Справедливо, пожалуй, начать обзор с саммитов глав государств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС в 2015 году, честь провести которые выпала Уфе. В столицу Башкортостана тогда – впервые за ее историю! – слетелись первые лица России, Бразилии, Индии, ЮАР и Китая, а также главы еще десятка государств. Можно сказать, что на три дня – 8, 9 и 10 июля – Уфа стала столицей мира, и даже принятую совместно политическую декларацию лидеров разных стран назвали именно «Уфимской». Освещала событие тысяча журналистов, а жители и гости города жили ощущением того, что на их глазах пишется история.
Подводя итоги, Президент России Владимир Путин отметил, что саммиты были организованы отлично и порекомендовал всем учить русский и башкирский языки.
Вдохновившись таким успехом, в республике начали генерировать все новые форумы, на которые уже привычно и легко собирались представители стран ШОС и БРИКС. Первой такой вполне удачной идеей стали Форумы малого бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС, главной целью которых стало преодоление чиновничьих, таможенных, законодательных и прочих барьеров для взаимной торговли и инвестиций между странами. Они начали проводиться в Уфе ежегодно сразу же после саммитов, с того же 2015 года, получив за прошедшие четыре года уникальный имидж. Достаточно сказать, что проходят они по принципу R2R, который является исключительно башкирским ноу-хау – принцип region to region, когда регионы разных стран ведут диалог и быстрее, легче договариваются о сотрудничестве напрямую, минуя бюрократические процедуры национальных правительств.
Долгоиграющий «заряд», полученный от саммитов, сподвиг Уфу на проведение и ряда других форумов, посвященных различным отраслям промышленности, маркетингу, туризму, научным изысканиям. К примеру, фирменными и хорошо известными во всей России стали проходящие ежегодно в Уфе Российский нефтегазохимический форум (изначально названный «Большая химия») с сопровождающей его международной выставкой «Газ.Нефть.Технологии», а также Российский энергетический форум. Выбор площадки не был случайным, ведь в Башкортостане насчитывается более 300 нефтегазовых предприятий и добывается до 20 с лишним миллионов тонн нефти в год. Только в прошлом году участниками нефтехимического форума стали более 13 тысяч представителей 36 регионов России и 13 стран мира.
Сделав ставку на деловой событийный туризм, в республике стали стараться активно участвовать и нередко выигрывать права на проведение различных, мирового масштаба мероприятий. Все это способствовало тому, что в рейтинге событийного потенциала России 2017 года Уфа вошла в первую десятку наиболее активных в событийной отрасли городов. В ТОП-10 городов России столица Башкортостана значительно укрепила свое положение, поднявшись с 11-го на 6-е место. Немалую роль для продвижения региона сыграла разработанная тут программа «Уфа конгрессная», рассчитанная на годы вперед, и специально созданное Конгресс-бюро Башкортостана.
Деловой событийный туризм оказывает влияние на многие отрасли: торговлю, культуру, транспорт, проживание, ресторанный бизнес, финансовую сферу. Его развитие отражается на укреплении и развитии культурных связей как между регионами, так и внутри отдельно взятого региона. Любое привлеченное международное мероприятие – это еще и дополнительная возможность развития имиджа региона на российской и мировой арене, – считает директор Конгресс-бюро Башкортостана Евгений Пономаренко.
Особую роль, например, сыграла победа России и Уфы на право проведения конгресса Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» и Международной выставки APIEXPO в 2021 году. Постановка задачи достойно провести такой форум сама по себе дисциплинирует и «подтягивает» республику. Так, уже задолго до конгресса здесь появилась лаборатория, которая будет следить за качеством меда, вывозимого на экспорт. Завершено проектирование Медовой деревни, строится инфраструктура в Бурзянском районе. Она примет во время «Апимондии» специалистов, заинтересованных в сохранении уникального местного промысла, сохраняющегося в мире только в Башкортостане – бортничества, добычи меда диких пчел. В Башкортостане считают, что подготовка к значимым событиям в конечном итоге дает толчок развитию республики в целом как конкурентоспособного региона с устойчивой экономикой и развитой социальной инфраструктурой. Региона, который сможет войти в ТОП-10 ведущих регионов России к 2030 году.
Сегодня каждый уважающий себя регион или город стремится быть известным благодаря прежде всего своим брендам. Спросите у любого, с чем у него ассоциируется город Тула, вам ответят: «пряник» или «самовар». Астрахань – это непременно черная икра и вобла, а при упоминании Челябинска в любой точке земного шара вспомнят про метеорит. Однако почивать на лаврах благодаря случаю или доставшемуся от предков ремеслу всю жизнь невозможно. Поэтому многие регионы ищут новые пути привлечения к себе внимания.
Так и с Башкортостаном: все знают и ценят башкирский мед, приезжая в республику, стремятся увидеть пещеру Шульган-Таш с рисунками древних людей и услышать башкирский курай, звучавший даже со сцены Ла Скала. И тем не менее в регионе продолжают стремиться стать узнаваемыми в мире и другими путями.
Как только ни обыгрывали, к примеру, название столицы Башкортостана. Это и «город трех шурупов», названный так из-за похожести на головку шурупа всех трех букв башкирского названия столицы республики – Өфө. Это и «город инопланетян» (по созвучию «Уфа», UFA – UFO, НЛО). Долго шел спор, называть ли республику по-привычному «Башкирией» или «Башкортостаном» – названием, появившимся в начале 1990-х годов с принятием республикой Декларации о суверенитете в постперестроечные времена. Остановились на том, что для жителей других регионов и стран «Башкирия» произносится и запоминается легче, а более тяжело произносимое слово «Башкортостан» оставили для официальных случаев.
Наиболее удачным, впрочем, признали год назад бренд Terra Bashkiria, разработанный уфимской студией Paradox Box по заказу Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму. По словам руководителя студии Ильшата Байбурина, разрабатывая новый брендбук для Башкортостана, специалисты стремились отойти от многолетних штампов и создать современный, привлекательный облик республики, позволяющий идентифицировать и продвигать Башкортостан как на внутреннем, так и на внешнем туристических рынках. За короткое время логотип Terra Bashkiria действительно приобрел узнаваемость – его пестрая расцветка, позаимствованная из типичного башкирского орнамента, красуется сегодня на многих баннерах, площадях, в афишах и даже на форме футболистов местного клуба «Уфа».
Любопытно, что появление нового бренда стимулирует сегодня разработку новых туристических маршрутов, и самобытных, показывающих красоту национальных традиций, и природных, приключенческих, – ведь Башкортостан является одним из самых живописных регионов страны, давно получившим негласный титул «второй Швейцарии». Так что из «терра инкогнита» она постепенно превращается в землю, получающую все большую известность не только среди россиян, но и иностранцев.
Помогают в этом, как ни странно, глубокие исторические корни и события, которыми когда-то был охвачен или известен этот край. Так, знаменитые золотые олени, найденные в этих краях в древних захоронениях сарматов и хранящиеся в местном музее этнографии, стали местом, куда стремится попасть каждый приезжающий в Уфу, так же, как, попадая в Каир, каждый стремится увидеть мумию фараона. Все больше становится известной в современной Европе история о башкирском Робин Гуде Салавате Юлаеве, поднимавшем на восстание бедный люд, и о «северных амурах» – башкирских конниках, которые гнали наполеоновских солдат до самого Парижа и встречались во время похода по Европе с самим Гете.
Ветры Гражданской войны с бесконечной сменой красных на белых и обратно, прошумевшие в свое время на башкирской земле, оставили ей загадку-приключение для туристов – на дне одного из водоемов под Уфой до сих пор ищут «золото Колчака», якобы сброшенное в воду при наступлении Красной армии. Домик Ильича, долго жившего в ссылке в Уфе и именно здесь начавшего печатать свою легендарную «Искру», – предмет поклонения нынешних китайских коммунистов. Сейчас местные операторы усиленно работают над тем, чтобы каждый подобный исторический факт превратить в готовый туристический маршрут для тех, кто открывает для себя башкирскую «терра инкогнита».
В регионе, где у жителей исторически в крови состязательность, выносливость и стремление к победе, было бы грех не воспитать своих выдающихся спортсменов. Начнем с самого раскрученного здешнего бренда – прославленной хоккейной команды «Салават Юлаев», названной в честь национального героя Башкортостана и известной в России даже домохозяйкам. Жители республики проявляют удивительную солидарность, болея за любимый клуб, – горячо радуются победам и остро переживают неудачи хоккеистов.
А с появлением футбольного клуба «Уфа» республика стала стремительно наращивать успех в футболе. С 2014 года он пребывает в Российской премьер-лиге и в последние два года попадает как минимум в ТОП-10 чемпионата России. Хотя Уфа и не попала в число городов, в которых проходили игры чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи, проводимые на уфимском стадионе «Нефтяник», привлекают тысячи болельщиков со всей страны и из-за рубежа. Как, например, матч против шотландского «Рейнджерса» в рамках «Лиги Европы» или игры с «Зенитом», «ЦСКА» при участии мировых звезд футбола. Еще несколько лет назад представить подобное было невозможно.
Сегодня спортивные события международного уровня проходят в Уфе регулярно, благо инфраструктура этому способствует. Стадионы «Динамо» и «Нефтяник», ледовый дворец «Уфа-Арена», спортивно-оздоровительный центр «Биатлон» и многие другие объекты отвечают самым современным требованиям. Назовем лишь несколько: здесь прошли летний чемпионат мира по биатлону (2006), зимний чемпионат Европы по биатлону (2009), чемпионаты мира по мотогонкам на льду. В 2013 году Уфе было доверено впервые в России провести зимние Международные детские игры, и на них съехались около тысячи юных спортсменов из 20 стран мира. А этим летом, с 9 по 14 июля, Международные детские игры состоятся в Уфе вновь, на этот раз летние, и опять – впервые в России.
Удивительно, но в Уфе спорт и спортивные достижения – это удел не только «сильных мужчин». Башкирские паралимпийцы прославили Россию на последних Олимпиадах, принеся стране больше медалей, чем обычные команды. Матчи башкирской женской хоккейной команды «Агидель» привлекают не меньше болельщиков, чем игры мужского состава «Салавата Юлаева».
Сейчас Уфа ждет ответ на свою заявку о проведении международных соревнований по неолимпийским видам спорта. На пьедесталах почета прошлых лет и нынешних состязаний у республики – множество «золотых» имен: мотогонщик Габдрахман Кадыров, хоккеист Игорь Кравчук и Ирек Гимаев, теннисист Андрей Черкасов, гимнастка Ляйсан Утяшева, биатлонист Максим Чудов и многие другие. У «тиффози» всего мира, болеющих за любимые команды на легендарной «Формуле-1», тоже есть повод вспомнить Уфу и Россию – единственный российский пилот на «Королевских гонках», чемпион серии GP3 Даниил Квят, ныне выступающий за «Торо Россо», родился и вырос в Башкирии.
Событиям культуры республики в номере посвящен отдельный материал на стр. 42-47.