Мусульманские традиции паломничества к святым местам прошли длительный период становления и развития на Южном Урале. Места поклонения в Саудовской Аравии находятся на большом расстоянии от мест проживания уральских мусульман. Длительность хаджа в прошлом составляла от полугода до нескольких лет, а то и навсегда правоверный покидал свой дом и семью. Мусульманину приходилось преодолевать тысячи километров. Совершение хаджа было очень трудным и опасным. В XVIII – начале XIX вв. до священных мест добирались на лошадях, верблюдах, повозках, пешком. Паломникам рекомендовалось брать с собой припасы во избежание попрошайничества, также они могли совершать честные торговые сделки без наживы. Торговля в пути зачастую являлась единственным средством существования. Многие хаджи не доходили до Мекки, погибая в пустыне от жажды, голода, болезней, рук разбойников. К тому же условия удовлетворения религиозных потребностей мусульман в разные периоды истории обладали определенной спецификой.
Смена государственной политики в сфере свободы совести, перемена отношения к религии и ее институциональным образованиям со стороны субъектов политического процесса повлияли на проявление религиозности мусульман Южного Урала. В Российской Федерации после распада коммунистического строя наметилась тенденция к увеличению числа желающих отправиться в хадж. Представители различных конфессий получили возможность открыто говорить о своей приверженности к той или иной религии, о желании совершать религиозные обряды. С конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. появилась возможность свободно отправляться в хадж. Первая большая группа паломников из СССР (около 1,5 тысячи человек) впервые прибыла в Мекку в 1990 г. после десятилетий запретов и ограничений паломничества. Ее возглавил муфтий Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири Талгат Таджуддин.
В 1990-х гг., например, из Башкортостана, одного из крупных регионов Южного Урала, регулярно отправлялись в хадж от 50 до 200 человек. Количество паломников из республики в настоящее время измеряется не десятками, а сотнями. Это один из показателей развития религиозной жизни республики. Если в 2001 г. общее число отправившихся в хадж составило 42 человека, то в 2007 г. их число выросло до 350.
С 2005–2007 гг. ежегодный показатель темпов совершения обряда увеличивался в среднем на 70%. С 2008–2010 гг. динамика хаджа идет на спад, количество паломников сокращается в связи с финансовым кризисом и повышением стоимости поездки. С 2011 г. вновь наблюдается существенный рост паломников. В настоящее время в хадж выезжают от 600 до 1000 человек ежегодно.
Среди пожелавших совершить паломничество в Мекку есть и духовные, и светские лица. Их средний возраст составляет 50-60 лет. Основная масса хаджи – искренне верующие мусульмане, стремящиеся исполнить свой религиозный долг.
Наиболее стабильной группой хаджиев с 1990 г. являются женщины, в настоящее время они составляют больше половины всех паломников. Основное условие для участия женщин в хадже – сопровождение близкого родственника.
Несмотря на высокую духовную значимость хаджа, мусульмане нередко используют его для занятий коммерцией. Среди хаджи можно выделить небольшую группу бизнесменов и предпринимателей. Однако наличие финансовых возможностей в настоящее время не является стимулом для исполнения пятого столпа ислама. К политически ангажированным паломникам относятся чиновники, депутаты, главы администраций, члены партий или общественных объединений.
В России вопросы паломничества федеральным законом отнесены в компетенцию религиозных организаций, которые отделены от государства. Организацией хаджа занимаются туристические фирмы, получившие аккредитацию духовных управлений.
Они берут на себя все заботы по обеспечению паломника билетами на транспорт, местом в гостинице, питанием, перемещением в незнакомой стране и т. п. Российское государство оказывает содействие в организации паломничества мусульман к святым местам в Саудовской Аравии. Договора и соглашения о сотрудничестве заключены с мусульманскими духовными управлениями как рядом федеральных министерств и ведомств, так и органами власти субъектов Федерации.
В хадж по собственному желанию может отправиться российский гражданин, имеющий заграничный паспорт. Ограничивают количество паломников из разных стран лишь ежегодные квоты, введенные Саудовской Аравией в 1988 г. Квота для России изначально составляла 20 тысяч верующих ежегодно. По 1000 от каждого миллиона мусульман. Однако из-за экономических трудностей в период с 1990-2006 гг. Мекку посещало значительно меньше россиян.
В 2007 г. в хадж отправилось рекордное количество мусульман России с момента легализации хаджа – 18 тысяч человек. С 2009 г. наша страна полностью покрывает квоту 20500 человек, и, по сведениям Совета по хаджу, желающих настолько много, что 10-15 тысяч человек остаются без путевок.
Для того, чтобы совершить хадж и выполнить все обряды, уральскому мусульманину необходимо иметь 150-200 тысяч рублей. Это ощутимая сумма для региона. Возможно, этим можно объяснить попутные занятия коммерцией части паломников. Однако отсутствие финансов не является препятствием для искренне верующего мусульманина.
Многие из них копят средства на протяжении многих лет, работая в нескольких местах, и даже выйдя на пенсию. Пожилые паломники едут на собственные сбережения, либо им помогают дети.
Постепенное увеличение паломников в Мекку имеет ряд результатов для мусульман Южного Урала. Во-первых, мусульмане региона в большей степени, чем прежде, интегрируются в общее мусульманское сообщество. Как известно, мусульмане Волго-Уральского региона всегда были своеобразным ареалом ислама на Европейской части России, и простые верующие крайне мало были знакомы с культурой и бытом исламских стран. Во-вторых, в настоящее время прослеживается поворот части верующих в сторону ортодоксальности, особенно среди молодых мусульман.
Хадж существенно меняет отношение человека к жизни. Зачастую среди паломников встречаются те, кто плохо знает основные правила выполнения не только хаджа, но и намаза. Бывает даже, что люди совершают намаз в первый раз в жизни, приехав в Мекку.
Однако очень много примеров, когда человек возвращается из хаджа глубоко религиозным и начинает выполнять все предписания ислама. В-третьих, современные хаджи, численность которых растет из года в год, влияют на развитие процесса политизации ислама. Хаджи составляют элитную часть внутри сообщества верующих и могут оказывать эффективное воздействие на формирование общественного климата у себя на родине. В перспективе прогнозируется увеличение числа паломников из уральских регионов и расширение их состава.