Все новости
Общие статьи
9 Июня 2022, 10:54

Первым делом – самолеты

В Уфе прошел форум «Импортонезависимость авиастроения»

Санкционный удар, который ощущает Россия по разным направлениям, приходится в том числе и на отечественное авиастроение. Как ему противостоять – этой теме был посвящен Российский форум  «Импортонезависимость авиастроения», который прошел со 2 по 4 июня в стенах УГАТУ.

 Обсудить проблему в Уфу приехали более двухсот специалистов, в числе которых представители промышленных предприятий, НИИ, образовательных учреждений авиадвигателестроительной отрасли, IT-разработчики.

 На текущий момент проблема заключается в следующем, как ее озвучил  президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко:

 – Военная авиация сегодня практически не зависит от импортных комплектующих, но в гражданской она достигает 60% (по самолёту МС-21) и даже 80% (по Sukhoi SuperJet 100). Что касается эксплуатируемой авиации – технология ремонта воздушных судов освоена в России полностью, запчасти частично выпускаются.

При этом Виктор Михайлович выразил уверенность в том, что за 3-4 года проблема импортозамещения полностью решится.

Между тем, ректор авиационного университета Сергей Новиков отметил, что речь правильно вести не об импортозамещении, а об импортоопережении. Он видит необходимость в тесном сотрудничестве  науки, образования и производства.

На технические вузы в этом плане возлагается большая надежда, так как они являются научно-технологическими центрами, здесь размещаются опытные производства, которые работают с экономикой.

 Спикеры, в частности, отметили большое преимущество УГАТУ перед другими отраслевыми вузами. В лабораториях университета есть возможность разрабатывать технологии для конкретных производственных задач. Таким образом, УГАТУ не замыкается на обучении, а плотно работает с потребителями, эксплуатирующими организациями. Сегодня можно учиться в УГАТУ и зарабатывать одновременно, являясь действующим работником профильного производства. Тесно сотрудничает вуз, к примеру, с предприятием УМПО.

 – В интересах индустриальных партнеров в университете созданы и успешно функционируют современные лаборатории, молодежные исследовательские центры и студенческие конструкторские бюро, – подчеркнул ректор УГАТУ.

– Совсем скоро заработают еще другие, например, лаборатория беспилотных авиационных систем, эколаборатория использования рециклинговых и иммерсивных технологий в безопасности и др. Мы также принимаем участие в федеральной программе Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» с проектом «Моторы будущего», грантовая поддержка которой поможет ускорить подготовку инженеров новой формации.

 В рамках форума состоялся круглый стол «Электротехнические комплексы авиационного назначения». Его участники пришли к выводу, что для перехода от «догоняющей» политики к опережающему развитию необходимо совершить качественный скачок в разработке отечественных авиационных электротехнических комплексов.

 На круглом столе «Ремонтные технологии в условиях импортозамещения» говорили о том, обеспечить импортонезависимость в области ремонта авиадвигателей и других агрегатов вузам и предприятиям нужно действовать совместно.

 – Мы хотим рассказать о разработках институтов, факультетов, научных лабораторий УГАТУ, которые могли бы оказаться полезными для предприятий. Ведь многие производственники даже не знают, что существуют импортозамещающие технологии и проекты, которые успешно уже многие годы реализуются различными структурами в самом вузе или НИИ. Сегодня мы создаем те условия, когда предприятия реального сектора экономики познакомятся с этими разработками, – сообщил завкафедрой технологии машиностроения Института авиационных технологий и материалов, президент Академии наук РБ Камиль Рамазанов.

 Затронули на форуме и «цифровой» вопрос – о необходимости развития отечественных информационных технологий в условиях ограничительных мер на поставки иностранного ПО программного обеспечения и аппаратных компонентов для вычислительной техники.

–  Думаю, что ваш форум поможет специалистам, которых готовят в университете, осваивать и применять новые подходы, численные технологии для решения задач проектирования современной авиационной техники. И наши программисты будут пытаться реализовать те задачи, которые нам сегодня озвучат в области проектирования, чтобы сделать более совершенные, конкурентоспособные программные продукты, – сказал гендиректор московского ООО «СИГМА Технология» Юрий Бабий.

 Подводя итоги форума, можно сказать следующее. Российский авиапром, действительно, столкнулся с серьезной многофункциональной задачей. Чтобы ее решить, нужно объединить усилия тысяч специалистов. И первый шаг в этом направлении уже сделан. Участники пришли к единому мнению, что форум должен стать традиционным.

 – Мы не можем существовать без обмена информации о наших разработках, – заявил заместитель исполнительного директора по науке и подготовке кадров машиностроительного завода «Агат» Тимофей Киянский. – И такие форумы необходимо проводить именно в научной среде среди профессионалов, а не в чиновничих коридора. Очень рад полезному, живому, активному общению с коллегами из других регионов.

Примечательно, кстати, что среди участников форума «Импортонезависимость авиастроения» было много молодых людей – вчерашних выпускников УГАТУ, а ныне ведущих специалистов авиационных предприятий страны. Значит, есть, кому решать важную задачу!

Фото: Е. Соколов и УГАТУ

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: