Накануне уфимского концерта участники «Кино» Юрий Каспарян, Александр Титов и Игорь Тихомиров, а также сын Виктора Цоя Александр Цой, выступающий в роли руководителя проекта, ответили на вопросы журналистов.
– При подготовке к концерту использовались мультитреки, из которых можно было изолировать вокал Виктора Цоя. Но сейчас, с развитием технологии demix, можно извлечь вокал из неотделяемых дорожек и таким образом расширить репертуар концерта?
А.Ц.: А это уже сделано было. У ранних песен не существует мультитреков, поэтому они таким алгоритмом и были размикшированы до отдельной вокальной дорожки.
– Сейчас часто исполняются песни 80-х. Не кажется ли вам, что возвращается время 80-х и история сделала определенный круг?
Ю.К.: Во время ковида было такое ощущение. Когда на танцпол были поставлены стулья, народ хотел встать – их сажали.
И.Т.: Если мы будем сейчас эту тему муссировать, мы можем перестать говорить… Это не та тема.
Ю.К.: Мы не будем ее муссировать…
И.Т.: Вы знаете, я долгое время сотрудничал с вашим земляком Юрием Юлиановичем. Я, конечно, очень переживаю за него сейчас, очень. Это все, что я хочу сказать на эту тему.
– Уфу называли столицей русского рэпа, сейчас ее называют столицей русского рэпа. Сейчас снова, кажется, становится столицей русского рока. Есть кто-то из музыкантов, за кем вы следите?
И.Т.: У меня старческая деменция, я просто не помню. У нас есть очень хорошие друзья – уфимская группа, не могу ее вспомнить.
– Lumen?
– И.Т.: Lumen, конечно, Lumen. Прекрасные ребята, мы дружим. Но глубже что-то – не смогу назвать.
– А как вы вообще к рэпу относитесь?
Ю.К.: Да, никак.
А.Т.: Мы слушаем один рэп (смеется). Можно, конечно, сказать, люто ненавижу.
– Раньше рок-музыканты говорили, рэп – это кал.
И.Т.: Конечно. И про диско так говорили, и про все так говорили. Это межцеховые разборки.
– Вы следите за музыкантами из молодого поколения? Можете кого-нибудь назвать классными?
Ю.К. Я не слежу. Иногда друзья что-то подсказывают.
А.Т.: А кстати, Юрий мне поставил недавно какую-то группу, название которой я забыл. Мне понравилось.
– Сейчас появляются вроде бы хорошие группы, но потом они забываются. Как вы думаете, почему сейчас нет такой группы, которая бы появилась и осталась? Потому что такой большой поток информации?
А.Т.: Сузилось вообще восприятие. Вы понимаете, поток информации не только в музыке, вообще везде, совершенно изменил мозги людей. Как золотые рыбки – шесть секунд внимания.
Ю.К.: Ну почему? Есть же, после «Кино» появлялись отличные группы – «Сплин», «Ленинград», «Звери».
– Это все очень старые группы.
Ю.К.: Так и мы очень старая группа. Просто некоторые группы выдерживают проверку, а некоторые – нет.
А.Т.: Потом, вообще сейчас ситуация волатильная.
А.Ц.: Мне кажется, все дело в том, что раньше для того, чтобы заниматься музыкой, нужно было очень хотеть. Поэтому те, кто доходил до какого-то признания, это были люди, которым точно нужно. А сейчас можно на айфоне сделать трек в принципе достойного качества, но из-за этого порог входа стал гораздо ниже, и в целом потом стал мелкодисперсный.
– Что будет после этого тура? Какие-то новые аранжировки, голограмма?
А.Ц.: Голограммы не будет, не будет караоке, не будет петь человек с трибьютом группе, не буду петь я. Этого точно всего не будет. Новые аранжировки наверняка будут, будет новая программа, будут новые видео. Наверняка будет какое-нибудь новое шоу.
– Ваш тур проходит с аншлагами. Вы ожидали такого успеха?
И.Т.: Готовя эту программу, мы вкладывали очень много и средств, и усилий. И понимали, что если это не состоится, мы окажемся полными банкротами.
А.Т.: Кстати, перед тем, как мы начали играть, и пошли первые слухи, ко мне подходили в Москве люди, журналисты и говорили: «На что вы замахиваетесь?».
А.Ц.: Оно бы и не сработало на самом деле. Если бы мы сделали тысячный зал и типа проекционный экран и хроника на нем показывается, играют ребята под какое-то смонтированное видео – оно бы и не «взлетело». Это был бы позорный и неприкольный проект.
Ю.К.: Я помню свои ощущения на первом концерте. Казалось, что в таких муках рождается слоненок. Второй концерт пошел уже как по маслу. Он как раз записан и будет издан.
– Вопрос к Юрию Каспаряну и Игорю Тихомирову. В апреле 1990 года группа «Кино» дала восемь концертов в Уфе. Запомнилось ли вам как-то пребывание в Уфе тогда? Или это просто был один из множества городов?
И.Т.: Во-первых, смотрите. Конечно, Уфа для меня город фактически родной. Потому что я сотрудничал с группой DDT и бывал здесь уж не помню, сколько раз. И вспомнить обстоятельства того концерта мне сложно, столько концертов проведено в Уфе, все уже размыто.
Ю.К.: Я, откровенно говоря, про киношные концерты очень мало что помню. Восемь концертов в Уфе было? В смысле, мы неделю играли каждый день?
– Так было в рекламе в газете. С 6 по 8 апреля, первый день – два концерта, в последующие дни – по три.
Ю.К.: Такого у нас быть не могло.
А.Т.: Может, Вы что-то путаете.
– А можно я вам пруфы пришлю?
И.Т.: Пришлите обязательно, потому что это интересно. Мне кажется, Виктор не стал бы в такую авантюру вписываться.
– У вас вышел новый альбом, и там, как написано в аннотации, песня «Сосны на морском берегу» была впервые записана группой. А то, что было известно всем как бонус-трек к «Черному альбому», это было кем тогда доработано?
И.Т.: Неизвестно.
– То есть, трек был выпущен без вашего ведома?
И.Т.: Все, что творилось в определенный период в 90-е, было без нашего ведома. С нами ничего не согласовывалось и не выплачивалось никаких роялти.
– Сколько времени прошло с момента появления идеи концертов до ее обнародования? Долго ли вы ее вынашивали, может быть, были какие-то сомнения?
Ю.К.: Время от времени появлялись какие-то люди с разными предложениями, типа голограммы и других, наверное, с начала нулевых.
И.Т.: История проекта, мне кажется, началась с того, что Рашид Нугманов попросил нас поучаствовать в «Игле-ремикс», затем – песня «Атаман».
Ю.К.: А в 2018 году произошло знаковое событие – Александр Викторович Цой отсудил все авторские права у Moroz records, и в 2019 году начался этот проект.
– То есть, до этого у вас просто не было прав на использование песен?
А.Ц.: Можно было договориться, но это было бы не то, что сейчас. Сейчас мы можем делать все, что хотим.
Фото: Евгений Соколов, Наталья Хомякова.