Все новости
Общие статьи
12 Августа 2013, 19:36

На северной окраине ислама

К 225-летию ЦДУМ России. В сентябре 2013 года в общероссийском масштабе будет торжественно отмечаться 225 - летие Оренбургского магометанского духовного собрания – Центрального Духовного управления мусульман России. Решение об этом принято руководством Российской Федерации

ОМДС – ЦДУМ, это единственная высшая общероссийская религиозная организация, существующая в неизменном виде вот уже третий век. Столь продолжительная летопись свидетельствует о глубокой интеграции ЦДУМ в российскую историю, а так же о том, что эта деятельность на протяжении веков удовлетворяла и миллионы российских мусульман и государство в самые разные периоды его истории.
О прошлом и сегодняшнем дне этого уникального религиозного ведомства мы попросили рассказать верховного муфтия, Шейх-уль-ислама, председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина


Глубокоуважаемый Муфтий Хазрат, предстоящий юбилей Центрального духовного управления мусульман России – это событие значимое для всей нашей необъятной страны. Два столетия и еще четверть века – достаточно солидный для истории срок. Какой, на ваш взгляд, была историческая миссия ЦДУМ на протяжении этого времени?
Монахи-суфии. Фото С. М. Прокудина-Горского


Юбилей центрального духовного управления мусульман России, это конечно, событие не только для мусульман, это событие для всей страны, для всех людей доброй воли, я бы сказал. Почему? Потому что сейчас мы, после развала Советского Союза, искренне осознаем, что духовная жизнь неотрывна вообще от жизни как таковой. Это стержень. Когда нет этого стержня, очень быстро все ломается и разрушается. Вроде бы коммунистическая идеология ставила очень многие насущные вопросы жизнеустройства – о справедливости, забота о человеке, моральный кодекс и т.д.. Но стержня – «ради кого и ради чего?» - не было. Именно поэтому и произошло разрушение, распад страны так моментально. И очень быстро с этим смирились и миллионы наших соотечественников.
Башкиры на полуденной молитве в окрестностях деревни Мулдакаево. Фото Максима Дмитриева, начало 1890-х г.


Духовность не только в жизни страны, народов, в жизни каждого человека составляет основу его бытия. С чем эти законы связаны?


Вера в Создателя, в признании Его, в сопоставлении своих слов и действий с духовно-нравственными принципами веры - укрепляют основы бытия.


Историческая миссия центрального управления мусульман России в течение более чем двух веков, я думаю, состояла и состоит в консолидации духовной жизни, мусульман нашей страны. Почти что пять веков мы живем в одном, едином государстве – в России. Но и до этого мы взаимодействовали с соседями.



Создание Оренбургского магометанского духовного собрания по указу императрицы Екатерины II, означало признание ислама, мусульман и их веры в жизни российского государства. Потому что прошедшие века, до создания ОМДС очень явно и ясно доказывали, что мусульмане являются составной, неотъемлемой частью российского народа. И всей своей историей: защитой от внешнего врага, в ходе смут и иноземных нашествий, искренним вкладом в развитие и процветание нашей родины, мусульмане нашей страны смогли достичь того состояния, когда уже признанные и законом, и государством, устраивали свою духовную жизнь согласно установлений священного Корана и Сунны, пророка Мухаммада - Саллалаху Галейхи уа Саллям (да благословит его Аллах и приветствует (далее -с.г.с.) И поэтому, эта историческая миссия заключается прежде всего в упорядоченной духовной жизни, а значит и в укреплении мира и согласия между последователями традиционных конфессий нашей страны, составляющими один единый российский народ.
Преподаватели медресе "Галия" (1916 г.) В переднем ряду в центре Зия Гамали, справа от него Галимджан Ибрагимов


За прошедшие 225 лет ЦДУМ пережил множество этапов - это царский режим, гражданская и Великая Отечественна войны, период советской власти, перестройка, и наконец - новая демократическая Россия. Чтобы вы могли сказать о роли традиционного ислама для народа страны в каждом из этих этапов ?


- Все эти этапы они очень важны, и без них, даже если мы одно звено проигнорируем, то целого не получили бы. Но самое близкое для нас – это то, что сегодня. Мы живем в такое время, когда коренным образом изменились отношения в нашем государстве, и общественные отношения, политические отношения. За последние 20 лет все народы, составляющие одну единую Россию, это более 180 народов, осознали, что без духовно-нравственного возрождения мало, что можно добиться. Это возрождение духовности вообще. И, в первую очередь, для последователей традиционных конфессий.
Преподаватели и слушатели курсов по подготовке и переподготовке учителей татарского языка и литературы. Уфа (1917 г.)

Многие думали, что за 70 лет с религией можно покончить. В 1980-м году, когда я избирался муфтием, некоторые чиновники в Москве говорили мне – наверное, Талгат, вы будете последним муфтием, ждали коммунизма, наверное. А сейчас в стране уже около ста муфтиев, несмотря на то, что в то время мусульман в Советском Союзе было 70 млн., а сейчас в России около 20 млн. В СССР было тогда всего лишь 4 муфтия. Было полнейшее братское сотрудничество с духовными управлениями мусульман Закавказья и Средней Азии, на равных условиях, будь то в международной деятельности, прием гостей, участие и организация различных конференций, миротворческих миссий. У нас был отдел международных связей мусульманских организаций СССР в Москве.

Роль традиционного ислама для народов нашей страны, прежде всего, сегодня в том, что мы все вместе сохранили этот традиционный ислам. Он испытан в течение веков, помог нашим народам сохраниться. Сохранить и сам народ и родной язык, культуру, нашу самобытность, неотделимые по отношению к жизни. Сегодня различных суррогатов ислама предостаточно, но это - «модифицированный продукт» с какими-то , образно говоря , «вкусовыми добавками», «яркой оберткой» , концентратами, а вот содержимое этих «субпрподуктов» хромает. Вы понимаете, о чем я говорю. И сегодня у нас псевдоучителей предостаточно, со всех сторон пытаются за последние 15-20 лет учить, как верить в Бога, молиться, что правильно, что неправильно.


Истории Ислама более 14 веков. Еще пророк Мухаммад с.г.с. в 9 году Хиджры направил трёх своих сподвижников на берег реки Волги в Булгары и с тех пор наши предки через них непосредственно начали принимать Ислам. В 922 году по христианскому летоисчислению в 310 году Хиджры наши предки древние булгары на Урале и в Поволжье официально и добровольно приняли ислам как государственную религию.


Некоторые говорят – мы не понимаем, что такое традиционный Ислам. Все очень просто - это то ,что выдержало испытания веками. Именно на этой основе наши предки нашли тот золотой стержень понимания со всеми народами, последователями традиционных конфессий нашей страны. Первейший принцип был: «всех кроме себя считать святыми». Бабушки, дедушки наши так говорили. И полное осознание того, что все люди на этой земле – одна общечеловеческая семья, как учит и Коран, и Библия, и Тора. И каких-то глобальных противостояний или противоречий между последователями традиционных конфессий и народами нашей страны за эти века не было. Были иногда перегибы государственной политики чиновников на местах, но это все частности. В жизни же народов нашей страны не было ни религиозного, ни национального противостояния - абсолютно. Менталитет народов и наций Росси за эти годы стал так близок, похож друг на друга. Почему? Потому что так нас свел воедино Всевышний, а сосед этот все равно, что брат. И роль традиционного ислама раньше и сегодня, и в будущей жизни в нашей стране велика, чтобы не сползти на путь фанатизма, радикализма. Основа её, как учил пророк Мухаммад с.г.с. и все посланники Божие: «Не один из Вас не станет настоящим верующим, пока не будет желать другим тоже, что желает и для себя».

Большую часть 20-го века , в стране велась антирелигиозная пропаганда, зачастую это был агрессивный , воинствующий атеизм .Так за 10-15 лет число мечетей сократилось только в Башкортостане в 200 (!) раз. Тем не менее в народе вера не умерла, чему подтверждением ее пышное возрождение сегодня. Что питало эту веру в то непростое время?
До 1917 года по нашему духовному управлению было более 7 тыс. мечетей. За 10 лет – с 1917 по 1928 год было построено еще более 7000 мечетей.


Все это благодаря свободе вероисповедания, предоставленной в 20-е гг. Известно обращение Ленина к мусульманам, народам Востока: «Устраивайте свою духовную, национальную жизнь согласно вашим верованиям». И действительно, в государственных школах преподавалась религия в 20-е годы. Пережили гражданскую войну, и тысячи мечетей построили, а сколько храмов других конфессий?! И вдруг в 30-е гг. только по Башкортостану более 2000, а по стране более 60 тысяч служителей ислама были репрессированы в 30-е годы , а весь состав президиума Центрального духовного управления был арестован и расстрелян. Более 14 тысяч мечетей было разрушено и десятки тысяч храмов других конфессий. В 80-м году в Башкортостане, когда я был избран, было всего 16 мечетей. В Ишимбае мечеть построили солдаты, ветераны войны, которые поклялись еще в годы войны, что если живы-здоровы вернемся, то обязательно в Ишимбае построят мечеть. И они сдержали клятву, в 1947 году построили небольшую мечеть, она и сейчас действует.


А сегодня мы видим, что за 15-20 лет в Башкортостане построено более 1100 мечетей.


О чем это говорит? О том, что вера не угасла. И вера не заключается в храмах, зданиях - деревянных или каменных, вера в сердцах людей, она питала любовь к своим детям, прежде всего, матерей и бабушек, родителей, которые из века в век передавали, веру и они видели, что происходит, как разрушаются эти храмы, ведь мечети не строились за счет бюджета государства. На кровные строились - и вот на эти копейки в каждой деревне и мечеть строилась, и медресе, и дети обучались. Это не забылось. И чем больше пружина сжимается, тем больше ответная реакция. Вот это и сыграло. Я хочу сказать то, что огромная роль в возрождении веры то, что наши предки приняли ее добровольно.


Никакого насилия, принуждения в принятии Ислама не было. Также как и у наших православных соотечественников, которые сейчас с огромным воодушевлением отмечают 1025-летие принятия христианства на Руси. О возрождении веры говорит тот факт, что в возведении мечетей участвуют стар и млад, бизнесмены, всем народом воздвигается они органы власти оказывают всяческое содействие.
Каменное здание медресе "Галия"


В соответствии со статьей 14 Конституции нашей страны - " Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Однако в мире немало теократических или клерикальных государств, где религия и власть практически неразделимы. В РФ государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти , но с другой стороны - религия по определению выполняет часть государственных функций - например в воспитании нравственности и морали. В этом контексте - и мечеть и церковь и синагога могут претендовать на государственную поддержку?


Еще раз назову цифры - В СССР было 70 млн. мусульман , а мечетей чуть более 300. Разрушены были тысячи и тысячи мечетей, православных храмов, синагог, дацанов! Справедливость должна быть восстановлена. И сегодня . слава богу государством выделяются земли на строительстве храмов, мечетей, церквей, средства на образовательные программы .. У нас более 70 лет не было вообще мусульманского образования,. Всего 50 студентов в Бухаре обучалось - то есть пропорции были такими – по одному обучаемому священнослужителю на 1 млн. мусульман, или даже меньше. Сейчас 7 российских - исламских университетов существует, но и они еще на стадии становления. Определены и вузы - партнеры для каждого региона. У нас в Уфе уже с 1989 года первое духовное образовательное учреждение – это Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России. Более 700 студентов учится. Это очное, заочное и вечернее обучение, приезжают учиться со всех регионов нашей страны. Определен Вуз партнер – Башкирский педагогический государственный университет. Государство таким образом оказывает помощь, но оно не престает быть при этом светским!


Сегодня по обращению традиционных конфессий нашей страны - Межрелигиозного Совета России к руководству страны поставлен вопрос о введении уроков - основы культуры традиционных конфессий России в общеобразовательной школе. Такие уроки необходимы. Родителям попросту некогда заниматься этим, они находятся в каждодневной гонке за хлебом насущным. Как предрекал пророк Мухамад с.г.с. - «Их век очень быстрый – один год пройдет как месяц, а месяц как неделя, а неделя как день, а день как час». А кто будет учить детей нравственности, морали, традициям? Об этом могут доходчиво, с любовью и лаской с искренним сердцем говорят представители духовенства. Это абсолютно не нарушает светскости государства.


В одном из священных хадисов сказано "приобретайте знания от колыбели до могилы". Ислам приветствует образование, обучение, Что же касается собственно исламского образования, известно что в начале 80- х вы мечтали, чтобы достойное обучение получили хотя бы 40 богословов. Как сегодня обстоят дела в сфере исламского образования ?

:

У нас тогда было всего 94 мечети по ЦДУМ, и мы были в ответе за эти мечети, но везде были пожилые имамы, молодежи вообще не было. С 1980-го года мы смогли направить на учебу десятки студентов, а добиваться этого пришлось в Москве. И потом, когда подошли годы перестройки, у нас было уже достаточно новых подготовленных богословов.


Много внимания со стороны государства ныне уделяется сфере исламского образования, потому что в 90 годы эта сфера не получала никакой поддержки ни со стороны государства, ни со стороны местных органов власти. Такое время было – на самотек все это шло. Между тем, в те годы активизировалось проникновение нетрадиционных течений, радикализма не только у мусульман, а во всей религиозной жизни, ничем не прикрытое абсолютно. Мы это предостаточно видели и не только в нашей стране, но и во всем мире. И поэтому сегодня государство уделяет образовательному процессу в русле традиционного ислама огромное внимание, предоставляется необходимая помощь и содействие. Образован «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования»


Но в предстоящие еще 10-15-20 лет мы, несомненно, будем нуждаться в государственной поддержке исламского образования, которое переходит сегодня в целостную систему - разрабатываются единые программы, учебники.


Все мы помним, как в начале 90- годов наблюдался процесс раскола в мусульманском духовенстве России, начали создаваться многочисленные муфтияты, претендующие на самостоятельность. Впрочем, этот раскол, был скорее следствием амбиций некоторых мусульманских лидеров, нежели отражением стремлений самих прихожан. Прошло достаточно много времени, как можно охарактеризовать сегодняшние взаимоотношения российских муфтиев?


В 90-е годы мы наблюдали не просто процессы раскола в мусульманском духовенстве России, как такового духовенства не было. Мизерная часть только была. Если в стране было чуть более 300 мечетей, то, о каком мусульманском духовенстве России могла тогда идти речь? С того времени, как открыли духовное учебное заведение в Бухаре в 40-х годах, и до 80-го года от ЦДУМ России обучалось всего девять человек, а закончило - всего четыре до 1980 года.


Этот раскол на самом деле был инсценирован из-за рубежа и был продолжением тех волн и ураганов, которые были направлены на раскол страны, на ее разъединение. Чему немалой степени способствовало и несовершенство Российского законодательства о свободе совести. Это уже явно, в то время мы чувствовали и знали, что так делается, а сейчас это уже полностью ясно и понятно. Если бы эти муфтияты создавались и были самостоятельными, это еще полбеды. В конце 90-х годов мы в Центральном управлении мусульман России заявили: хорошо, конфликты есть, противостояния есть, расколы есть, но мы не будем в этом участвовать, если эти расколы просто из-за того, что различные мнения. У нас полнейшая свобода мнений, если мы с чистым сердцем проводим свою деятельность, то, несомненно выйдем на одну единую дорогу, на прямой путь. Никаких осуждений, противостояний. Таково было заявление президиума, которого мы придерживались эти последние 15 лет. Но как показывает действительность, вновь созданные за эти 20 лет параллельные структуры, не были самостоятельны в своей деятельности. «Направлялись» кем-то, скажем так. Без какого-либо финансирования со стороны, без этой поддержки не могли за 3 дня или за месяц зарегистрировать подобную параллельную структуру. Абсолютно. Некоторые создавались так быстро, как будто пирожки пекли: различные ассоциации мечетей России, всероссийский муфтият и прочее и прочее.


Но расколов и противостояний между основной частью мусульманского духовенства, которого за последние 15-20 лет стало гораздо больше, и в особенности между прихожанами нет и не может быть. Подавляющее большинство мусульман России придерживаются традиционного Ислама. Для нас чужды и экстремизм, терроризм. Менталитет мусульман России подобные «новые веяния» не воспринимает абсолютно и они неприемлемы и согласно принципам Ислама. Пророк Муххамад с.г.с. сказал: «мусульманин тот – от рук и языка которого никто не видит вреда». Это первейший принцип и он выражает суть ислама. И если ты не признаешь право других, то кто признает твое собственное право?


А последователи традиционных конфессий в нашей стране нашли, этот золотой стержень взаимоуважения за века и особенности в годы гонений и репрессий государственного атеизма, этот консенсус, он утвердился и передается из поколения в поколение. И сегодня взаимоотношения между духовенством, между муфтиями различных регионов сводится к тому, что пришло время собирать камни.


Четыре года подряд в Казани проходит форум имамов и на последнем форуме мы пришли к такому решению, более 700 имамов решили: нужна консолидация нет раздорам и конфликтам, все муфтии, или их представители должны вместе собираться и периодически обсуждать в Булгарах и приходить к единому мнению на основе норм Корана, единого традиционного ислама. Ведь сейчас в некоторых регионах дошло до того, что на 50-60 мусульманских общин в области приходится 5-6 муфтиятов. Курам на смех, не только людям! В Свердловской области 6 муфтиятов, в Пензенской области – 5, немало таких регионов. Это само собой так получилось или целенаправленно? Кто поймет? В подавляющем большинстве и представителей духовенства, и прихожан, и людей, которые близки к духовно-нравственному возрождению мнение одно - конфликты, и противостояния ни к чему хорошему не приведут. И тем более, действия некоторых экстремистов, представителей радикальных течений наносят огромный вред, прежде всего, нашей духовной жизни, и поэтому альтернативы консолидации, и восстановлению единства нет.


Известно, что ислам на территории нашей стране прият в начале 10 го века, а спустя некоторое время было принято христианство. Однако наши 2 основные конфессии близки не только по историческим аналогиям , но и по сути – например по проповедованию традиционных человеческих ценностей. Каковы взаимоотношения Центрального духовного управления мусульман России с православием и с другими традиционными конфессиями страны?


Несомненно, в традиционных конфессиях от взаимоотношений между их лидерами и последователями очень многое зависит, и эти отношения строились веками. Центральном духовное управление мусульман России дорожит братскими взаимоотношениями сотрудничеством с традиционными конфессиями нашей страны, прежде всего, с их религиозными центрами, это, прежде всего - с Русской православной церковью. Эти отношения – братское сотрудничество, доброе взаимопонимание, и поддержка всех добрых инициатив по сохранению мира и стабильности в стране и обществе. И это понимание и братское сотрудничество не выдумка сегодняшнего дня, не дань моде. Она была даже при царском режиме до1917 года. В царской армии были полковые священники традиционных конфессий нашей страны, в том числе и полковые муллы, имамы. Уже в то время наши священнослужители сотрудничали, защищая Отечество. А сегодня общее «поле битвы» – это защита наших детей, нашей молодежи от пьянства, от наркотиков, от аморального поведения. Это также тревожит сердца всех священников традиционных религий. И иудаизм, и христианство, и ислам мы воспринимаем как продолжение одной и той же традиции. Один из постулатов Ислама звучит так : «Мы посланники Божии дети разных матерей, но вера у нас одна». Для братского сотрудничества нет никакого запрета. Центральное духовное управление является также членом Межрелигиозного Совета России, которое возглавляет Его Святейшество Патриарх Кирилл. И иудейские, и буддийские организации тоже входят в него. Проблемы, которые возникают в нашей повседневной жизни, религиозными организациями обсуждаются на его заседаниях. Буквально на днях состоялось очередное заседание Межрелигиозного Совета, который обсуждал проведение Олимпиады в Сочи.


Казалось бы – какое нам дело до спорта? Но нужно учитывать, что приедут люди со всей планеты, представители самых разных конфессий. И поэтому там должны быть наши духовные лица, которые помогут и участникам, и зрителям зимней олимпиады в удовлетворении религиозных потребностей.


Мы заключаем договора о сотрудничестве в социальной сфере, в служении обществу, между региональными духовными управлениями и епархиями Русской православной церкви. Также заключаем такие же договора о сотрудничестве с органами власти российских регионов - с Челябинской областью, Ямало-ненецким автономным округом. Например, в июне сего года заключен договор сотрудничестве между ЦДУМ России и Уральским Федеральным округом. Зачем это нужно? А чтобы не просто словами ограничиваться в духовно-нравственном возрождении, в социальном служении обществу, работе с молодежью, в противостоянии экстремизму, радикальным течениям, для того чтобы все было ясно и понятно. Когда это написано на бумаге и потом претворяется в жизни - это уже более содержательная стадия наших взаимоотношений в нашем Межрелигиозном диалоге и в отношениях органами власти. Это не только диалог сегодня – кто мы, и что мы, а это уже взаимопонимание, взаимоподдержка и братское сотрудничество.


Если вернуться вглубь веков - один из самых примечательных эпизодов взаимоотношений ислама и властей в российском государстве - это знаменитые письма – сигналы башкирского муллы Батырши к императрице Елизавете, в которых он требовал предоставления мусульманам религиозной свободы, прекращения насильственной христианизации. В немалой степени благодаря и этим обращениям уже другая императрица – Екатерина вторая издала указ о веротерпимости, а затем - об учреждении ОМДС. Если следовать этой аналогии - есть ли у вас какие-либо поводы посылать подобные сигналы нынешним российским властям?


Сигналы разные бывают. Прежде всего, это сигнал SOS – «спасите наши души». Но кому мы их будем адресовать? Это, прежде всего, Всевышнему, Господу нашему Создателю, который вдохнул в нас жизнь. Во времена Батырши, абсолютно совершенно другая была ситуация, сегодня у нас есть все возможности полностью доводить наши чаяния, наши проблемы до органов государственной власти и на местах, и на федеральном уровне. Это принципиально, есть, слава Богу! Доказательство тому – и строящиеся храмы, мечети, поддержка духовного образования. Несмотря на то, что многие религиозные институты были в советский период разрушены, но Совет по делам религии при правительстве и в Башкортостане, и в Татарстане были сохранены. А сегодня Башкортостан в этом смысле уже является примером - Совет по делам религии преобразован в Совет по государственно – межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан - а это самый высокий уровень. В каждом районе Башкортостана одному из заместителей главы района поручена сфера отношений между конфессиями и межнациональных отношений, работают соответствующие советы на муниципальном уровне. И сейчас это по всему Приволжскому федеральному округу претворяется в жизнь, чтобы не пускать дело межконфессиональных отношений на самотек. Здесь нужна забота не только самих традиционных конфессий, но и бдительность государства, иначе ситуацией попытаются воспользоваться зарубежные различные центры и службы. Это, на самом деле, вопросы безопасности государства, межнационального и межконфессионального мира и согласия. У нас происходят встречи с руководством государства и по знаменательным событиям во время праздников. Президент, и глава правительства, руководители регионов страны посещают наши храмы, мечети, встречаются с духовенством. В этой обстановке мы обсуждаем вопросы, которые несомненно, находят свое решение. То есть я хотел сказать, что наш сигнал услышан. И Президент России В.В.Путин и Президент РБ Р. З. Хамитов заявили, что юбилей Центрального духовного управления мусульман России должен отмечаться на общегосударственном уровне. Мы с искренней благодарностью воспринимаем внимание государства духовно-нравственному возрождению в нашей страны и поддержку старейшего духовного центра мусульман России, в особенности, в свете тех событий, которые происходят в исламском и арабском мире сегодня. Некоторые хотят Россию представить как врага Ислама и мусульман, а во многих даже мусульманских и арабских странах такого доброго и внимательного отношения, поддержки со стороны государства к Исламу и мусульманам, как в России, еще нет.


Есть ислам арабских стран, который считается более строгим и где-то фанатичным. В сравнении с ним, российский ислам характеризуется как более толерантный и терпимый. Вы согласны с таким мнением ?


Вы знаете, ислам не может быть арабским, татарским, башкирским, европейским и прочим. Ислам – он как есть, так и есть. Как его ниспослал Всевышний. И при том, Ислам означает – смирение, покорность Богу. Под этим мы понимаем и духовную жизнь во времена Адама, во времена Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа. И если человек с верой в Бога, смиренно и покорно Богу живет, то это и есть ислам. Вы говорите о том, я думаю, как применяются нормы ислама в арабском мире, или у нас в России, как они различаются. Да не могут они различаться. Ислам дан всем народам, как вера вообще. И Библия, и Тора, и Коран – это различные стадии одной и той же веры, традиции. В арабских странах, где общество преимущественно мононациональное, вперед выдвигается одна сторона жизни. В таких странах, как Россия, где почти, что до 200 народов, наций и народностей, важнейшей является другая сторона – взаимопонимание людей. Но на самом деле - это для всего мира актуально. Религия, вера дана не только для того, чтобы соблюдать пост, сделать поклоны, говорить, что ты веришь в Бога и все. Это примитивное понимание, что вера составляет только то, что поклоны совершил, 5 раз молитву исполнил, месяц держал пост, в хадж раз в жизни съездил и все – это религия. Нет, все гораздо глубже. Религия – это образ жизни и образ взаимоотношений с ближними. Всевышний создал людей и создает далее, и сейчас нас более 6 миллиардов. Взаимоотношения людей - они очень непросты, и дальше проще не будет– как мы будем жить, как развиваться? Разве Богу это безразлично? Не может быть. Нормальный родитель, если он не наркоман, не пропойца, заботится о своем дитя не говоря уже о животных, о курице, которая над своим цыпленком каждую секунду кудахчет. А Создатель?! Разве он не заботится о нас, о мире среди нас? Именно поэтому вера, религия – это, прежде всего, взаимоотношения людей друг с другом.


Национализм, когда противопоставляют свою нацию, свою религию другим народам и презирают другие народы, то это перед Всевышним наибольший грех. А религия направлена как раз на то, чтобы между всеми народами укрепить братские отношения, также как и в одной семье.


Пророк Мухаммад с.г.с. говорил (Благословит его Аллах и приветствует): «Нет превосходства араба над не арабами и не араба над арабами. Все люди перед Богом равны, как зубья одного гребешка»


Взаимоотношения между людьми на протяжении веков строились на вере в Бога. Он Абсолют, Он Создатель, Он дает пропитание, Он дает жизнь, и Он же из этого мира забирает. Вера просто татарской, арабской или азербайджанской быть не может, это традиция, которая веками складывалась в истории человечества, она неизменна. То, что было белым тысячу лет назад, и сегодня белое. А не так – подкрасили фасад, и вот вам – новая религия.


Сейчас парламенты некоторых государств решают – законна однополая семья, законно усыновление однополыми семьями детей. Они и детей не хотят иметь, им нужно просто побаловаться. И это возводится в степень закона государства. Это кощунственно по отношению к самой жизни, к основам жизни, к самому человеку, это кощунственно перед Богом.


- В России такого не будет?


- Даст Бог не будет. Наши православные братья называют нашу Родину Святой Русью, Родина для каждого человека свята. И поэтому основы духовно-нравственных принципов в России, слава Богу, не осквернены, несмотря на семьдесят с лишним лет насаждения в нашем государстве атеизма. У нас такого, что творится в некоторых европейских странах не должно быть.


Возвращаясь к вашему вопросу о фанатизме - радикальных течениях, экстремизме, так называемый ваххабизме – кто питает эти течения? Есть у них будущее? Их питают те, кто хотят извратить смысл и Ислама, и жизнь верующих. В Коране сказано «Коран Мы ниспослали, и Мы его охранители». И поэтому у радикальных течениях нет будущего в нашей стране. Все равно истина восторжествует. Но для этого надо трудиться, быть бдительными, и образованными. Первое слово в священном Коране - «читай именем Господа твоего, который создал тебя». Читать и читать, познавать истину. И тогда не будет никакого экстремизма, никакого фанатизма или радикализма.


Глубокоуважаемый Муфтий Хазрат, вы возглавляете Центральное духовное управление мусульман России уже 33 года. У вас было 11 предшественников на этом высоком посту. Деятельность каких муфтиев вы могли бы особо отметить?



Необходимо отметить всех тех муфтиев, которые были, и несомненно, тех, которых я видел. Это Шакир Хазрят Хиялетдин. Когда я прибыл в Уфу по направлению из Казани, это был 1966 год, мне тогда всего 18 лет было, а он был почтенного возраста. Изумительный человек, с большим вниманием, был очень солидный хазрят. Сейчас могу сказать, что он много делал для Ислама. Даже то, что они смогли сохранить духовное управление, создавали условия, и вносили свой достойный вклад, чтобы духовное управление не растеряло своего авторитета и продолжало объединять, консолидировать и координировать жизнь в то время немного – почти что сотню (94) мусульманских общин европейской части СССР и Сибири. Он имел большой авторитет среди верующих, и перед государством, и на международной арене.

Абдулбари хазрат Исаев служил, около 5 лет, Ахмаджан хазрят Мустафин – исполняющий обязанности после Абдулбари хазрят Исаева – был удивительным человеком, видный богослов, смелый, мужественный человек. Габдрахман Расулев – сын Зайнуллы хазрата Расулева оставившего огромный след в жизни мусульман нашей страны. Он был как духовный отец для всех мусульман России. Недавно была проведена посвященная ему научно-практическая конференция, которая стала ежегодной. Его сын Абдрахман Расули в самые тяжелейшие годы в истории духовного управления служил в нашем управлении, в годы репрессий, гонений на служителей религии, не только мусульман, всех. Я видел хазрятов, представителей духовенства, которые вернулись из сибирских лагерей – Камиль Абзый, он был замечательнейшим чтецом Корана. Он рассказывал, как в Сибири в концлагерях представители духовенства традиционных конфессий нашей страны все эти мучения и страдания вместе переносили. Как с одной стороны держит пилу мулла, а с другой стороны православный батюшка и оба плачут и каждый на своем языке читает молитвы. А смысл их один и тот же. Вот это все они перенесли. После Октябрьской революции, в годы становления советской власти, в самое время, когда был нанесен огромнейший урон духовно-нравственным принципам и духовной жизни, Ризаэттдин хазрят и президиум ЦДУМ пришли к мнению - может вообще управление закрыть, чем выступать ширмой атеистической власти, но Абдрахман Расули видел гораздо дальше. Сказывалось и то духовное наследие, которое осталось от Зайнуллы хазрята. Несколько десятков общин оставалось всего и произошла Великая Отечественная война, нападение фашистской Германии и призыв к священной войне к фашистской Германии прозвучал из уст Абдрахмана хязрят Расули. Он призвал всех мусульман собирать пожертвования (садака) и сразу внес первый взнос – 50 тысяч, на которые покупали танки, самолеты. У нас есть даже благодарственная телеграмма Сталина.

Муфтии, которые были до 1917 года, также каждый внесли свой вклад, первый хазрат Мухамеджан Хусаинов (Гусейнов), который получил признание и халифа мусульман того времени - султана Абдул Хамида II, который вручил ему при возвращении из Хаджа две волосинки с бороды пророка Мухаммада с.г.с. в знак признательности мусульманам России в сохранении верности традиционному исламу. Основано духовное мусульманское управление России согласно указу императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года и признали его легитимность единственным тогда халифом мусульман всего мира – султаном Абдул Хамидом II.


До 1917 года каждый из муфтиев внесли свой вклад по мере своих сил. Сейчас очень много аналитиков и ученых-востоковедов, исламоведов говорят, что они тогда выступали инструментом государства и прочее. А само государство инструмент кого? Народа. А народ инструмент кого? Бога. В Коране мы читаем «Повинуйтесь Богу и Его посланнику и власть предержащим из Вас». Наши бабушки и дедушки, наши предки как азбуку знали: Бог – царь - отец. Вот это вертикаль. Если эта вертикаль есть, все в этом мире нормально и в порядке. Если она перевернута или местами поставлена по-другому, вместо Бога-царя или отца или бутылка, или рубль, или доллар, то никакого порядка в этом мире не будет. Некоторые вместо Бога или царя ставят бутылку, некоторые наркотики, некоторые доллары, и уже он вроде живет, а на самом деле нет. Поэтому и говорят «Без царя в голове».

Поэтому я всех муфтиев хочу отметить, каждый из них служил столько, сколько позволил Всевышний. Но старались все.


ЦДУМ ведет обширную международную деятельность и сегодня и на протяжении всей своей истории. Известна, к примеру, деятельность ЦДУМ в борьбе за мир в советское время …



И сейчас эта работа продолжается. В советское время казалось,что это пропагандистская работа. Но в годы, когда пытались насадить государственный атеизм, встречались представители религиозных организаций всего мира. Неужели можно представить, что они только вот эти доклады на трибунах читали, не общались между собой, неужели их поездки по стране, встречи в храмах или с государственными лидерами не внесли вклад в те события, которые произошли в нашей стране потом по отношению к религии?! Неужели эти конференции не внесли свой вклад во взаимопонимание народов и государств на Земле?! Да, много было шумихи, много было агитационного, но и было много работы по сохранению мира и взаимопонимания, а это основа веры. И сегодня, зачем мы много ездим в другие страны, участвуем в конференциях, направляем на учебу , приглашаем к себе . оттуда приглашаем? Зачем нужно это общение? А потому что все мы люди, мы соседи, у нас одни проблемы, которые нужно обсуждать и решать. А на самом деле главная цель этих взаимоотношений - мир и согласие. Мы в прошлом году провели большое мероприятие – очередной съезд IX Центрального духовного управления мусульман России, на котором собралось почти 1200 человек, из них гости более чем из двадцати стран. И на предстоящих юбилейных торжествах мы надеемся увидеть наших гостей из арабских, мусульманских стран, из стран СНГ, из европейских стран.


Приближается значимая дата – 225-летие ОМДС-ЦДУМ, это событие будет отмечаться во всероссийском масштабе. Что бы вы хотели пожелать мусульманам и всем жителям страны в канун этого праздника?




Прежде всего, я бы хотел пожелать всем нашим гостям доброго здоровья и самых добрых и приятных впечатлений от участия на этих юбилейных торжествах. Они проводится не для галочки, а в знак благодарения Богу и действительности сегодняшнего дня, когда духовно-нравственному возрождению не только ислама, но и всего общества, государством на федеральном уровне, и в регионах, и у нас здесь в Башкортостане, уделяется огромное внимание. И мы должны быть благодарны и Богу и людям, которые участвуют на этом благородном поприще. Пророк Мухаммад с.г.с. говорил: «Не будет благодарным Богу тот, который не благодарен людям». Сегодня есть все условия для развития нашей духовной жизни, образования, для строительства храмов, мечетей, устройства нашей личной и семейной жизни на принципах наших традиционных конфессий и Ислама в том числе и поэтому эта встреча, надеемся, принесет еще больше удовлетворения, радости надежды всем правоверным мусульманам нашей великой Отчизны России в духовно-нравственном возрождении нашей жизни, и придаст новый импульс всем нашим соотечественникам в благословенном служении во благо Веры и Отчизны ради счастья наших детей и внуков, и дай Бог Всемогущий, в мире и счастье ради грядущих поколений. Добрых успехов и помощи Всевышнего в этой благородной деятельности всем нам, мира и спокойствия, счастья этого вечного мира от всего сердца желаю.


- Огромное спасибо!