Все новости
Общие статьи
30 Октября 2023, 16:12

Героиня не из глянцевого журнала

О снайпере Веселине Черданцевой.

Друзья-однополчане и враги-противники больше знают ее как «Васю». Этот позывной снайпер донбасского ополчения Веселина Черданцева получила благодаря боевым братьям из «Ахмада». Чеченским ребятам трудно было произносить ее имя, поэтому они называли ее «Васа».

Веселина шутит:

– Спасибо братьям! Зашифровали меня донельзя…  

Оказывается, долгое время украинские боевики, слыша в эфире ее позывной, думали, что имеют дело со снайпером-мужчиной. И, попадая в плен, очень удивлялись, что вели свой поединок с девушкой.

Справка. Статистика не называет точное число женщин-снайперов, воевавших в годы Великой Отечественной Войны. Известно, что с 1941 по 1945 годы погибло 625 женщин, это четверть от общего числа погибших снайперов. Имена героинь Людмилы Павлюченко, Ольги Васильевой, Натальи Ковшовой наводили дикий ужас на гитлеровских солдат и офицеров.

Боялись боевики-националисты и неуловимого «Васю». Веселина признается:

– Не раз приходилось брать «языка», пленных из нацбатов, и каждый раз мне было очень интересно понять психологию их поступков и поведения. Все просто, это – обыкновенные фашисты!

Из автобиографии. Родилась Веселина Черданцева в семье офицера, в Иркутской области. Мама – коренная петербурженка, преподаватель, папа – артиллерист, воевал в Афганистане. Закончив школу, Веселина поступила в педагогический, стала учиться на преподавателя физической культуры. Однако, закончив несколько курсов, поняла: не её это. Бросила учебу и уехала в родной город мамы Санкт-Петербург. Работала в северной столице и флористом, и администратором ночного клуба, но параллельно изучала военное дело в Северно-славянской казачьей дружине. В совершенстве овладела навыками ножевого и рукопашного боя. Когда в 2014 году вооруженные силы Украины начали войну с населением Донбасса, Веселина записалась добровольцем в ополчение. Прошла снайперскую подготовку и была включена в состав диверсионно-разведывательной группы.

География выполнения боевых задач группой  была обширной: Антрацит, Донецкий аэропорт, Спартак, Краснодон, Суходольское, Горловка, Майорская шахта. Те, кто воевал в те годы на Донбассе, знают, что это были одни из самых горячих точек.

«Вася» хоть и была в составе группы, но предпочитала работать в одиночку. Такой уж характер, признается девушка. Даже во время краткосрочных передышек в расположении части она сторонилась больших компаний.

Это черта помогала ей в работе на передовой и в тылу врага. Со своей снайперской винтовкой Драгунова (СВД) «Вася» наводила страх в окопах ВСУ. Обычно работала с дистанции в 600-800 метров. Добивалась отличных результатов для снайперской винтовки этого типа.

– Это сейчас у наших снайперов высокоточные, дальнобойные винтовки под «натовский патрон», –  говорит Веселина, – тогда у нас таких не было. Теперь снайперы не работают в одиночку, обязательно с напарником, который корректирует стрельбу, расстояния для поражения выросли в разы…

Не раз Веселине приходилось встречаться лицом к лицу со смертью. Помогал опыт, выручала осторожность, а иногда и просто везло. Однажды в составе диверсионно-разведывательной группы Веселина выполняла задание за линией соприкосновения. Нужно было провести глубокую разведку и взять языка. Однако националисты будто почуяли лазутчиков. По мнению Веселины, без предательства  не обошлось. Вражеские минометы обрушили шквальный огонь по координатам местонахождения разведчиков. С большими потерями им все же удалось вырваться из кольца. Веселина тогда получила несколько пулевых и осколочных ранений.

– На мне всё заживает, как на собаке! – смеется Веселина. – Две недели отлежала в госпитале – и вновь в строй, правда, с тростью, уже в качестве командира диверсионно-разведывательной группы.

Кстати, хромота от того ранения осталась ей как память и по сей день.

Отдельной темой можно было бы отметить то, как Веселина возвращалась в мирную жизнь. Поскольку папа Веселины и многие его друзья прошли через Афган, она хорошо знает, что такое посттравматический синдром у военных. Настоящее психическое заболевание, которое возникает после тяжелого угрожающего жизни события – военных действий. Диагностикой и лечением посттравматического стрессового расстройства должны заниматься врачи-психотерапевты.

Веселине пришлось пройти через это самой, без врачей.

– Было все! – признается она, – и алкоголь, и потеря жизненных ориентиров. Старые друзья пытались поддерживать, новые не понимали.

 А тут еще сыграл свою роль не определенный еще на то время  статус добровольца. В 2014 году Веселина воевала на Донбассе на нелегальном положении. Тогда, было принято считать, что таких, как она, на Донбассе нет. Фактически, все добровольцы были призраками. У них забирали российские паспорта, взамен выдавали документы граждан ЛНР И ДНР. Не было военных билетов, не было никаких социальных гарантий! И даже сегодня у Веселины нет удостоверения участника боевых действий, нет наград. Только справки из госпиталя о ранениях.

– Я не ради наград воевала, – говорит Веселина, – и не ради денег. Да и деньги-то небольшие. Те, кто сумел оформить документы, получают  3800…  Но я рада, что пошла тогда в ополчение, вступила в боевое братство. Кто знает, как сложилась бы моя судьба, если бы осталась на гражданке администратором в ночном клубе…

После нашего интервью Веселина написала пост в соцсетях:

«Я уже на 100 процентов осознала, что иду правильным путем, к мечте из детства. Это был долгий путь, длиной в 15 лет, но благодаря войне, (как бы это ни звучало), я вернулась к себе, к своим истокам. Благодарю каждого, кто был и есть все это время рядом без осуждений, а лишь с поддержкой и пониманием».

Как-то один из сослуживцев Веселины пригласил ее в Башкирию. С тех пор наша республика запала ей в душу, она просто влюбилась в Башкортостан. Два года назад Веселина купила на северной окраине Уфы над берегом Белой ветхий домик с участком в пять соток и стала претворять свою мечту в жизнь.

Еще на Донбассе «Вася» получила специальность военного кинолога. Даже работала на границе со своими питомцами. Тогда многие злоумышленники из ДНР и ЛНР пытались провезти оружие на территорию России. Одновременно проходила азы дрессировки собак. А сейчас даже учится на зоопсихолога!

К Веселине чаще привозят проблемных животных, на лечение и «исправление» характера. Она принимает всех. Ставит уколы, воспитывает, отучает от вредных привычек и фобий. К ней, как к диснеевской Принцессе, тянутся все животные. Сейчас в питомнике восемь собак и четыре кошки. Кто-то будет доживать свой век здесь, кого-то заберут после перевоспитания прежние хозяева, а кто-то обретет новых.

– Как же ты содержишь всех своих питомцев, – удивился я, – на какие средства?

Помогают добрые люди, волонтеры. Зарабатываю на дрессировке, –  прозвучало в ответ.

Понемногу Веселина сама и с помощью друзей делает ремонт в своем домике с печным отоплением. Вставила пластиковые окна, теперь стало намного теплее. Первая зима было жестокой…

На день рождения супруги Монсоны, а с Джеффом Веселина знакома уже давно, подарили ей тридцать тысяч рублей на покупку снегоуборочной машины. Веселина подумала и вложила эти деньги в ремонт. Снег и лопатой можно перекидать.

В планах – благоустроить вольеры для питомцев, построить площадку для дрессировки и выгула собак, открыть ветлечебницу и гостиницу для животных, организовать школу юного кинолога.

Веселина Черданцева с позывным «Вася» – героиня не из глянцевого журнала. Ни жизненные трудности, ни ужасы войны не сломили и не озлобили ее. «Васю» обожают в боевом братстве, ее уважают бывшие противники, искавшие «Васю» через прицел винтовки. Удивительно, но Веселина и по сей день общается в соцсетях со своим бывшим противником – израильским снайпером, воевавшим когда-то на стороне ВСУ.

Рустам СИРАЗЕТДИНОВ.

Фото автора и из личного архива Веселины Черданцевой.

Читайте нас: