Спецназовцы говорят, что краповый берет – высшая форма отличия военнослужащих. На аватарке в соцсетях Ялиля Алибакова помещена фотография: папа в краповом берете, трехмесячный малыш крепко обнимает отца. Так трогательно…
– Краповый берет – он цвета крови. Спецназовцы знают: чтобы быть достойным носить его, надо стать асом в профессии. Когда я служил в Новосибирске, в нашем подразделении из 500 бойцов их имели только 62 человека. Это не спортивное достижение, это судьба. Лично я в 2016 году сдал нормативы на краповый берет с седьмого раза, – Ялиль Хайдарович перелистывает страницы своей военной биографии.
В армии с 2007-го года. После срочной остался по контракту. В 2008-м случилась первая командировка в Чечню. Потом были новые места службы в горячих точках, включая кавказские регионы, Сирию. С началом СВО наш земляк с позывным «Али» вступил добровольцем в башкирский отряд спецназа имени Шаймуратова.
Справка. Краповый берет присваивается в порядке прохождения сложных квалификационных испытаний и является предметом исключительной гордости. К квалификационным испытаниям на право ношения крапового берета допускаются военнослужащие по контракту и военнослужащие по призыву (прослужившие в подразделениях специального назначения не менее года) и показавшие твёрдые знания и навыки по всем предметам боевой подготовки данного курса (с общей оценкой не ниже, чем «хорошо»), положительно характеризующиеся по службе. В данном курсе профилирующими предметами являются специальная огневая, специальная физическая и тактическая подготовка войск национальной гвардии России.
Из своих 35 лет Ялиль Хайдарович почти половину жизни отдал военному делу. Преуспел. Имеет медаль Жукова. Причем, командир штурмового отделения старший сержант Алибаков получил ее в феврале 2023 года в боевой обстановке под Кременной. Не скрывает гордости за награду.
– Я в ответе за каждого бойца. Если удалось выполнить сложнейшее задание и не потерять ни одного человека, значит не зря ношу краповый берет. Тот случай на передовой был именно таким. Мое отделение блестяще провело операцию, все ребята вышли целыми, ни одной царапины!
Так было в течение 13-ти месяцев, что Алибаков вел своих штурмовиков-батыров на Харьковском направлении, под Купянском, близ Луганска. Говорит, каждому из них можно жизнь доверить: бывалые солдаты, закаленные в боях на передовой, верные товарищи. До сих пор держит с ними связь, ведь при родном отделении осталась частица его сердца.
Самыми незабываемыми моментами своей личной воинской хроники считает поездки с гуманитарными конвоями.
– Никогда не сотрутся из памяти отдаленные селения Сирии, куда мы завозили продукты питания. Невозможно забыть благодарные детские глаза, цепкие ручонки, хватающие бутылку с водой. Это же случилось и на Украине: брошенные на произвол судьбы старики, дети, по полгода не выдавшие белого света в подвалах, лютые бомбежки ВСУ по мирным кварталам донбасских городов и сел. Страшно представить, что ждало этих людей, не приди на помощь новым российским регионам вся наша страна!
Как отец четверых детей, Ялиль Хайдарович больше всего переживает за тех, на чьё детство выпала эта война. И уверен: ради их будущего и завтрашнего дня всех детей России сегодня на СВО отважно сражаются наши земляки.
Алибаков планировал справить в рядах армии 20-летие службы, но пришлось оставить военное дело по состоянию здоровья: повредил его в спецназе за 16-то лет. Подолгу пришлось лечиться в госпиталях, перенести ряд операций. С вердиктом врачей с трудом согласился и решил для себя: это Всевышний возвращает его к мирной жизни.
Ялиль Хайдарович честно выполнил главный девиз мужчины: построй дом, посади дерево, воспитай сына. В двух браках у него растут сыновья Таштимир, Айбулат, Галинур и дочь Ралина. Никто не обижен, всех обеспечивает.
С супругой Гульнисой строят дом в его родной деревне Байназарово Бурзянского района Башкирии. Завели коров, чтобы иметь на столе экологически чистые продукты. Оказывается, будучи до мозга костей военным человеком, Алибаков вынашивал мечту – заняться пчелами. Первые десять семей порадовали хорошим взятком, в перспективе – расширение пасеки.
Так сложилось, что гражданскую специальность он не успел освоить. А вот с завершением армейской карьеры открылась возможность бесплатно получить образование. Как известно, защитникам Отечества предоставлено такое право. Как сказал Президент РФ Владимир Путин, именно прошедшие горнило СВО россияне станут кадровым потенциалом страны. Ялиль Хайдарович намерен поступать на юрфак.
Мирная жизнь старшего сержанта Алибакова налаживается. Но разве можно расстаться с мыслью: как там ребята?
– За своих я спокоен. Волнуюсь за добровольцев. Многие идут на СВО вроде как на пробу: смогу – не смогу, получится – не получится. Говорю новичкам: будет тяжело. Один-два контракта – не дело, не по-мужски. Надо идти до конца. Как минимум – до крапового берета! Максимум – до Победы.
Галина Салихова.
Фото предоставлены Я. Алибаковым.