Одна из важных мер поддержки, которая реализуется в республике в отношении участников спецоперации и членов их семей, – это психологическая реабилитация. Вернувшимся к мирной жизни бойцам часто требуется помощь профессионалов такого рода. О том, как поставлена эта работа в Башкирии, в интервью нашему изданию рассказала директор Республиканского молодежного социально-психологического и информационно-методического центра Галина АНУФРИЕВА.
– Галина Александровна, как давно ваш центр работает с военнослужащими?
– В 1999 году на центр была возложена задача по психологической реабилитации военных, побывавших в горячих точках Кавказского региона, и работе с членами их семей. Сам же центр существует с 1995 года. Была разработана хорошая методическая база, которая стало успешно применяться. Все, кто возвращался с мест боевых конфликтов, проходил через наших специалистов. А с началом специальной военной операции эту практику решено было возобновить. Хотя, по сути, она и не прекращалась – ветераны боевых действий по старой памяти приходили к нам, собирались, к примеру, в День памяти воинов-интернационалистов. В первую очередь, им необходимо внимание. Любому военнослужащему, прошедшему через горячие точки, важно знать, что о нём помнят, что страна благодарна ему за его боевые заслуги.
– Хватило наработанной практики?
– Штат специалистов тех лет по данному профилю не сохранился полностью, поэтому мы провели обучение сотрудников по специальному курсу военного психолога Виктории Голобородовой (г. Москва) «Психологическая реабилитация военнослужащих и членов их семей». Также обучение прошли психологи молодежных социальных учреждений.В обучающей программе мы рассматривали реальные кейсы и принципы работы с ними, отрабатывали методы помощи при кризисных состояниях и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Эта сфера очень тонкая, требует в том числе знания кризисной психологии. Важно также помнить, что здесь не все психологические методики работают, а некоторые даже могут нанести вред.
Подчеркну, сейчас помощь психолога – это не просто «поговорить». Мы запускаем пилотный реабилитационный проект для военнослужащих. Он включает психологическую коррекцию с использованием вспомогательного оборудования нашей психологической лаборатории – светоимпульсная звуковая терапия, бинауральные ритмы, биоакустическая коррекция и другие методы безмедикаментозной психотерапии, которые нормализуют психологическое состояние человека и практически не имеют противопоказаний.
– Всегда ли достаточно помощи только психолога?
– Психолог – это первичное звено, как терапевт. И он делает своего рода первичный срез, так сказать,анамнез – собирает сведения, после чего становится понятно, сможет ли психолог помочь человеку решить его проблему или же ему необходима будет помощь медицинских специалистов – психотерапевта, психиатра. Для этого мы всегда работаем во взаимодействии с республиканской психотерапевтической службой минздрава республики.
Отмечу также, что в основном люди, приходящие на прием к психологу, ищут «волшебную таблетку», которая бы сразу решила все проблемы. Но так не бывает. И задача психолога – правильно настроить клиента на необходимые изменения и усилия, которые нужно будет приложить с его стороны, чтобы начать что-то менять в своей жизни. Без мотивации клиента на изменения не бывает эффективной терапии. Невозможно заставить человека без его воли и желания менять привычный для него образ жизни, привычки и модели поведения. Задача клиента решить – готов он к изменениям или нет.
– С какими проблемами обращаются?
– Жены военнослужащих обращаются за психологической помощью в ситуациях, когда не знают, как воспринимать человека, который еще недавно был самым близким, а теперь стал другим. Есть вопросы по общению с детьми, к примеру, как правильно говорить им о том, что происходит. Самая сложная клиентская категория – это вдовы военнослужащих, потерявшие мужей молодые женщины,у которых маленькие дети. Они не знают, как строить жизнь заново. Жены пропавших без вести военнослужащих тоже находятся в постоянном стрессе и тревоге за родного человека, они озабочены – как теперь жить в этой новой реальности, находить в себе силы для каждого дня?
У самих бойцов часто наблюдается синдром ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), обращаются чаще с жалобами на общее состояние – плохой сон, раздражение, агрессия на всё, конфликты в семье.
Один из методов, который активно сейчас используется в работе с военнослужащими, это ДПДГ (десенсибилизация посредством движения глаз) на основе билатеральной стимуляции, который помогает справиться с негативными воспоминаниями. Но чаще всего мы работаем с членами семей – вдовами, женами, матерями, детьми. В частности, курируем целую группу детей бойцов СВО – учащихся медколледжа. У кого-то погиб отец, у кого-то – служит, и мы ведем эту группу с прошлого года через коллективные встречи и индивидуальные консультации у нас в центре.
В наш центр в Уфе и по филиалам в республике обращаются от 80 до 100 человек в неделю на групповые занятия и индивидуальные консультации. Это, как правило, военнослужащие, находящиеся в кратковременном отпуске, жены и дети военных.
– Получается, не всегда могут разобраться сами?
– Разное случается. Вот, к примеру, история в одном из южных городов республики: военнослужащий приехал в отпуск, а гражданская жена не пустила его домой. Хотя, пока служил, присылал деньги, и ее это устраивало. Обратился к нашим специалистам в филиал, нашел поддержку. Но так как идти было некуда, до момента его дальнейшего устройства он ночевал у нас в учреждении.
– А что с ним будет дальше?
– Сейчас он опять отправился служить. Если по возвращению возникнет проблема с трудоустройством и жильем, будем совместно с фондом «Защитники Отечества» и с администрацией района решать эти вопросы. Ему и многим другим требуется такая помощь – как вернуться к нормальной жизни.
СПРАВОЧНО:
Республиканский молодежный социально-психологический и информационно-методический центр является подведомственным учреждением Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике, оказывает профессиональную психологическую помощь молодежи в возрасте 14-35 лет, военнослужащим СВО и членам их семей (без возрастных ограничений) на бесплатной основе.
В штате учреждения – более 30 профессиональных психологов. Ежегодно центром проводятся более 10 тыс. индивидуальных консультаций и более 5 тыс. групповых занятий, тренингов, лекций. В Уфе и в центральном филиале в Стерлитамаке имеется психолого-диагностическая лаборатория с сертифицированным оборудованием с доказанной клинической эффективностью для диагностики и коррекции состояния клиента. Еженедельно в лаборатории проходят сеансы на различном оборудовании около 130 клиентов центра.
Фото предоставлены Г. Ануфриевой.