Все новости
ЭКОНОМИКА
18 Ноября 2019, 17:10

Богиня Эрида и рыночная экономика

Феномен конкуренции как мотиватора для развития

На днях опубликован рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции за 2018 год. Исследование составлено специалистами Минэкономразвития России. Башкортостан вошел в первую пятерку лидеров этого федерального рейтинга, заняв в нем четвертое место. Республика продолжает из года в год улучшать свои позиции в этом рейтинге. Три года назад Башкирия находилась в самом низу конкурентоспособности регионов, занимая 43 место, в 2016 году продвинулась на 35 место, а год назад заняла седьмое место. Воздействие феномена конкуренции на нашу жизнь растет стремительно, и это почти физически ощущают все – от влиятельных политиков и крупных менеджеров и до простого работяги. Жизнь, мягко говоря, не становится проще, а напротив «подбрасывает» все новые вызовы. Обострение конкуренции объясняется вот какими обстоятельствами. Усиливающаяся конкуренция государств переходит на уровень соперничества между предприятиями внутри самих стран, затем это напряжение и усиливающийся состязательный дух «соскальзывают» на внутрикорпоративную конкуренцию уже непосредственно между людьми.
По мере развития новых технологий производительность труда достигает такого уровня, при котором потребности всего общества в вещественных продуктах промышленной индустрии могут быть удовлетворены за счёт труда всё меньшей доли членов этого общества.
Иначе говоря, то же или даже большее количество продукции человечество может производить при помощи новых технологий все меньшим количеством людей, каждый из которых хочет лучшей доли. При этом все большее внимание уделяется качеству продукции. Конкуренция же среди стран нагнетается, прежде всего, за сбыт товаров. Все эти обстоятельства возводят феномен на глобальный, всепроникающий в нашу жизнь уровень, и с этим нельзя не считаться, а это нужно понять и принять как данность.
Именно поэтому на уровне российского государства уделяется все больше внимания повышению конкурентоспособности на всех уровнях – от малых предприятий и муниципалитетов – до масштаба регионов и, в конечном счете – в целом всей страны.
В начале 2019 года в Правительстве РФ принят новый Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Согласно документу, все органы исполнительной власти в регионах и органах местного самоуправления должны отныне строить работу «с оглядкой» на факторы развития конкурентоспособности, а эти показатели четко расписаны, и их нужно исполнять.
В работе по исполнению Стандарта развития конкуренции приняли участие многие министерства и ведомства РБ и муниципалитеты республики. Существенную поддержку оказало управление ФАС по РБ и деловые объединения, бизнес-сообщества республики. Координацию этой необходимой для всех деятельности осуществляло Минэкономразвития РБ.
Как отметили федеральные эксперты, в Башкирии хорошо исполнена работа по формированию регионального рейтинга муниципальных образований по развитию конкуренции. Особо отмечено внедрение практики финансовых премий для лидирующих муниципалитетов. Согласно распоряжению Главы республики Радия Хабирова, эта деятельность будет оцениваться в составе комплексного рейтинга муниципалитетов, по итогам которого победителям выделяются гранты из бюджета республики.
Еще один показатель, повлиявший на высокую оценку РБ в федеральном рейтинге регионов по уровню содействия развитию конкуренции, касается работы с конкретными предприятиями – ГУПами и МУПами. В Башкирии в 2019 году проведен тщательный мониторинг деятельности более 2600 государственных и муниципальных организаций. Исследование проводилось в целях выявления доли рынка, занимаемого каждой организацией, а значит и влияния этого предприятия на конкретный рынок в контексте уровня конкурентоспособности других участников рынка.
Очевидно, что «большая рыба всегда хочет съесть маленькую», то есть большой бизнес по определению желает поглотить малый бизнес. Но государство считает иначе и устанавливает правила игры, позволяющие этой самой «маленькой рыбке» вырасти.
Для этого и создан Стандарт развития конкуренции. Но это не единственный инструмент государства в данной сфере. На постоянной основе действует федеральная антимонопольная служба (ФАС), главной задачей которой, в соответствии с названием, является борьба с монополистами, а значит – поддержка все участников рынка в честной конкуренции. По данным УФАС по РБ, в первом полугодии 2019 года было выдано 17 предупреждений о злоупотреблениях доминирующим положением. Наиболее типичными правонарушениями стали предложения контрагентам невыгодных условий в сделках и необоснованные отказы от заключения договора.
По мнению руководителя УФАС по РБ Андрея Хомякова, в списке нарушений по злоупотреблениям доминирующим положением в Башкирии наблюдается большое число нарушений в сфере электроэнергетики. Так, за первое полугодие здесь допущено более половины от всего количества нарушений во всех отраслях.
За это время поступило около 300 претензий на недобросовестных поставщиков, из них свыше 70 фигурантов были внесены в специальный реестр. Больше всего жалоб поступило на поставщиков лекарственных препаратов и медоборудования и на фирмы по строительству дорог.
УФАС РБ возбудил дела о незаконном предоставлении земельных участков, незаконном выборе подрядчиков для ремонта дорог и за масштабные нарушения в сфере ритуальных услуг. Более 150 дел возбуждено за нарушение закона о закупках, когда сделки подписывались с единственным поставщиком.
Борьба с монополистами вылилась в существенные штрафные санкции – за полгода УФАС по РБ собрано более 16 млн рублей штрафов, возбуждено почти 1,7 тысячи дел. Для сравнения: такая же сумма штрафов собрана по РБ за весь 2018 год.
Это факт также свидетельствует о том. что конкурентная борьба на экономическом поле республики далеко не всеми пока ведется честно.
Для анализа тенденций в конкурентной борьбе Минэкономразвития РБ ежегодно публикует аналитический доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Башкортостан.
В докладе отражены основные итоги проводимой в республике конкурентной политики, представлены результаты мониторинга состояния конкуренции на рынках товаров, работ и услуг региона, рассмотрены основные проблемы их функционирования, отражена деятельность органов местного самоуправления.
Как сказано в последнем Докладе, в статистическом регистре хозяйствующих субъектов в Республике Башкортостан по состоянию на 2019 год на территории республики учтено 81538 организаций. Следует отметить, что общее количество организаций сократилось на полтора процента по сравнению с 2017 годом, при этом в целом произошло уменьшение их числа на 7% по сравнению с 2016 годом. Нетрудно предположить, что большинство ушедших с рынка предприятий принадлежало к малому бизнесу. Между тем сегодня провозглашена задача с точностью до наоборот – максимально увеличить число «малышей» в сфере предпринимательства.
По состоянию на 1 января 2019 года в статистическом регистре учтено 88,6 тыс. граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, из них 42,8% заявили основным видом деятельности торговлю. Из общего количества учтенных индивидуальных предпринимателей 5863 являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, количество которых стало меньше, чем в 2017 году на 110 человек.
В разрезе видов экономической деятельности наибольшее число хозяйствующих субъектов зафиксировано в торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов – 26,9% от общего количества; строительстве – 13,9%; обрабатывающих производствах – 7,7%; деятельности профессиональной, научной и технической – 7,6%; деятельности по операциям с недвижимым имуществом – 6,5%.
Еще одна тенденция – неравномерность распространения малого и среднего бизнеса в РБ. В Уфе сосредоточено почти 65% всех малых и средних предприятий и 33% индивидуальных предпринимателей Республики Башкортостан. Качественным показателем развития малого предпринимательства в регионе или муниципальном образовании, а значит и уровне конкуренции в нем является показатель плотности субъектов малого и среднего предпринимательства (число СМСП в расчете на 1000 жителей). Так вот, количество СМСП в Уфе на тысячу человек в 1,6 раза больше, чем в среднем по Республике Башкортостан.
В рейтинге муниципальных образований Республики Башкортостан по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата в первой десятке оказались в основном города и только два сельских района – Чекмагушевский и Бурзянский.
Очевидно, что для дальнейшего развития конкурентного поля нужно поддерживать малый бизнес в малых городах и в сельских районах республики.
Среди предпринимателей республики недавно был проведен социологический опрос на предмет планов по расширению их бизнеса. Соцопрос показал, что представители бизнеса РБ проявляет меньшую активность в планах по активизации своей деятельности по сравнению с прошлым годом – половина опрошенных не планирует для себя выход на новые рынки, в то время как в предыдущем году этот показатель составлял 33% респондентов. Из тех, кто планирует «экспансию» своего бизнеса, 60% заинтересовано в выходе только за рамки своего муниципалитета.
Интересна оценка респондентами уровня конкуренции для своего бизнеса. Согласно результатам анкетирования, ровно половина опрошенных предпринимателей считают, что их предприятия имеют до пяти конкурентов, 38% респондентов говорят о большем количестве.
Отсутствие конкурентов на основном для своего бизнеса рынке констатирует 12% опрошенных. По результатам прошлого опроса так ответили 6,4% респондентов, а в 2016 году – 9%.
Треть опрошенных отметила появление до трех новых конкурентов (в 2016 году – 36%, в 2017 году – 32%), и об увеличении на четыре и более конкурентов – 17,6% (в 2016 году – 24%, в 2017 году –24%). Таким образом, по сравнению с предыдущим опросом, сократилась доля респондентов-предпринимателей, указавшая на увеличение числа своих конкурентов.
Адепты либеральной идеи считают, что чем выше уровень конкуренции, тем выше будет и уровень жизни. Ведь для того, чтобы выиграть состязание со своими соперниками, предприниматели будут вынуждены работать лучше, производить более качественный товар и даже снижать цены. Стандарт развития конкуренции направлен на поддержку именно этого дискурса – честной конкурентной борьбы. В Башкирии в этом направлении также предпринимаются свои шаги. Недавно Указом Главы Башкортостана Радия Хабирова Госкомитет РБ по мониторингу социально-экономического развития преобразован в Госкомитет по конкурентной политике, что свидетельствует о повышенном внимании к вопросам конкуренции.
«Конкуренция порождает наилучшие качества продуктов и наихудшие качества людей» – эту остроумную фразу впору сегодня переиначить. Да, конкуренция сродни ревности, а ревность – это «боязнь превосходства другого лица». Поэтому в конкурентной борьбе часто применяются не самые благовидные приемы, иногда даже преступающие закон. Но с другой стороны, в рамках честных правил игры. в желании превзойти конкурентов соперники вынуждены совершенствоваться, снижать издержки, улучшать свой бизнес, что в конечном счете служит во благо всего общества. Поэтому конкуренция должна порождать лучшие качества и у продуктов, и у людей.
Конкуренция сопровождала человечество на протяжении всей истории. Вот какие строки написал еще в VIII веке до нашей эры древнегреческий поэт Гесиод:
«Сосед ревнует соседу, который к богатству стремится.
Видит ленивец, что рядом другой близ него богатеет,
Станет и сам торопиться с посевом.
Воистину, эта Эрида – зависти жрица – для смертных полезна»
Богиня Эрида в древнегреческой мифологии покровительствовала соперничеству и духу состязания в труде.