Как известно из классики, «кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится». Справедливо это утверждение и для производственной сферы – несчастные случаи здесь происходят не сами по себе, а по определенным причинам. Это и халатность, несоблюдение требований техники безопасности, формальные инструктажи и просто самонадеянность. Результат тому – частые ЧП, новостями о которых практически каждый день пестрят сводки. Как избежать несчастных случаев на работе и что делать, если что-то все-таки произошло? На вопросы журнала «Панорама Башкортостана» отвечает начальник отдела охраны труда Гострудинспекции РБ Азамат САЛИХОВ.
– Азамат Радифович, в последнее время участились сообщения о несчастных случаях на производстве, среди которых много смертельных. Есть ли повод бить тревогу или это типичная картина? Насколько изменилась ситуация в сравнении с прошлым годом?
– Если обратиться к СМИ, то, действительно, публикуется очень много сообщений о несчастных случаях – для большинства информационных изданий тема происшествий остается одной из самых востребованных. Как вы знаете, были годы, когда об этом практически не писали, но это, конечно, не значит, что травматизма (в том числе производственного) не было.
За десять месяцев этого года Гострудинспекцией завершено расследование 154 несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом, из которых 106 признаны связанными с производством. В их результате погибли 28 человек, (за аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 34).
Тяжелые производственные травмы получил 81 человек (против 90 за январь-октябрь 2018-го), то есть по этому показателю также наблюдается снижение. Три последних года мы видим такую тенденцию. Но сказать, что не надо бить тревогу, не можем, так как каждый несчастный случай – это цена жизни или здоровья человека.
– Какие основные виды ЧП выявляет Гострудинспекция, что становится причиной несчастных случаев?
– Самыми распространенными видами производственного травматизма остаются падения с высоты (причем оно заметно «лидирует»); воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин; дорожно-транспортные происшествия; падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли. Наиболее высокий уровень производственного травматизма фиксируется в таких отраслях, как обрабатывающая сфера, строительство и сельское хозяйство. Причина большинства несчастных случаев носит организационный характер. То есть, их устранение не требует больших финансовых вложений, как часто это пытаются преподнести работодатели. В первую очередь, это неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологического процесса, несоблюдение работником дисциплины труда, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест. Чтобы этого не допустить, нужна продуманная система управления охраной труда на предприятии. Она должна работать и совершенствоваться, в том числе с учетом случаев производственного травматизма.
– Как часто к несчастному случаю приводит халатность руководства или самих работников?
– Неудовлетворительная организация работ – это и есть халатное отношение к требованиям охраны труда. Со стороны сотрудников – это нарушение дисциплины труда: много несчастных случаев происходит по причине того, что работник не соблюдает элементарные правила безопасности – он берется наладить неисправность механизма, не выключив оборудование. Так, осенью в Бураевском районе работник сельхозпредприятия получил травму при заготовке сенажа: он стал искать неисправность комбайна, не заглушив двигатель, в результате ногу пострадавшего зажало между приводным ремнем и шкивом. Или взять случай в Мелеузовском районе, когда работница пельменного цеха лишилась правой руки. Женщина решила очистить шнек пресс-автомата от налипшего теста, не используя специальное приспособление, и не обесточив оборудование. Конечно, в обоих случаях это не отменяет вины работодателя – он должен контролировать исправность и надежность машин.
– Как правило, предприятия не идут навстречу пострадавшим работникам, не признают своей вины. Часто ли они доказывают свою непричастность к тому, что произошло? В то же время бывают случаи, и когда работники не согласны с результатами расследования. Как Вы это прокомментируете?
– Чаще всего в Гострудинспекции обжалуют результаты расследования, которое проводит сам работодатель, так как зачастую его итог сводится к обвинению самого пострадавшего. По обращению мы проводим дополнительное расследование. И в большинстве случаев выявляем нарушения требований охраны труда, допущенные работодателем. Но, бывает, наши выводы тоже не устраивают пострадавших. Они начинают доказывать, что обучение было формальным, в журнале инструктажа они просто расписались. Но надо понимать, если работник сам поставил подпись под документом, имеющим юридическую силу, значит, он несет за это ответственность.
Если брать расследования, проводимые Гострудинспекцией, то в большинстве случаев в судах выигрываем мы. Это касается как споров с работодателями, так и с пострадавшими работниками. Дело не только в материалах, на которые мы опираемся – для расследования несчастного случая создается комиссия (в ее состав включаются представители работодателя, Фонда соцстраха, профсоюза, Гостехнадзора (если произошедшее связано с использованием машин и механизмов), Ростехнадзора (при несчастном случае на опасных производственных объектах), что обеспечивает его объективность.
– По результатам расследований виновные лица, как правило, привлекаются к административной ответственности в виде штрафов. Каков их размер, от чего это зависит? Не должно ведь наказание за смертельный случай на производстве ограничиваться штрафом?
– Материалы расследований смертельных и тяжелых несчастных случаев мы передаем в следственные органы. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда), ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ), в отношении ответственных должностных лиц следователи возбуждают уголовные дела по соответствующим статьям. В таких случаях лицам, допустившим нарушения в сфере охраны труда, грозят не только серьезные штрафы, но и лишение свободы.
Если же в действиях (бездействии) руководителей отсутствуют признаки преступления и не имеется оснований для возбуждения уголовного дела, Гострудинспекция в отношении виновных лиц (как должностных, так и юридических) принимает меры в соответствии с КоАП РФ.
– От чего зависит размер штрафов?
– От характера нарушений требований охраны труда. К примеру, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты второго класса (то есть страховочные привязи, защитные каски, огнеупорная спецодежда) карается штрафом от 130 до 150 тысяч рублей; допущение сотрудника к работе в состоянии алкогольного опьянения – от 50 до 80 тысяч рублей.
– Вас не задевает, когда в СМИ пишут, что за смерть работника предприятие заплатит всего лишь такую-то сумму?
– Конечно, это коробит. Порой даже журналисты не знают, что мы наделены правом привлекать только к административной ответственности. Гострудинспекция штрафует за нарушения трудового законодательства, а не «за гибель работника». По ней процессуальное решение принимают следственные органы. Поэтому СМИ, которые хотят рассказать о наказании виновных за смерть человека, я бы посоветовал отслеживать этот процесс до конца, вплоть до вынесения обвинительного приговора, и ряд серьезных изданий, мы видим, делают это.
– Что делается для предотвращения несчастных случаев на производстве?
– По инициативе Гострудинспекции разработаны «дорожные карты» по профилактике производственного травматизма в наиболее проблемных отраслях, а именно, строительстве, сельском хозяйстве, транспортной сфере, ЖКХ. Ввиду того, что, начиная с 2015 года, в республике участились факты гибели людей при выполнении работ в канализационных колодцах, мы выступили инициаторами массовых проверок канализационно-насосных станций, в ходе которых было выявлено значительное число нарушений требований охраны труда. Результатом мероприятий, согласованных с органами прокуратуры, стало то, что в этом году удалось не допустить ни одного смертельного и тяжелого случая производственного травматизма на объектах КНС.
Рабочей площадкой для обсуждения мер, направленных на предотвращение производственного травматизма, является республиканская Межведомственная комиссия по охране труда. На ней подробно разбираются допущенные на предприятиях смертельные и тяжелые несчастные случаи, работодатели отчитываются о том, что ими предпринято для улучшения ситуации с охраной труда. Возникающие при этом вопросы становятся предметом обсуждения и разъяснения на обучающих семинарах, которые проводятся и на площадках самих предприятий. Работодатели зачастую сами выступают инициаторами таких мероприятий, так как они в том числе и финансово заинтересованы в том, чтобы фактов производственного травматизма у них не было, и дело не только в штрафах и деловой репутации – для таких работодателей увеличивается размер страховых взносов на следующий страховой период.
– Азамат Радифович, что посоветуете людям, которые хотят сообщить о нарушении требований охраны труда на предприятии, но боятся потерять работу?
– По закону, анонимное сообщение не является основанием для проведения проверки, но к нам можно обратиться на условиях конфиденциальности. То есть работник указывает свои ФИО, но с припиской, что эта информация конфиденциальная. Приходя в данном случае с проверкой на предприятие, мы не разглашаем личность написавшего жалобу. А обратиться к нам или в прокуратуру, если видите нарушения в охране труда, конечно, нужно – этим вы, может, спасете чью-то жизнь.
В Уфе на предприятиии «Вимм-Билль-Данн» работник повредил позвоночник и сломал ребра
В Мелеузовском районе работник скотобойни сам попал под нож
В Уфимском районе колхозника придавило трактором
Компания «НЕФАЗ» заплатит 920 тысяч за смерть работника на производстве
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan