Когда-нибудь подобные истории станут сюжетами для книг и сценариями кинолент, а пока они живут в народе как реальные события из жизни участников СВО, как неповторимые фронтовые судьбы наших славных земляков.
Служить и помнить
Семью кадровых военных Ташматовых в Стерлитамаке хорошо знали еще до начала СВО. Отец Закир Жорабаевич и сыновья Олег и Эльдар имели заслуги перед Отечеством и большой общий стаж службы. В ходе спецоперации о них узнала вся Башкирия, а фронтовая молва разнесла по России удивительные события из их жизни.
Первым из семьи на СВО попал Олег. Выпускник Казанского суворовского училища и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища прошел горячие точки Чечни, Абхазии, Дагестана, отдал армии в общей сложности 20 лет, дослужился до заместителя командира бригады. Его постоянно отмечало командование, им гордились родители. Семья у Олега и Анны сложилась многодетная: супруги воспитывали четверых детей.
– Долг перед Родиной всегда был для сына на первом месте. Во время СВО многодетным бойцам дали право вернуться в место постоянной дислокации, но наш сын остался в зоне боевых действий. Анна тоже из семьи военных. Она всё понимала, поддерживала Олега, – рассказывает Закир Жорабаевич.
Олег служил отважно. За храбрость и героизм был награжден орденом Мужества, медалью Жукова. Его подразделения часто одерживали победы там, где у противника было гораздо больше сил.
Он был грамотным офицером: знал, как вести бой, и даже интуитивно чувствовал, откуда в данный момент противник может прорвать линию обороны, лично выезжал на передовую, принимал верные решения, распределял силы. В критические моменты сохранял хладнокровие. Это следует из всех представлений о награждении. И, что важно, он сам был храбрым воином, постоянно помогал бойцам, участвовал в боях.
В бою на Херсонском направлении 24 сентября 2022 года ВСУ нанесли ракетный удар по командному пункту, где находился Ташматов. Олег был тяжело ранен. Под непрерывным огнём подчиненные смогли вынести его с поля боя, но раны оказались смертельными. Гвардии подполковника Олега Ташматова похоронили на Аллее героев в Рязани.
Замкомбрига 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады Олег Ташматов посмертно награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени с мечами». В Уфе его родителям был вручен орден генерала Шаймуратова – посмертная награда от родной республики. В «Книге памяти», изданной в Рязани, нашему земляку посвящена значительного объема публикация. Художник Александр Скорняков написал портрет Олега Ташматова. В его родной школе в Стерлитамаке появилась парта героя и мемориальная доска, местные власти приняли решение назвать именем бойца
одну из проектируемых улиц. А десантники Рязани, Волгоградской области, Приморского края, где раньше служил Олег, поддержали обращение о присвоении ему звания Героя России посмертно. Письма направлены во всевозможные инстанции, в том числе на федеральном уровне. Инициативу
поддержал и Радий Хабиров.
Кстати, Анна добилась, чтобы ее приняли на службу в одну из частей ВДВ. А отец отважной офицерской жены тоже воюет на СВО.
«Клен» за «Клена»!
Служба у Ташматовых всегда была делом чести. В 90-е годы, после вывода советских войск из Восточной Европы, майор Ташматов попал под сокращение, и семья вернулась в родной город Стерлитамак, где офицер продолжил службу в правоохранительных органах. После гибели сына военный пенсионер вступил добровольцем в ряды защитников Отечества. Закир Жорабаевич самым действенным образом участвовал в формировании полка «Башкортостан», прошел с ним от торжественной отправки у подножия памятника героям-землякам на Советской площади Уфы до передовой.
Начальник штаба батальона имени Даяна Мурзина взял позывной «Клён» – тот же, что был у его сына Олега. Говорит, чтобы противник знал и боялся: «Клен» жив!
– События на Украине зрели давно, – говорит он. – Чувствовалось напряжение обстановки. Шутка ли – сейчас 59 стран поставляют в зону боевых действий технику, оружие, боеприпасы, специалистов. Считаю, что каждый уважающий себя гражданин России в такое непростое для страны время обязан делать всё, что может. Тем более офицер. Лично я пошёл не за наградами. Считаю, что герои – это мой сын, мои бойцы, а я просто там на работе.
Закир Ташматов отправился на СВО в апреле 2023-го. Как раз наши войска переходили под Кременной от оборонительных боев к наступательному движению. Тут его настигло первое ранение. Досадно было покидать полк, и через 10 дней он вернулся в строй.
– У нашего полка хорошая фронтовая репутация, в основном это мужчины в возрасте 40 лет и старше. Зрелые люди, состоявшиеся специалисты, решительные парни. Даже не могу перечислить все общие черты моих бойцов. Добровольцы, и этим всё сказано, – поделился Закир Жорабаевич.
В вынужденном отпуске по ранению он растворился в счастливом обществе дорогих внуков: невестка Анна привезла в Стерлитамак из Рязани всю четверку. Маму увидел, с супругой наконец-то вдоволь наговорился. А то ведь с передовой неделями на связь не выходил, когда же была возможность позвонить, разговор длился пару минут. По-военному, четко.
...На днях предстоит очередная военно-врачебная комиссия. Самая лучшая в мире внукотерапия дала свои результаты, но, видимо, лечение придется продолжить. При этом Закир Жорабаевич не намерен долго пребывать вне расположения полка. Хоть с тросточкой, всё равно планирует отправиться за
ленточку. В батальоне, конечно, в его отсутствие произошли перестановки, но Ташматов согласен возглавить роту или взвод.
Весна по имени Светлана
Кабинетных начальников на передовой нет и не может быть. Закир Жорабаевич в основном был занят на организации выполнения заданий, но в блиндаже не засиживался, нередко и сам участвовал в штурмовых операциях. Весной 2024-го случилось второе ранение. Посерьезнее первого.
...Сознание то и дело уплывало, смерть ходила совсем близко. Вот там, под грохот орудий, в полубреду, он и написал заветное письмо жене. Надиктовал на телефон. Решил закопать его вместе с документами. В надежде, что когда-нибудь после Победы какой-нибудь комбайнер присядет отдохнуть под деревцем и надумает раскопать его тайник. Такой вариант последнего поклона горячо любимой жене подсказала душа...
– Весна на белом свете, а над головой не птицы – дроны стаями кружат, артиллерия лупит. Против нас – отборные части нацгвардии ВСУ. При них поляки, французы. Грамотно воюют, звери... Наша группа оказалась отрезана от основных сил, – вспоминает Ташматов. – Было очень трудно, но радости врагу мы не доставили. Пять дней оборону держали. Не в окопах прятались – уничтожали живую силу противника. На моих руках несколько раненых бойцов скончались. Когда к нам свои ребята пробились, стали эвакуировать 300-х. Под покровом ночи 10 километров братья несли меня на руках. Я уже был в беспамятстве. А украинцы своих раненых с позиций вообще не забирают. И наших вывозить не дают. Добивают с дронов...
Дальше пошли госпитали. Сначала в прифронтовой полосе, потом – Москва, Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко. Светлана примчалась как на крыльях. По вокзалам и отелям столицы ютиться не пришлось – сейчас есть возможность бесплатно остановиться в представительстве Башкирии.
То многострадальное письмо, рожденное на краю гибели, Закир Жорабаевич с памяти телефона не удалил. Включил при встрече с супругой в госпитальной палате. Нетрудно представить, что пережила жена офицера, прослушав прощальные слова любимого, при этом крепко держа его за руку. Раненого, изможденного, но живого! Вот такая выдалась у них весна...
Потом Светлана на денек в Рязань проехала, поклонилась могиле сына, внуков обласкала.
– Когда я объявил о своем решении пойти на СВО, Светлана – в слезы. Я понимаю, как тут сдержаться? Всю военную судьбу со мной перехлебала, по гарнизонам намоталась, сына лишилась. А если со мной что случится? – восстанавливает события двухлетней давности Закир Жорабаевич. – Сказал ей, помнится: мне нужна твоя поддержка. Светлана взяла себя в руки и мужественно подставила плечо. Её любовью храним, её теплом согрет. Удивительная женщина!
На днях в доме Ташматовых принимали дорогих гостей: сослуживец хозяина с супругой наведались. Боец с позывным «Муса» (вместе на фронт уходили) вскоре отбывает в полк после отпуска. За столом помянули погибших товарищей по оружию. Пришли к выводу: Башкирия замечательно сопровождает своих воинов, заботится об их семьях, но надо бы умерить всякие шумные мероприятия. Люди гибнут, не время веселиться. Сосредоточенности обществу не хватает. А хорошо бы всем понять, ради кого сражаются с нацистами наши земляки, ради чего добровольно идут на битву.
– Нам надо выстоять, победить! Каждому – на своей линии фронта. У нас есть превосходство в определенных позициях, воинский дух – на высоте. Победа будет за нами! Иначе грош нам цена, иначе нашим внукам придется добивать ополчившихся на Россию врагов, – высказал пожелание Ташматов.
Подготовила Галина САЛИХОВА.
Фото из личного архива З. Ж. Ташматова.