Все новости
Общие статьи
28 Августа 2017, 16:53

Закон Ома в экономической цепи

Очевидно, что успех в любой сфере деятельности, в том числе и экономической, определяется тем, насколько системно построена эта работа. Так же неоспоримо, что наиболее эффективная система – это сама природа, окружающий нас мир. «Это же как закон физики», – говорим мы, подчеркивая непререкаемость и неоспоримость какого-либо явления. Люди создают свою систему отношений, но как дети природы должны учиться у нее и «перенимать» ее законы. По большому счету, и нормы человеческого общежития имеют природную основу, а метафизика идет за физикой. Не претендуя на научный труд, попытаемся в этом эссе провести несколько аллегорий и аллюзий между известными естественными законами и сферой экономических взаимоотношений на примере выстраивания системы более эффективного инвестиционного климата в Республике Башкортостан.

Конкурируя – эволюционируем


Как известно, «птицы небесные не жнут, не сеют, а сыты бывают», и только человек должен в поте лица добывать хлеб свой. Одна из главных тенденций в современной экономике – нарастание конкуренции и стремление всех субъектов рынка стать более конкурентоспособными. Как эволюция привела к выживанию и развитию наиболее приспособленных видов животных, так и конкуренция в экономике «мотивирует» к развитию самых целеустремленных субъектов рыночной борьбы. Главный показатель конкурентоспособности региона сегодня – это позиция субъекта федерации в Национальном рейтинге инвестиционного климата. Известно, что Башкортостан сумел существенно продвинуться за последние два года, совершив настоящий прорыв с 40-го места в 2015 году до «счастливого» 13-го в 2017-м.


Для выстраивания эффективной системы инвестклимата в республике было создано сразу несколько разноуровневых органов. Стратегически эту работу возглавляет Общественный совет по улучшению инвестиционного климата РБ, который ведет Глава республики Р. З. Хамитов. Заседания Совета проводятся достаточно часто. Например, в мае этого года проведено сразу два заседания этого органа.


Также при Главе РБ действует Координационный совет по предпринимательству. Минэкономики РБ курирует и систематизирует работу по повышению инвестклимата, выдвигает соответствующие законодательные инициативы. Проектный офис РБ анализирует инвестиционную деятельность в рамках тематических направлений и дорожных карт, например по снятию административных барьеров. Задача Корпорации развития РБ – конкретная и точечная работа непосредственно с потенциальными инвесторами, чтобы сделать их реальными. Активно действуют другие институты развития, например, Региональный фонд. Кроме того, на уровне муниципалитетов действует институт инвестиционных уполномоченных, обычно это заместители глав города или района.



В республике действует «дорожная карта» по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. В результате ее исполнения сократилось количество процедур при получении разрешения на строительство, а сроки прохождения этих процедур снижены до трех месяцев.

В ходе реализации положений федерального Стандарта развития конкуренции в республике наряду с социально значимыми рынками определены и приоритетные по созданию конкурентной среды.

Катализаторы

и ферменты


Как мы помним из курса химии, вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции, называется катализатором. В живых системах, то есть в организмах, эту роль выполняют ферменты. В условиях жесткой конкуренции развивать экономику нужно максимально быстро, дабы не остаться в роли аутсайдера. Поэтому для создания инвестклимата необходимо «катализировать» соответствующие процессы при помощи специальных «ферментов», в нашем случае – это институты развития. В Республике Башкортостан создано сразу несколько таких институтов. Это Корпорация развития, Региональный и Залоговый фонды. У каждого из этих органов своя роль в ускорении бизнес-процессов.


Региональный фонд РБ предоставляет возвратные займы для успешного запуска инвестпроектов. Недавно начавший действовать Залоговый фонд РБ предоставляет в виде залога государственную собственность для привлечения кредитов на инвестиционные проекты. Задачи Корпорации развития понятны из самого названия этой организации. В качестве инструментов здесь применяется комплексное сопровождение инвестиционных проектов, подбор инвестиционных площадок по республике (их насчитывается более 700), содействие проектам государственно-частного партнерства. Еще одна важная сфера деятельности Корпорации развития – индустриальные парки. К примеру, индустриальный парк «Уфимский», управляющей компанией которого является Корпорация развития, признан лучшей практикой в России на всероссийском Гайдаровском форуме. Как известно, индустриальный парк – это специально созданная площадка, которая управляется специализированной компанией, обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой и энергоносителями. Парки создаются для размещения здесь сразу нескольких десятков самостоятельных предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Основным преимуществом размещения производства именно в парке является так называемый «быстрый старт». Срок запуска проекта в индустриальном парке значительно короче, как следствие – предынвестиционная фаза проекта меньше, что позволяет сократить срок вывода проекта на стадию запуска и окупаемости. В республике уже работают 11 индустриальных парков.


Основной показатель эффективности для индустриального парка – это отношение капитальных вложений в свою инфраструктуру к инвестициям бизнеса в производство. Наиболее динамично развивается деятельность индустриального парка «Уфимский», где показатели выше аналогичных среднероссийских критериев. Так вот, если один рубль, вложенный в инфраструктуру индустриального парка, в среднем по России принес около 7 рублей частных вложений, то соответствующий показатель в парке «Уфимский» в три раза выше – почти 20 рублей частных вложений. На сегодняшний день в индустриальном парке «Уфимский» 10 резидентов. Коэффициент заполняемости парка – более 90%, что значительно превышает среднероссийский уровень, который составляет около 50%.


Одним из самых действенных механизмов «ферментации» инвестклимата стала работа с моногородами республики с целью присвоения им статуса территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Этот статус предоставляет существенные налоговые и иные льготы для инвесторов. Сегодня Башкортостан – один из двух регионов страны, где статус ТОСЭР получили сразу два города – Кумертау и Белебей. Организации охотно подписывают соглашения с администрациями этих городов о размещении там инвестиций с целью открытия новых производств, что создаст там сотни новых рабочих мест. По состоянию на август 2017 года уже насчитывается 7 резидентов на указанных территориях. Также статус ТОСЭР могут получить еще четыре монопрофильных муниципальных образования – Нефтекамск, Учалы, Благовещенск, Белорецк.


Заявки по этим городам в апреле 2017 года поданы в Минэкономразвития России, в настоящее время они рассматриваются. К весьма действенным «катализаторам» инвестиционной деятельности необходимо отнести механизм предоставления льгот и преференций для инвесторов. К уже существующей довольно обширной линейке льгот недавно добавлена еще одна значительная преференция, предусматривающая снижение региональной ставки по налогу на прибыль с 17 до 10%. Применение этой льготы возможно в отношении проектов с объемом вложений от 50 млн рублей, а доходы от реализации регионального инвестпроекта должны составлять не менее 90% всей прибыли организации.


Ковалентные связи


Как известно, есть несколько видов химических связей, но для биологических систем характерна ковалентная связь. Здесь два атома разных химических элементов взаимодействуют, как бы обмениваясь электронами, и, таким образом, возникает устойчивое притяжение, образующее молекулу нового вещества. В продолжение наших аллюзий естественных законов с тенденциями в экономике возникает сравнение с таким союзом, как государственно-частное партнерство. До 2016 года проекты ГЧП осуществлялись на основе различных отраслевых законов и подзаконных актов. Прямого закона, регулирующего ГЧП, не было. Он начал действовать только два года назад, а соответствующий закон РБ – год назад.


Сегодня реализуется 3 концессионных соглашения на уровне республики и 35 соглашений в рамках муниципально-частного взаимодействия – в муниципалитетах. Среди них следует отметить крупный ГЧП-проект в дорожном строительстве. Это создание нового выезда из Уфы на автотрассу федерального значения М-5 «Урал» (так называемый «Восточный выезд»). Здесь объем инвестиций составит 32 млрд рублей. По итогам 2016 года Башкортостан вошел в лидирующую десятку субъектов РФ рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства, заняв седьмое место. В 2013 году в этом рейтинге республика находилась на 51-м месте, в 2014 резко поднялась на 16-е место, в прошлом и позапрошлом годах находилась на 11-м месте.


Для оценки места региона в рейтинге ГЧП специалисты прежде всего обращают внимание на такие критерии, как опыт реализации проектов ГЧП, нормативное правовое обеспечение и наличие институциональной среды (то есть соответствующих условий). В определенном смысле к устойчивым «ковалентным связям» можно отнести и работу Проектного офиса, где представители государства и бизнеса совместно работают над комфортной средой для предпринимательства.


Закон Ома


«Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению данного участка». Так изложен Закон Ома в школьном курсе физики. Очевидно, что сила инвестиционного «тока» напрямую зависит от напряжения в конкуренции инвесторов и обратно пропорциональна сопротивлению чиновников в виде их административных препонов.

Здесь же следует отметить еще один институт, применяемый Минэкономразвития РБ, – механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Эта процедура имеет целью устранить нормы, которые могли бы создавать административные барьеры для предпринимательства. Республика Башкортостан стала пилотным проектом в осуществлении этого нового инструмента поддержки бизнеса. С 2017 года ОРВ будет применяться не только в масштабах республики, но и в 25 муниципальных образованиях Башкортостана.


Суть ОРВ заключается в экспертизе проектов всех нормативных правовых актов Республики Башкортостан в сфере предпринимательства, за исключением проектов законов РБ в отношении налогообложения и бюджетных правоотношений. Весь механизм ОРВ «заточен» на максимальную прозрачность обсуждения. Более того, процедура ОРВ считается неполноценной, если она обсуждалась неактивно или вовсе не обсуждалась. Непременным атрибутом этого механизма является проведение публичных консультаций разрабатываемых документов, в которых должны принимать участие все заинтересованные стороны и прежде всего – сами предприниматели. Увы, но представители бизнеса республики весьма пассивны в процессе обсуждения проектов законов, которые затем самым непосредственным образом скажутся на их деятельности. Минэкономразвития РБ использовало все варианты привлечения внимания предпринимателей к ОРВ.


Это были и обращения к многочисленным предпринимательским организациям, и выступления в СМИ, и даже почтовые рассылки для предпринимателей. Результат, тем не менее, перманентно неутешительный: в обсуждении ОРВ в республике участие принимают считанные единицы представителей бизнеса. К слову сказать, такая же тенденция наблюдается и в работе проектных офисов. На эти встречи, несмотря на широкую рекламу, приходят мало предпринимателей. И здесь нельзя не вспомнить еще один фундаментальный природный диалектический закон – «единство и борьба противоположностей». Да, представители бизнеса каждый в своей сфере являются конкурентами друг другу, но ради общей цеховой задачи они должны объединиться и сплотиться, чтобы донести свой голос до государства. Иначе сила тока в экономической цепи будет недостаточной.


P. S. По итогам рейтинга Мин-экономразвития России, в 2016 году Республика Башкортостан заняла 10-е место среди регионов Российской Федерации, сохранив позиции в группе «высший уровень». В инициативном порядке обеспечено внедрение в республике процедуры оценки фактического воздействия, которая в настоящее время проводится лишь в 17 субъектах России.
Читайте нас: