Одной из самых острых проблем в Башкортостане стало рациональное использование природных строительных материалов, добываемых на территории республики. Из всех недр местного значения первоочередного решения требует ситуация с плитняком. Его добывают в основном в Зауралье, причем долгое время это делалось варварским способом и в нарушение закона. Недопустимо халатное отношение ответственных лиц к разработке природных ресурсов республики привело к отставкам сразу нескольких высокопоставленных чиновников и стоило им карьеры.
Ситуацию охарактеризовал как ненормальную врио Главы региона Радий Хабиров после встречи с жителями Баймакского района. Затем положение дел с добычей плитняка неоднократно рассматривалось на оперативных совещаниях в правительстве республики, были проведены специальные парламентские слушания в рамках Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Госсобрания РБ. Именно они и показали, где были допущены промахи и над чем придется работать всем заинтересованным сторонам в ближайшее время.
Детальный отчет о сложившейся ситуации был представлен аудитором Контрольно-счетной палаты РБ Владимиром Малковым. Выяснилось, что в Министерстве природопользования и экологии республики, которое контролирует данный вид деятельности, отсутствуют качественное обобщение и анализ данных о минерально-сырьевых запасах республики и их использования. Что не позволяет объективно оценить характер их разработки. Понятно только, что за три года они сократились на 6 млн кубометров. А недостатки остаются, в результате чего бюджет республики за 2015-2017 годы недополучил свыше 80 млн рублей. Количество министерских проверок за этот период снизилось в два раза, а общий объем материалов, направленных в правоохранительные органы по факту незаконной добычи полезных ископаемых, – с 40 до нуля. Взыскаемость штрафов снизилась на треть.
Примечательно, что сами работники КСП РБ за последние три года проверили 15 муниципальных образований и два городских округа, где обнаружили 43 факта незаконной добычи общедоступных полезных ископаемых, в том числе и плитняка. В основном это были Баймакский, Белорецкий, Гафурийский и Стерлитамакский районы. Отдельный вопрос – в карьерах практически не проводятся рекультивационные работы, а заброшенные места выработки превращаются в свалки мусора.
– Такие системные нарушения происходят в том числе и из-за несовершенства нормативной базы. Непринятие мер может повлечь необратимые экологические изменения, – считает Владимир Малков.
Как известно, в республике принят Закон «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в РБ». О том, насколько эффективно он выполняется, свое мнение высказал заместитель прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Рушан Хайртдинов.
– К сожалению, природоохранное ведомство практически самоустранилось от реального контроля за деятельностью недропользователей. Есть претензии и к муниципалитетам. Они грешат тем, что предоставляют права по добыче ископаемых третьим лицам в интересах совершенно «левых» лиц.
По мнению правоохранителей, доказать нанесенный природе ущерб нелегко, и в результате из более 140 выявленных фактов незаконной добычи ОПИ только три обернулись уголовными делами, из которых два приостановлены, а единственное обвинительное заключение было отменено Верховным судом России из-за невозможности определить точный объем ущерба.
Вызывает тревогу и другая ситуация. Прокуратура республики и природоохранная служба постоянно вносят в адрес ведомства свои представления.
– Однако многие ответы Министерства природопользования нас не устраивали, мы требовали более серьезной проработки и повторного рассмотрения, – признает Хайртдинов. Впрочем, в республике есть немало людей, которые давно били тревогу по поводу сложившейся ситуации. Один из них – депутат Госдумы Зариф Байгускаров, избранный как раз в Зауралье. По его мнению, в Башкирии уже лет 20 добывают плитняк, но ситуацию никто не контролировал.
– Подсчитал, что за это время, с учетом московских цен, у нас добыто продукции на десятки миллиардов рублей. Но в бюджет республики практически ни копейки не поступило. За время депутатства я сделал 25 запросов по зауральским карьерам, встречался со многими членами правительства республики, пытался понять, что происходит. Выясняется, что никаких отчетов об объемах добытого камня нет. Налогов от зарплаты в муниципалитетах – ноль. А в ведомствах только переправляют мои запросы от одного к другому, – эмоционально рассказал о сложившейся ситуации народный избранник.
Зариф Байгускаров поделился и личными впечатлениями от поездок в места добычи общераспространенных полезных ископаемых. Ни одного рекультивированного карьера, зато везде разбитые дороги. В выдаче лицензий – бардак. Многие наложенные штрафы так и остаются неоплаченными, так как по ним элементарно истекли сроки исковой давности.
Во время депутатских слушаний председатель аграрного комитета Альфарис Байчурин отметил, что, по информации Прокуратуры республики, проблема незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Башкирии продолжает оставаться чрезвычайно острой. Недропользователями, например, Баймакского района при попустительстве Минэкологии не предоставляются ежемесячные отчеты о фактической добыче полезных ископаемых и уплате соответствующего налога. Нет и сведений по мониторингу месторождений, состоянию окружающей среды, сведений об условиях пользования недрами. Но и в других муниципальных образованиях республики ситуация похожая, в результате более 200 недропользователей, разработчиков недр и обладателей лицензий отчеты о своей деятельности не предоставили, а наказание за это получили всего 16 юридических лиц.
По итогам обсуждения в Госсобрании республики решено было признать неудовлетворительной деятельность Министерства природопользования и экологии по исполнению республиканского законодательства в части осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Сложившееся за многие годы положение дел подтверждает и информация с мест. Так, один из основных районов республики, где черными копателями осуществляется незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, в том числе и плитняка, – Белорецкий. За последние годы на его территории, особенно в Инзерской зоне, появилось множество предприятий, ведущих разработку и добычу этого природного камня.
– На сегодняшний день оформлено всего 32 лицензии на разработку ОПИ, из них 20 касаются плитняка. Однако добыча камня зачастую происходит без разрешительных документов, так как штрафы за нарушение природоохранного законодательства в этой сфере незначительны. К примеру, частным гражданам – всего три тысячи рублей. В прошлом году мы выявили 26 случаев незаконной добычи полезных ископаемых, в этом году – 16. Из них примерно 80 процентов приходится на незаконную добычу плитняка, – сообщил председатель Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Альберт Ибрагимов.
Белорецкая межрайонная прокуратура буквально на днях возбудила два административных дела в связи с нарушением требований лицензии при добыче плитняка возле села Ассы. Одно из них – в отношении ООО «Камнеторг». По информации прокуратуры, фирма имеет лицензию на изучение, разведку и добычу строительного плитчатого камня, но добычу камня ведет без технического проекта и уточненных границ горного отвода. За нарушение лицензионных требований компания оштрафована на 300 тысяч рублей, ее директор – на 20 тысяч. По представлению прокурора деятельность по добыче плитняка приостановлена.
– Ситуация требует не только анализа и контроля, но и немедленного оперативного вмешательства. С участием силовых и межведомственных структур. Мы не раз пытались в последние годы навести порядок в добыче плитняка. Было много мероприятий, но кардинально ничего не изменилось. Если наводить порядок комплексно, то предлагаю включить в работу и наше Ассинское месторождение. Готовы оказать этому всякое содействие. Тем более что положительный опыт есть, в свое время такая же проблема была с лесами. Совместными усилиями можно навести порядок, так как районов, где активно добывают плитняк, не так уж много: кроме нашего района это еще, пожалуй, Баймакский и Уфимский, – считает глава администрации Белорецкого района Владислав Миронов.
В варварском отношении к недрам в Баймакском районе в первую очередь можно упрекнуть тех, кто добывает камень и ПГС без разрешительных документов, а также для собственных нужд. И такие нелегальные карьеры до недавнего времени разрабатывались здесь десятками.
– Сейчас добыча в них приостановлена, деятельность ведут только те, у кого есть лицензия на своих участках, и только там, где отсутствуют нарушения, – говорит заместитель главы райадминистрации по экономике Динар Хисматуллин. – На территории района зарегистрированы 26 недропользователей, фактически работают 15, из них 11 добывают камень-плитняк. Есть недропользователи, которые активно влились в социальную жизнь района – участвуют в программе поддержки местных инициатив, помогают в благоустройстве населенных пунктов и содержании сельских дорог, оказывают спонсорскую помощь на различных культурно-массовых мероприятиях. Однако существуют и такие, кто не соблюдает все условия лицензионного соглашения, – скрывают объемы добычи и реализации, недоплачивают налоги. Поскольку лицензию на разведку и разработку недр получают на аукционах, а сами недра находятся в федеральной собственности, вести контроль со стороны муниципалитета за деятельностью недропользователей сложно. И хотя эту проблему мы поднимали не раз, должного эффекта пока нет.
Сложившаяся тревожная ситуация привела к кадровым изменениям. Назначен новый глава Баймакского района, свою должность покинул и министр профильного ведомства. На его место пришел другой руководитель, которому придется решать все непростые, накопившиеся десятилетиями вопросы.
– Собственно, и замена в руководстве нашего природоохранного министерства произошла в связи с тем, что я был уверен, что нужно более активно и профессионально защищать наши природные ресурсы и чтобы они использовались на благо территории. Госсобрание РБ признало работу министерства в этой части неудовлетворительной, что и дало мне основание для принятия кадрового решения. Сейчас в министерстве молодой руководитель, надеюсь, он сумеет принять быстрые, понятные, конкретные решения и выправит ситуацию, – заявил по этому поводу Радий Хабиров.