Все новости
КУЛЬТУРА
14 Января 2022, 13:05

Флюра Кильдиярова: «Без музыки жить не могу»

Народная артистка России и Башкирской АССР, Заслуженная артистка России Флюра Ахметшеевна Кильдиярова 15 января отмечает юбилей. Накануне знаменательной даты с певицей побеседовал наш корреспондент.

Всю жизнь была к себе критична

Флюра Ахметшеевна, как собираетесь отмечать юбилей?

– 15 января запланирован мой бенефис в Башгосфилармонии. Не знаю, почему решила сделать день в день, хотя после Нового года на подготовку оставалась всего неделя. И накануне времени совсем не было, я в больнице лежала. Будут петь мои студенты, и сама я выступлю. Как все будет, сама еще не знаю. Одно дело – на уроках показывать, другое – спеть на сцене. Честно говоря, форма уже не та. Вроде бы, вокальная форма нормальная, но когда начинаю петь, мне уже как-то не очень – и «дыхалка» не позволяет, и состояние эмоциональное. Но думаю, что много петь не буду. Покажу только основные моменты своего творчества.

Насколько Вы критичны к себе? Слушая свой голос в записи, оцениваете его как педагог?

– Знаете, я всю жизнь была к себе очень критична. И собственные записи мне нравились очень редко. А вот здесь вот так надо было, а вот здесь – так… Слышу какие-то вокальные недостатки – где-то позиционно низко спела, где-то не так фразировку сделала. И потом поняла, что в конце-концов – спела и спела. Даже когда мировую звезду слушаешь как педагог, находишь какие-то недочеты. Идеально спеть – можно ли?

А нужно ли?

– Вот именно. Нужно ли? Когда ты на сцене, у тебя эмоции играют, чувства играют. Ты хочешь выложиться, и не всегда можешь это сделать, потому что многое зависит от внутреннего состояния. Я ощущала эту связь, когда отдаешь зрителю свои чувства, и он возвращает их тебе. В такие моменты просто захлестывает – это, наверное, самые счастливые минуты на сцене.

Обычный зритель, если он не профессионал, может ведь и не заметить тех шероховатостей, которые видите Вы. Поэтому, наверное, не так все это критично?

– Да, но на уроках я стараюсь со студентами делать так, чтобы они умели себя слышать. Это очень важно для вокалиста. Воспитываю в них слух. Чтобы они интонационно, позиционно низко не пели, красиво вели звук, находили тембральные краски. Это не так-то просто. Работаем часами.

Насколько сильно певец подвергается риску заразиться ковидом, когда поет? Ведь дыхательные пути открыты, а в маске не споешь.

– Так для этого ограничения и ввели. Куар-коды те же, температуру измеряют. От иммунитета, конечно, тоже много зависит, но беречься надо. Маски в общественном месте носить обязательно, и зрителям в зале.

23 октября 2004 г. 85-летие Мустая Карима
23 октября 2004 г. 85-летие Мустая Карима

Пою с трех лет

Сколько лет Вы уже в музыке?

– Наверное, с 1969 года, когда я поступила в училище искусств. Я девять лет проучилась на дирижерско-хоровом отделении. И параллельно вокалом занималась.

А если копнуть глубже?

– Если глубже, то с трех лет. Я своим родителям уже в три года показывала концерты – все, что выучила в детском садике.

Вы же родом из Учалинского района...

– Да, из деревни Ильчигулово.

Что стало отправной точкойпочему Вы запели?

– Я помню, у нас проходили сабантуи, куда мы ходили всей семьей, и вот там наши деревенские бабушки, дедушки, наши сэсены пели. И все это запомнилось. Помню песни «Азамат», «Озон-кюй», «Урал». Пели также моя бабушка с маминой стороны, дядя пел очень хорошо, и родители пели. Но именно от песни «Озон-кюй», услышанной на сабантуе, у меня осталось самое сильное впечатление. Я восхищалась голосом исполнителя, протяжностью, красотой мелодии.

Когда Вы поняли, что хотите стать певицей?

– С детства. Сколько себя помню, всегда говорила – буду певицей, буду актрисой.

Здесь у вас через дорогу в музыкальном колледже преподает фортепиано Валентина Ивановна Старикова, выдающийся педагог. Она говорит, что музыкой должны заниматься только те, кто не может без нее жить. По отношению к Вам это утверждение справедливо?

– Да. Я без музыки не могу. Сколько лет я пою, а в последние 20 лет еще и преподаю, и это мне даже больше нравится. Я с детства нахожусь в своей колее и сейчас продолжаю в ней пребывать. Но у меня еще хобби появилось. Я построила дом, сад имею. И все свободное время провожу там.

И что выращиваете?

– Посадила яблони, груши, вишни, сливу.

А что за сорт груши? Устойчивый для нашего климата?

– Какой сорт, не помню. Четыре саженца уже прижилось, плодов пока не было, я молодая «садистка», так скажем. Но уже начали плодоносить яблоня, смородина, малина. А из овощей… Копать надо, для меня это очень нудно. Есть теплица, там грядка помидоров, грядка еще чего-то. Выращиваю розы, гортензии. Без фанатизма.

Три сестры - Флюра, Лилия и Асма
Три сестры - Флюра, Лилия и Асма

Башкирская песня в голландском соборе

На Всемирной Фольклориаде, которая прошла в Башкирии летом 2021 года, многие заметили, какой горячий отклик в душе находит казалось бы совсем далекая от нас культурамексиканская, например, костариканская и так далее. Как будто слышим что-то родное. А как принимали башкирскую песню за пределами республики, страны?

– Помню, в конце 90-х мы с фольклорной группой выступали в Европе. Были в Германии, Австрии, Бельгии. В Голландии я пела в соборе «Озон-кюй» и «Буранбай». «Буранбай» – одна из сложнейших башкирских народных песен, с диапазоном больше двух октав. «Озон-кюй» – удивительное творение нашего народа. Когда я пою это произведение, у меня чувства куда-то вглубь уходят. Закрываю глаза и как будто уношусь в далекое прошлое. Удивительные звуки, удивительный мелодический рисунок, орнамент. Глубина, в которой ощущается жизнь нашего народа. После того, как я спела, где-то минуту была тишина. Потом все вскочили и такое «браво» раздалось! Фольклор понимают и воспринимают везде тепло. Язык музыки всегда понятен. После того выступления в соборе раскупили все мои диски, которые я брала в поездку. Европейцы проявили большой интерес к нашей народной песне.

Вы же были знакомы с Гузель Измайловой, исполнительницей русских народных песен? Которой уже девять лет, как нет с нами.

– Конечно. Мы с ней дружили.

Так вот, мы как-то с ней завели разговор о народной культуре, народной песне. И Гузель Мансафовна сказала, что эти песни за века накопили такую мощь, такую энергию, что пробьют любую стену и до сих пор актуальны и сильны.

– Совершенно верно. Они всегда будут актуальны и близки людям. Когда я только заканчивала институт и начала петь народные песни, меня же народ «подхватил». Хотя, помню, шла однажды по улице мимо «Детского мира», где сейчас «Макдональдс», и мне повстречался один из моих зрителей. Он обратился ко мне: «Почему Вы поете народные песни, Вы разве будете популярны? Почему эстраду не поете?». Мне это было дико слышать, потому что после народных песен, после классики, эстраду не хочется петь. Хотя в нулевые приходилось, потому что нужно было на хлеб зарабатывать. Сейчас очень мало исполняют «Озон-кюй», а ведь это такой пласт! И я обязательно своим студентам даю эти песни. Говорю, если ты башкирка, то в своем репертуаре непременно должна иметь хотя бы 10 народных башкирских песен. И начинать концерт всегда должна с «Озон-кюй».

Культура поддается ритму времени

– А как Вы относитесь к осовремениванию фольклора? Этим у нас занимаются, например, артист Зайнетдин, группа «Аргымак».

– Я только «за». Молодцы ребята. Я пела с «Аргымаком», когда они только начинали. Мы вместе исполняли темповые башкирские песни, мне это нравилось. Осовременивание не портит, сама основа народных песен – тематика, мелодический рисунок все равно остается. Сейчас мы живем в таком ритме, что наша культура, наше искусство поддаются этому ритму. Правда, некоторые сценаристы пытаются еще и оперу осовременивать – вот насчет этого я не согласна.

Почему сейчас так бешено популярен рэп?

– Все эти Моргенштерн, Бузова – я не понимаю. В искусстве они ничего не оставят. Пришли – ушли. Это что-то инородное, что потом отрежут, выбросят и забудут.

И все-таки, почему рэп так популярен?

– Наверное, когда что-то наболело, тогда и получается рэп. У якутов есть обрядовый танец «Осуохай» – поют в ритме о том, что видят. Может быть, отсюда корни рэпа. Как составной элемент песни рэп – это нормально, можно делать вкрапления речитатива. Но строить произведение на нем целиком нельзя.

Все хотят научиться петь за пару уроков

Заслуженная артистка БАССР Нажия Мухаметовна Гареева как-то сказала, что вообще не может слушать современных певцов. А на Ваш взгляд, есть сейчас талантливые голоса или измельчала порода?

– Я иногда смотрю «Голос» – там появляются очень интересные голоса. Талантливые ребята есть. Но почему-то потом они куда-то исчезают. Первый, второй канал, эти концерты я не смотрю. Потому что на экране одни и те же лица – подтянутые, обтянутые. Кому под 70, кому за 70. Почему не дают дорогу молодым? Они же сами выбирают эти голоса, куда они их потом девают? С другой стороны, после этих передач «Голос» – детский, взрослый, 60+, очень много появилось желающих петь. Ко мне учиться напрашиваются. Я говорю, что не могу, у меня дел много.

Не потому ли отказываете, что эти люди слишком легкомысленны и думают, что им все легко дастсяза пару уроков?

– Да. Многие думают, что придут, рот откроют и – пошел петь. А когда начинаешь требовать, быстро «сливаются». Я им говорю: «Вы всерьез думаете, я Вам за два-три урока поставлю голос?». У нас вокалисты четыре года учатся в училище, потом еще в институт приходят. Наивные. А почему так происходит? Потому что появились такие, как Бузова, Моргенштерны всякие. Извините, конечно. Сейчас, пожалуйста – тик-токи записывают – выставляют. Очень много мусора.

Кого бы Вы отметили на современной сцене в Башкирии?

– Из эстрадных – не знаю даже, они все одинаковые. Одинаковая манера, как самодеятельность, понимаете. Я не могу ни «Юлдаш» слушать, ни «БСТ» смотреть.

А вот есть еще любимчик публики Элвин Грей. Про него что думаете?

– Элвин Грей, кстати, очень интересно начинал, он очень своеобразный. Почему он выделился? Потому что в эстраде нашей башкирской такого своеобразного голоса, такого тембра, манеры исполнения не было. Но то, что его советником поставили, я, конечно, в шоке.

К рок-музыке как относитесь?

– Никак. Я такие вещи не слушаю.

Ну а про «Битлз» что скажете?

– О! «Битлз» – это «Битлз»! Помню, в молодости в общежитии украдкой слушали их записи. Это тоже классика уже. Как они негритянские песни переложили – это великолепно. Так же, как «Аргымак» и Зайнетдин перекладывают башкирские народные песни – это тоже хорошо.

С юбилеем Вас, Флюра Ахметшеевна! Всего Вам доброго, и продолжайте радовать нас своим творчеством!

– Большое спасибо!

Фото: Е. Соколов и из личного архива Ф. Кильдияровой

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Инстаграме: https://www.instagram.com/bashpanorama

В Telegram: t.me/bashpanorama

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: