Все новости
АНТИТЕРРОР
20 Февраля 2020, 16:10

На одном корабле

Из истории человеческой цивилизации мы знаем, что есть государства теократические и есть – светские. В Российской Федерации, согласно Конституции, религия отделена от государства. Между тем ряд мировых традиционных религий по определению служат высшим гуманным целям человечества, нормам морали и нравственности, активно противостоят терроризму. Общая позиция в этих основополагающих вопросах предопределяет тесное сотрудничество государства и представителей традиционных верований.

Поиск, выработка и построение оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений являлись насущными вопросами всей многовековой истории России. Христианство и ислам, по существу, в своем взаимодействии обеспечивали и продолжают обеспечивать межрелигиозную стабильность в стране. Конфессиональная палитра полиэтнического Башкортостана, находящегося на стыке Европы и Азии, представлена в основном исламом и православием. При этом Башкортостан является своеобразной моделью выстраивания взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Башкортостан – один из немногих регионов РФ, где формированием государственно-конфессиональной политики занимается специальный орган власти – Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан.
Неблагоприятный для Советского Союза ход боевых действий в начальный период Великой Отечественной войны заставил руководство страны по-иному взглянуть на религиозную политику, пойти на некоторую ее либерализацию. Сталин, находившийся в те годы у руля государства, сам когда-то учился в семинарии и хорошо знал о влиянии духовности на жизнь людей. Было учтено, что в грозное для страны время представители всех традиционных конфессий, несмотря на притеснения в предыдущие годы, сохранили патриотический дух и четко осознавали, что Родина одна, и любая власть – от Бога. Они сражались с врагом с оружием в руках, а в тылу в церквях и мечетях их близкие собирали пожертвования для приобретения вооружений, верующие вместе со всеми напряженно трудились на заводах и колхозных полях. Поэтому необходимость консолидации всех сил общества для борьбы с фашизмом закономерно привела к позитивным подвижкам в развитии государственно-межконфессиональных отношений.

В сентябре 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви. В мае 1944 года при СНК СССР учреждается Совет по делам религиозных культов и институт его уполномоченных. Первым уполномоченным СРК по БАССР стал М. Каримов, у которого были два помощника. Данные органы принимали решения о регистрации религиозных объединений, об открытии молитвенных зданий и домов, осуществляли связь между правительством СССР и религиозными организациями. Все служители культа в СССР должны были пройти соответствующую регистрацию. В 1965 году обе организации преобразованы в Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

За свою историю совет не раз менял свое название, цели и задачи, либерализация чередовалась с «закручиванием гаек», снижением числа верующих, закрытием культовых зданий, сокращением обрядности и ростом атеистических взглядов. Лишь со второй половины 80-х годов наметился последовательный процесс восстановления старых и строительства новых церквей и мечетей, в Уфе учреждается мусульманское среднее учебное заведение, мусульманам возвращаются принадлежавшие им с середины XIX века постройки. Исламское духовенство Башкортостана получило возможность участвовать в международных мусульманских форумах.

Коренным образом отношения между государством и церковью стали меняться в перестроечные и постперестроечные годы. Это, прежде всего, проявилось в том, что российское государство разрешило религии войти в общество, впервые с 1917 года повернулось к верующему человеку лицом. Таким образом, было фактически, а не декларативно реализовано конституционное право граждан на свободу вероисповедания.

Религия постепенно стала одним из институтов гражданского общества, но процесс этот происходил вовсе не гладко. Дело в том, что в советский период истории страны опыт взаимоотношений между государством и институтом религии был почти утрачен, и его пришлось нарабатывать заново. Да и длительное господство атеистических идей не могло сразу же привести к резкому росту числа верующих. Государство в то время сохраняло лишь некоторые регулирующие функции, в 1991 году Совет по делам религий при Кабинете министров СССР был лишен контрольно-надзорных полномочий.

Государство стало рассматривать религиозные организации как партнеров, пришло осознание, что все мы находимся на одном корабле под названием «Россия». При этом было необходимо соблюсти равное и ровное отношение к представителям всех конфессий, помнить о том, что все они – граждане Российской Федерации. Институты власти поддержали процесс духовно-нравственного возрождения, начали содействовать восстановлению и строительству новых культовых сооружений, где верующие могли бы отправлять религиозные обряды, способствовать воссозданию системы религиозного образования, не забывая о том, что у нас светское государство, – подчеркнул Вячеслав Пятков.
В числе немногих регионов РФ в Башкортостане, с учетом полиэтнической и многоконфессиональной специфики республики, возобладал мудрый подход руководства к этой необычайно деликатной сфере. В частности, аппарат уполномоченного был преобразован в Совет по делам религий при СМ Башкирской ССР.

В 2010 году он трансформировался в Совет по государственно-межконфессиональным отноше-ниям при Президенте РБ. Ныне Совет по государственно-конфес-сиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан действует в составе Администрации Главы РБ в ранге отдельного управления.
Структура обеспечивает взаимодействие руководства республики с религиозными объединениями, координируя деятельность и взаимодействие с религиозными организациями республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления. Приоритетными задачами ведомства являются вопросы урегулирования государственно-конфессиональных отношений и предотвращения конфликтных ситуаций, противодействие религиозному экстремизму и терроризму.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что диалог между властью и религией налажен, он успешно продолжается и развивается на всех уровнях. Например, при Президенте России создан Межрелигиозный совет. Если говорить о нашей республике, то в ней, в числе первых при главах муниципальных образований были созданы Комиссии по государственно-конфессиональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями. Помимо представителей власти, силовых структур в их состав впервые вошли представители местного духовенства и религиозных общин. Это позволило сократить сроки решения текущих вопросов на уровне муниципалитетов, например, подготовки проведения религиозных праздников, иных благих дел, не приезжая в Уфу. Если у верующих и есть какие-то проблемы, то они не исходят от государства. Как говорят сегодня сами верующие, такой благодати Божией, как сейчас, в России не было никогда. Это несомненный успех, и пример Башкортостана весьма поучителен для многих регионов.

На сегодняшний день в республике проживают представители более 160 национальностей, существует более 20 видов вероисповеданий, десятки национальных и духовных центров. Для верующих открыты более 1300 мечетей, 380 церквей, существуют кирхи, синагоги, молитвенные дома и священные рощи.

Ясно, что государству небезразлично, какие идеи проповедуют прихожанам их духовные пастыри. Если человеку, страждущему слова Божьего, в качестве утешения начинают навязывать какие-то чуждые политизированные идеи, что недопустимо, то государство вынуждено определенным образом реагировать, ведь мир и спокойствие для нас важнее всего. Мы все находимся на одном корабле, и если кто-то начнет пробивать борт, на дно пойдем все вместе. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году, четко определил место и роль религии в обществе. Так называемый «пакет Яровой» (свод антитеррористических законов подготовила председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая) регламентирует деятельность религиозных объединений. Перечень запрещенных религиозных организаций, которые не имеют права существовать на территории Российской Федерации, поскольку подрывают основы государственной и общественной безопасности, определен Верховным судом РФ.

Сегодня, когда религиозные организации занимаются не только миссионерской, но и благотворительной, социальной и образовательной деятельностью, роль и значение совета существенно возросли. Ясно, что все полезное обществу должно получать одобрение и всемерную поддержку. В данном случае совет выступает в роли своеобразного регулятора, чтобы этот процесс осуществлялся бесконфликтно и в рамках действующего законодательства.

Мы научились слушать и, главное, слышать друг друга, несмотря на то, что исповедуем столь разные взгляды и верования. Все духовные лидеры конфессий, присутствующих в нашей республике, это прекрасно понимают и наглядно демонстрируют в ежедневной практике, у нас налажен конструктивный диалог религий, подписан целый ряд межконфессиональных соглашений. Руководство республики проводит весьма взвешенную вероисповедальную политику. В республике сегодня сохраняется стабильная и спокойная ситуация. Кто-то может посчитать, что я пытаюсь лакировать действительность, но это не так. Есть вопросы, решаемые в рабочем порядке, в основном они связаны с выделением земли для возведения культовых сооружений. И я с твердой уверенностью могу заявить, что в нашей республике особых проблем во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями нет. Полагаю, что нам, сотрудникам совета, удалось поднять планку своей работы достаточно высоко, и мы сумеем удержать ее на этом уровне и в будущем.

ТАЛГАТ ТАДЖУДДИН, Председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий, Шейх-уль-Ислам:

– Если обратиться к страницам истории, то, конечно, взаимоотношения мусульман республики и власти знавали разные времена. В пору становления российской государственности видоизмененные Советы по делам религии сохранились только в Башкортостане и Татарстане. И во многом то, что в этих двух республиках на современном этапе нет повального распространения экстремизма, проявлений терроризма или глобального проникновения тоталитарных сект – заслуга организации. Немаловажную роль в процессе повышения духовно-нравственного состояния общества, воспитания молодежи играет система исламского образования, подготовка кадров мусульманских священнослужителей, в чем огромную помощь нам оказывают сотрудники совета. Начав с возрождения первого в стране медресе в Уфе в 1989 году, его трансформации в институт, мы сегодня пришли к Российскому исламскому университету ЦДУМ России. Подавляющее большинство выпускников, воспитанных на традициях отечественного духовенства, служат в наших общинах по всей стране, препятствуя проникновению радикальных идей в умы прихожан.

Трудно представить, как бы мы осуществляли подготовку и проведение ежегодных международных конференций «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» без содействия совета. Попытки привнесения экстремизма и радикализма в наше духовное пространство из-за рубежа в последние два десятилетия носят вполне целенаправленный характер. Родина у нас у всех одна, и мы должны сообща делать все, чтобы сохранить в ней мир и стабильность. От имени всех мусульман республики выражаю надежду, что созидательная деятельность совета, направленная на гармонизацию межконфессиональных отношений в республике, будет продолжена.
НИКОН, глава Башкортостанской митрополии Русской православной церкви, управляющий Уфимской епархией, митрополит Уфимский и Стерлитамакский:

– Деятельность Совета по государственно-конфессиональ-ным отношениям за последние два десятилетия разительно изменилась. Если поначалу она носила контрольно-разрешительный характер, то теперь ей присущи консультативно-регулирующие функции. Благодаря сотрудничеству с этой организацией нам удалось избежать многих ошибок, предотвратить назревающие конфликтные ситуации. На протяжении моего 28-летнего служения Господу в Башкортостане совет всегда деликатно регулировал взаимоотношения между властными структурами и представителями традиционных конфессий нашей многонациональной республики. Мы не понаслышке знаем о случаях, когда религиозные конфликты перерастали в кровопролитные затяжные войны, в том числе и на территории нашей страны. У нас в республике сложились очень хорошие отношения между мусульманами и православными, мы называем друг друга братьями и всегда стараемся помочь друг другу. А если и возникают какие-либо трения, то решаем их в диалоге и при посредничестве совета всегда приходим к консенсусу. Со всеми проблемными вопросами, особенно юридического свойства, мы обращаемся к весьма квалифицированным сотрудникам совета, и ни разу ни одно обращение не осталось без внимания. Хотелось бы, чтобы и впредь наши взаимоотношения продолжались на принципах взаимовыгодного делового сотрудничества, ведь от этого выигрывают все жители Башкортостана.
Раиль МУХАМАДЕЕВ.
Фото из архива Совета
по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ.
Читайте нас: