Все новости
Общие статьи
17 Июля 2019, 11:30

В СЕМЬЕ ДРУЖАТ – ЖИВУТ НЕ ТУЖАТ

Ребенок должен расти в семье – это аксиома. Но, к сожалению, не всем людям дан родительский талант. Иногда родных пап и мам у малышей отнимают пагубные пристрастия или трагические события. Кого-то (чаще младенцев) усыновляют бездетные семьи, кого-то берут на попечение родственники, но прежде у большинства была только одна дорога – в детдом. Относительно недавно у обделенных судьбой мальчишек и девчонок появилась альтернатива – приемная семья, ведь ничто не может сравниться с теплом семейного очага, родительской поддержкой. Известно, что только один из десяти воспитанников детдомов по достижении совершеннолетия устраивается в жизни нормально, а перспективы тех, кто живет с вновь приобретенными родителями, гораздо благоприятнее. Именно поэтому в России и Башкортостане сегодня ведется целенаправленная работа по семейным формам устройства детей. Ее закономерным итогом стало неуклонное снижение числа воспитанников детских домов. Взять ответственность за пять, десять, а то и пятнадцать ребятишек с непростым характером, проблемным здоровьем может далеко не каждый. Для этого должен быть особый дар и щедрое сердце. А уж воспитать их гармонично развитыми, готовыми к жизни, к созданию собственной семьи – сродни подвигу. К счастью, в нашем полиэтническом регионе немало людей, готовых по доброй воле взвалить на свои плечи воспитание приемных детей разных национальностей. Их не страшат ненормированный рабочий день, педагогический труд без отпусков, порой жесткие финансовые условия. Самоотверженность этих людей достойна общественного признания и всяческой поддержки. О том, как устраивается жизнь замещающих семей, об их быте и отношениях с окружающими, мы рассказываем на реальных примерах.

НЕРЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ НЕТ!
Уфимская семья Фатьяновых стала приемной в 2004 году, когда у них появилась дочь Лена. Родной сын Саша против появления четырехлетней сестренки не возражал, немного огорчало его лишь то, что поначалу она говорила лишь по-башкирски. При этом девочка была музыкально одаренной и тяготела к танцам. Сегодня Александр учится в магистратуре Уфимского государственного авиационно-технического университета и живет отдельно от родителей, а Лена близка к окончанию Башкирского хореографического колледжа имени Р. Нуриева.
В 2009 году Фатьяновым предложили участвовать в городском конкурсе приемных семей, где они победили, вскоре после этого было решено взять на воспитание еще одного ребенка.
– Перед этим мы прошли обучение в школе приемных родителей в уфимском Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья». Если в случае с Леной мы все познавали методом проб и ошибок, то обучение сразу же прояснило многие проблемные моменты. А вместо одного ребенка специалисты Управления по опеке и попечительству Администрации Уфы предложили нам взять сразу троих. Мы подумали и приняли родственников – Кирилла, Юлю и Женю, причем они уже имели опыт пребывания в другой приемной семье, которая на тот момент распалась. Сегодня Кирилл уже служит в армии, а девочки еще учатся в школе, – говорит Ольга Фатьянова.
Так Ольга Сергеевна, сама выросшая в большой дружной семье, стала профессиональной приемной мамой. Она полностью отдает себя воспитанию, развитию и обучению детей. Часто справиться с непростой ситуацией помогают чувство юмора и умение принимать жизнь такой, как она есть.
Через некоторое время в их дружной семье появилась еще одна компания. В 2014 году семья Фатьяновых взяла на воспитание Дмитрия и его сестер Карину и Кристину.
Семья живет в трехкомнатной полнометражной квартире. Поскольку днем все находятся на работе или учебе, тесноты не ощущается. К тому же все дети занимаются в школах искусств, получают призовые места в различных конкурсах. С учетом особого статуса приемных детей, им предоставляется 50% скидка при оплате обучения в школах искусств. А в выходные и на каникулах Фатьяновы отдыхают на своей даче, летом отправляются на рыбалку или на сплав по рекам республики, зимой – в лыжные походы.
В каждом доме свои обычаи и традиции, дети постепенно привыкали к ним, притирались друг к другу. Сейчас все устоялось, в семье сложились гармоничные отношения. Здесь не задумываются о кровном родстве, о национальности, старшие помогают младшим с уроками и все вместе – родителям по дому. Случалось, например, что на родительские собрания одновременно шли Фатьяновы-старшие, Саша и Кирилл.
Казалось бы, вот она – семейная идиллия. Но, при поступлении в семью многие из детей страдали различными заболеваниями. В частности, некоторые имеют статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Особое внимание к лечению детей, регулярные занятия с дефектологами и психологами уже упомянутого центра «Семья» позволили снять диагнозы. Малейший успех в одной сфере сказывается в обретении детьми уверенности в себе, что в свою очередь влечет за собой прорыв в других областях. Например, задержка речи вовсе не является препятствием для занятий танцами, родителям лишь нужно определить этот «ключ» к успеху. В «Семье» для детей организованы различные занятия, которые неизменно проходят в увлекательной веселой форме, часто устраиваются семейные праздники. А юристы Центра помогают в разрешении правовых вопросов при оформлении полагающегося сиротам жилья или получения алиментов. Управление по опеке и попечительству неизменно выделяет путевки в детские санатории и летние оздоровительные лагеря. Приемные родители ежемесячно получают пособие на содержание детей и вознаграждение за каждого ребенка.
– Своих детей мы не выбирали, но они называют нас мама и папа. Я уверена, что при желании все проблемы решаемы и стараюсь делать все, чтобы наши воспитанники были адаптированными в социум, могли противостоять жизненным невзгодам. В детских домах подростков освобождают от готовки, стирки, расходования денежных средств, поэтому они выпускаются без элементарных знаний и навыков, – подчеркивает Ольга Сергеевна.
Наверно, не случайно, Ольга Фатьянова стала победительницей второго Всероссийского конкурса «Успешная мама – 2015», организованного Благотворительным фондом социальной поддержки и защиты граждан «Дорога в жизнь».
СЧАСТЛИВЫЙ ДОМ
В большом доме Салиховых, что живут в деревне Юлушево Уфимского района, тишина – редкая гостья, обычно здесь шумно и весело. Наверное, по-иному и быть не может в семье, где девять приемных детей, а еще у Фариды Фанилевны два уже взрослых сына. Вместе с Салиховыми сейчас живет еще 88-летняя мама Фариды, которую все дети считают своей нэнэйкой.
– Я с детьми жила и работала в Уфе, а в Юлушево приехала к подруге. Бывая у нее, познакомилась с Ильдусом Исмагиловичем, добрым и веселым человеком, мастером на все руки, который работал электриком в совхозе. Мы поженились, Ильдус всем сердцем принял моих сыновей, которые потянулись к мужчине, сразу признав в нем отца.
Время летит быстро, не успели Салиховы-старшие оглянуться, как мальчики выросли и покинули родительский дом, завели собственные семьи. Супруги вдруг остро ощутили одиночество, им не хватало детских голосов и смеха, поэтому решили взять ребенка из детдома, но перед этим прошли соответствующий курс обучения при БГПУ имени М. Акмуллы.
Первым в их семье в 2006 году появился 11-летний Андрей, причем приемных родителей-татар не смутило его русское происхождение. Сейчас парню 22 года, он трудится сварщиком и живет в Уфе, ожидает получения положенного по закону жилья. Несмотря на то, что стал самостоятельным, Андрей частый гость у приемных родителей, в начале лета практически в одиночку поставил на их участке просторный летний дом.
– Когда мы брали его на воспитание, то даже в самых смелых фантазиях не могли предположить, что через некоторое время у нас появится его шестилетний братишка Максим, которому сейчас 11 лет, – рассказывает Фарида Фанилевна.
Чтобы увеличившейся семье не было тесно в старом бревенчатом доме, за год выстроили новый просторный кирпичный дом. И теперь по уровню комфорта он не уступает городским квартирам со всеми удобствами.
Еще до Максима супруги приняли под свой кров Айнура и его родных сестер Альбину и Алину. На их долю выпало много испытаний, дети имели статус «ОВЗ». Поначалу они были угрюмы и насторожены, бросались в разные стороны даже от звуков громкого голоса. Но постепенно освоились, «оттаяли», начали называть Салиховых мамой и папой.
Как позже выяснилось, в прежней семье громкие голоса предвещали очередной скандал и драку, в которой пьяные родители не разбирали правых и виноватых. Удивительно было для них поначалу видеть праздничный стол без спиртного. А чтобы приемыши могли нормально учиться, пришлось пройти несколько продолжительных курсов лечения в Республиканском детском центре патологии речи. Сейчас из этого трио школьница только Алина, а Айнур и Альбина осваивают тонкости профессии «хозяин усадьбы» в Башкирском агропромышленном колледже.
Потом в доме появились два брата Саша и Никита, родную мать которых лишили родительских прав. Сейчас добродушному Саше уже 12 лет, он необычайно силен для своего возраста, часами отрабатывает удары по самодельной боксерской груше. Никите недавно исполнилось семь лет.
Восьмым приемных ребенком в семье стал Артур, причем это родной брат Айнура, Альбины и Алины. Их мать подкинула четырехмесячного малыша в Дом грудничка. Этой осенью Артур пойдет в третий класс. Сестры и брат ему с уроками помогают, в школу водят.
– На селе о тяжелом положении детей в неблагополучных семьях знают и соседи, и представители местной власти, но почему-то своевременно не реагируют. Обычно все спохватываются, когда детям нужно идти в первый класс, а они не приходят, потому что горе-родителям до этого нет дела, – недоумевают Салиховы. – По отработанной схеме таких людей обычно лишают родительских прав, а детей направляют в детские дома, откуда они иногда попадают в приемные семьи. Но даже многолетних усилий приемных родителей подчас оказывается недостаточно, чтобы полностью снять весь негатив и болезни, который приобрели дети в родных семьях за свою коротенькую жизнь. В мае этого года в семью приняли еще одного Андрея, мать которого находится в местах не столь отдаленных.
Все дети помогают старшим по дому, по мере сил ухаживают за огородом, а с родителями общаются исключительно по-татарски, быстро изучив язык. Они подрастают, у каждого есть свои успехи. Родители искренне рады за них, а родные сыновья Фариды часто берут новых родственников в гости. Из-за того, что в семье много мальчишек, они все поголовно увлекаются футболом и любят гонять на велосипедах, причем двухколесный транспорт есть у каждого из подростков.
Существенную поддержку семье оказывают органы опеки Уфимского района, регулярно и безвозмездно предоставляют путевки в детские санатории и летние оздоровительные лагеря. В момент нашей беседы четверо ребят находились в лагере. Дети, имеющие статус «ОВЗ», освобождены от оплаты школьных обедов. Приемные родители ежемесячно получают пособие на содержание детей и вознаграждение за каждого ребенка. Несколько лет назад Салиховы получили адресную социальную помощь на основании социального контракта, приобрели на эти средства гусей и кур, что стало хорошим подспорьем для семейного стола. Недавно при содействии Минтруда РБ ООО «Газпром трансгаз Уфа» подарил семье большой холодильник.
Салиховы, безусловно, достойны большого уважения. Эти отзывчивые люди не смогли пройти мимо чужого горя и взвалили на свои плечи воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
СОЛНЕЧНЫЕ ДЕВОЧКИ
Необычная семья живет в селе Новая Отрадовка Стерлитамакского района, вернее будет сказать – две семьи в одном большом доме. У Татьяны и Ивана Кравченко – семь дочерей в возрасте от года до 14 лет, и только трое из них кровные. Почти у каждой из девочек медицинская карта полна серьезных диагнозов: синдром Дауна, ДЦП, поражение ЦНС, порок сердца.
– В 2007 году врачи поставили мне диагноз – бесплодие. Мы с мужем сильно переживали, и знакомые посоветовали нам взять ребенка из детского дома. Кроме того, мы надеялись, что Бог может дать мне своих детей. Посоветовались с моими родителями и родителями мужа и, заручившись их одобрением, оправились в детдом, – вспоминает Татьяна.
Выбор пал на трехлетнюю Дашу, которая имела внешнее сходство с будущими приемными родителями и сразу им понравилась. Но оказалось, что девочка страдает ДЦП, пороком сердца и микроцефалией, к тому же у нее есть сестра-близнец Мария, у которой были еще более тяжелые заболевания. Жилплощадь позволяла взять только одну девочку, а разлучать ее с сестрой не хотелось, и тут на выручку пришла мать Татьяны – Ирина Ильдаровна, которая через месяц взяла Машу к себе. Так сестры воссоединились в одной большой семье. Сейчас улыбчивым красивым девочкам уже по 14 лет.
Ожидания Татьяны и Ивана оправдались, у них родились долгожданные Евгения, Александра и Владислава, причем Александра – тоже инвалид. Кравченко удочерили Дашу. А Ирина Кондрикова взяла под опеку еще девять девочек с аналогичными диагнозами, удочерила девять из десяти детей. Мальчиков в семью не берут, потому что понимают невозможность нормально их воспитать в сугубо женском окружении. К тому же Иван, который трудится механиком в совхозе «Рощинский», сутками пропадает на работе.
У каждого ребенка – своя история рождения, болезни, предательства близкими, борьбы за жизнь и радости от познания окружающего мира. Несколько детей имеют синдром Дауна. Такие дети отличаются от других малышей внешностью и умственным развитием, у них часто бывает порок сердца, проблемы со слухом и зрением. Но при этом они очень ласковые и привязаны к своим близким. Этих ребят часто называют солнечными. Когда они становятся взрослыми, их детское восприятие мира сохраняется – они беззащитны и доверчивы, а их умственное развитие тоже остается на детском уровне. В этой большой семье воспитываются не только дети с разными диагнозами, но и разных национальностей: русские, чувашки, украинки, казашка, армянка, азербайджанка. Для приемных родителей все они любимые и желанные.
Сегодня семья живет в просторном двухэтажном доме, приобретенном два года назад по ипотеке. Во дворе родители устроили превосходную игровую площадку с уютной летней верандой. Несмотря на то, что дом полон детей разного возраста, здесь царит порядок. Старшие сестры очень внимательны к младшим – тут же отбирают у них мелкие вещи, чтобы они их ненароком не проглотили.
Большинство девочек школьного возраста находятся на домашнем обучении, четыре раза в неделю к ним приходят учителя из местной школы и занимаются индивидуально с каждым ребенком.
Если с органами опеки налажен хороший контакт, то с медиками гораздо сложнее. Недавно врачи местной поликлиники наконец-то провели диспансеризацию девочек на дому, причем привезли с собой всю необходимую диагностическую аппаратуру. Иногда сложно вовремя получить бесплатные препараты, жизненно необходимые детям с тяжелыми неврологическими заболеваниями. Приходится покупать лекарства в аптеке за полную стоимость. Государство обеспечило девочек инвалидными колясками и специальными тренажерами, правда, подгузников выделяется явно недостаточно. В санатории с детьми взрослые ни разу не ездили, без сопровождения детей отправить невозможно. Поэтому они решили по максимуму обеспечить лечение и реабилитацию на дому – освоили массаж, научились делать уколы, купили аппараты для электрофореза и магнитотерапии, взяли в аренду массажное кресло. Татьяна сейчас учится на психолога, чтобы знать, как находить подход к каждой своей дочке.
Среди детей есть «подкидыши» в Дом малютки, от некоторых девочек отказались родители, они не получают алиментов. Есть и дети, чьих родителей лишили родительских прав. Кравченко-старшие получают пособие на содержание приемных детей и вознаграждение за каждого ребенка, а дети-инвалиды – пенсию по инвалидности. Ирине Ильдаровне, поскольку ее семья является опекаемой, выплачивается пособие на содержание детей, которые в свою очередь получают пенсию по инвалидности. Плюс к тому – ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом и ежемесячную денежную компенсацию по коммунальным услугам. Но было бы неверным говорить, что с приемными детьми отпадают все финансовые трудности. Жесткой нужды нет, но и от помощи семья не отказывается. Недавно один благотворитель подарил новый семиместный автомобиль «Лада-Ларгус», который водит Татьяна Кравченко. По ее словам, появление автомобиля позволило снять ряд вопросов, связанных с перевозкой детей.
– Мы вполне осознаем последствия своих шагов по удочерению, но эти девочки, уже однажды преданные своими родителями, вряд ли переживут еще один удар, когда по достижении 18 лет их направят в специнтернат для взрослых, страдающих подобными заболеваниями. Поэтому будем заботиться о них, пока у нас хватит сил, а там и мои родные внучки помогут, не зря мы их воспитываем всех вместе, – говорит Ирина Кондрикова.
У всех этих мужественных людей своеобразный подход к решению проблем – они стараются сами найти выход из любой трудной ситуации. Они считают, что каждый ребенок заслуживает право на счастье и родительскую любовь, и неважно, здоровый он или инвалид.
Многие семьи не хотят брать приемных детей, опасаясь плохой наследственности, трудностей адаптации ребенка в семье, проблем с кровными родственниками. Но от этого не застрахована ни одна семья, где, например, воспитываются только свои, родные дети. Видимо, дело тут в ином, а именно, – в гуманизме, в стремлении взять под свое крыло несправедливо обиженных судьбой детей. Особенно если это подкрепляется поддержкой государства.
Читайте нас: