально. Ненормально, когда страх вас побеждает и вы боитесь идти в бой, боитесь прикрыть своих друзей. Вот это – самое страшное, – отметил «Кайтыр».
Всем, кто ждет своих мужей, сыновей, братьев, друзей и от кого давно не было вестей с СВО, Павел пожелал терпения и мужества. Часто в ходе боев наступает так называемый «туман войны», когда невозможно передать весточку, нет связи, и такое положение может длиться очень долго.
– Перечитайте еще раз бессмертные строки Симонова «Жди меня» и верьте, ваше ожидание спасет их, – заключил командир взвода ВДВ Павел Самойлин.
Когда верстался номер: 21 октября Глава Башкортостана Радий Хабиров вручил Павлу Самойлину орден генерала Шаймуратова.
Подробную информацию о службе по контракту от Республики Башкортостан можно получить по телефонам 122, 8 800 550 5525, а также на сайте Башбат.рф.
Фото автора и из архива П. Самойлина.